Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 1 августа 2005 г. N КА-А41/6557-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2005 г.
Предприниматель без образования юридического лица Самсонов А.В. обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ИМНС России по г. Воскресенску (в настоящее время ИФНС России по г. Воскресенску) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении возврата истцу налога на добавленную стоимость в сумме 3 500 руб. и налога с продаж в сумме 156 964, 77 руб. и обязании возместить налог на добавленную стоимость в сумме 3 500 руб. и налога с продаж в сумме 3 500 руб. и налог с продаж в сумме 156 964, 77 руб. и проценты за просрочку возврата излишне уплаченных налогов в сумме 7702,31 руб.
Заявлением от 18.01.2005 N 102 предприниматель отказался от исковых требований в части возврата излишне уплаченного налога с продаж в сумме 30052 руб. (уплаченного квитанциями N 0647 от 11.04.2001 и N 0778 от 11.04.2001).
Заявлением от 18.01.2005 предприниматель изменил требования в части обязания ИФНС РФ по г. Воскресенску возместить проценты за несвоевременный возврат налогов и просил возместить проценты в сумме 12965 руб. 96 коп.
Решением от 26 января 2005 г. Арбитражного суда Московской области, оставленным без изменения постановлением от 14 апреля 2005 г. Десятого арбитражного апелляционного суда, требования предпринимателя (с учетом изменений) удовлетворены. Производство по делу в части обязания возвратить налог с продаж в сумме 30052 руб., уплаченный квитанциями N 0647 от 11.04.2001 и N 0778 от 11.04.2001, прекращено.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение от 26 января 2005 г. и постановление от 14 апреля 2005 г., указывая на то, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм материального права и норм процессуального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель предпринимателя в судебное заседание не прибыл, хотя предприниматель надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев кассационную жалобу, заслушав представителя налогового органа, проверив правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Признавая требования предпринимателя подлежащими удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.1995 N 22-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" в период с 01.01.2001 по 31.12.2001 предприниматель находился на упрощенной системе налогообложения, о чем свидетельствуют патент серии АО N 50 977430 от 05.01.2001 на осуществление оптовой и розничной торговли на период с 01.01.2001 по 31.12.2001.
В 2001 г. Предприниматель исчислял и уплачивал в бюджет налог на добавленную стоимость и налог с продаж и представлял в налоговый орган декларации по указанным налога. Факт уплаты НДС в сумме 3 500 руб. и налога с продаж в сумме 156 964 руб. 77 коп. в бюджет, подтверждается представленными в материалы дела квитанциями.
14.04.2004 истец обратился в налоговый орган с заявлением о возврате из бюджета НДС и налога с продаж, уплаченных в 2001 году.
Поскольку суммы налога возвращены не были, то истец обратился в суд за возмещением из в судебном порядке и взыскании процентов за несвоевременный возврат налогов.
Законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.1995 N 222-ФЗ установлена упрощенная система налогообложения предпринимательской деятельности, предназначенная для замены общей системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
Таким образом, с момента перехода субъектов малого предпринимательства к упрощенной системе налогообложения на них не распространяется общая система налогообложения, элементами которой являются налог на добавленную стоимость и налог с продаж.
Согласно п. 7 и п. 8 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Расчет процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных: НДС, налога с продаж, представленный в материалы дела истцом, судами проверен и подтверждается материалами дела.
Довод налогового органа о необоснованности начисления процентов за просрочку возврата сумм излишне уплаченных налогов в связи с исполнением разъяснений вышестоящих органов, признан судами необоснованным.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (п. 1 ст. 78 НК РФ), при этом, в силу п. 2 ст. 4 НК РФ Методические рекомендации Министерств не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и обязательны только для подразделений Министерств и ведомств.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустили при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы повторяют возражения налогового органа в суде первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, которые получили надлежащую оценку судами первой и апелляционной инстанций.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения от 26 января 2005 г. и постановления от 14 апреля 2005 г.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 26 января 2005 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-24051/04 и постановление от 14 апреля 2005 г. Десятого арбитражного апелляционного суда по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 августа 2005 г. N КА-А41/6557-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании