Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 июля 2005 г. N КА-А40/7113-05
(извлечение)
ОАО "Фирма "Центроэнергомонтаж" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции МНС РФ N 1 по ЦАО г. Москвы о признании недействительным требования N 882 от 17.08.2004 г. об уплате налога и незаконным решения N 466 от 05.10.2004 г. о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) на счетах в банке.
Решением суда от 09.02.2005 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2005 г., заявление удовлетворено по основаниям несоответствия указанных актов налогового органа нормам ст.ст. 69, 70, 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ИФНС РФ N 1 по г. Москве, в которой заявлено требование об их отмене по основаниям неправильного применения норм материального и процессуального права.
Инспекция считает, что оспариваемые требование и решение соответствуют нормам ст.ст. 69, 70, 46 НК РФ, так как в требовании указаны все необходимые сведения, решение о взыскании налога, пени за счет денежных средств заявителя принято в связи с неисполнением требования.
Заявитель в отзыве, представленном в заседание суда, просит жалобу отклонить как необоснованную.
В соответствии со ст. 279 АПК РФ с согласия представителей ответчика отзыв приобщен к материалам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает жалобу подлежащей отклонению, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 70 Кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога (п. 2 статьи) с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, месяцами, кварталами, неделями и днями.
Пунктом 4 ст. 58 НК РФ определено, что конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.
Направление требования об уплате налога с указанием оснований возникновения задолженности и размера недоимки является необъемлемой частью регулируемого Налоговым кодексом процесса взыскания налога. Порядок направления требования определен статей 69 НК РФ.
Требование об уплате налога (п. 4 ст. 69 НК РФ) должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в требование N 882 от 31.08.2004 г. включены пени по взносам с Государственный фонд занятости в сумме 10639,59 руб., "прочие налоги" в суме 38763 руб. и пени 101899,82 руб., налог с продаж в сумме 816 руб., пени по нему 119,95 руб., задолженность по налогу на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 172418,21 руб.
При этом срок уплаты "прочих налогов" определен датой 01.01.2003 г., налога на содержание жилфонда - 17.08.2004 г. налога с продаж - 20.01.04 г.
Под "прочими налогами" понимается налог на приобретение транспортных средств, требование N 483 об уплате которого направлялось заявителю 22.13.2000 г. и было частично оплачено платежным поручением N 404 от 26.04.1999 г.
В течение последующих 4 лет налоговым органом меры принудительного взыскания задолженности не приняты, сроки, установленные ст.ст. 46, 47, 48 НК РФ истекли.
Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы отменен с 01.01.2001 г.
Пени начислены нарастающим итогом, причем без учета данных карточки лицевого счета налогоплательщика о наличии по состоянию на 19.04.2001 г. переплаты в сумме 15736 руб.
Налог с продаж в сумме 816 руб. уплачен 19.01.2004 г. платежным поручением N 24 от 19.01.2004 г., в связи с чем основания для начисления пеней отсутствовали.
Основания возникновения недоимки по взносам в Государственный фонд занятости населения налоговым органом не указаны, период начисления пеней - также.
Поскольку инспекция утверждает, что пени начислены на недоимку имевшуюся у заявителя на 01.01.2001 г., сроки направления требования и принятия мер бесспорного взыскания истекли.
Решение N 446 о взыскании налога (пени) за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке принято 05.10.2004 г. в связи с неисполнением требования, составленного и направленного с нарушением норм ст.ст. 69, 70, 46 НК РФ.
Довод инспекции о формальном соответствии требования налоговым нормам не соответствует содержанию требования, в котором не обозначены основания его направления, позволяющие точно установить к какому периоду относится недоимка, по каким причинам (невыполнение обязанности по уплате налога, взноса по конкретной декларации; решение о доначислении налога (взноса), проч.) она возникла.
Учитывая включение в требование обобщенного состояния расчетов налогоплательщика без расшифровки периодов начисления пеней не представляется возможным проверить обоснованность расчетов пеней.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 09.02.2005 г. Арбитражного суда г. Москвы, постановление от 12.04.2005 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-63746/04-33-606 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС РФ N 1 по г. Москве без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 июля 2005 г. N КА-А40/7113-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании