Постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1394
"О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления"
(с изменениями от 24 августа 2002 г., 8 апреля 2003 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления (далее именуется - Программа).
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2003 г. N 201 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
3. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета и перечня федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета, в 2000-2002 годах предусмотреть выделение 160 млн.рублей для финансирования мероприятий Программы, в том числе на 2000 год - 20 млн. рублей.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2003 г. N 201 в пункт 4 настоящего постановления внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
4. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета и перечня федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета, в 2003-2014 годах предусматривать ежегодно выделение средств на финансирование мероприятий Программы.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать мероприятия Программы при разработке и реализации региональных программ поддержки местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2003 г. N 201 в пункт 6 настоящего постановления внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Председатель Правительства |
В.Путин |
Москва
15 декабря 1999 г.
N 1394
Федеральная целевая программа
государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления
(с изменениями от 8 апреля 2003 г.)
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2003 г. N 201 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
См. текст Паспорта в предыдущей редакции
Паспорт Федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления
Наименование Программы - Федеральная целевая программа
государственной поддержки развития
муниципальных образований и создания
условий для реализации конституционных
полномочий местного самоуправления
Основание для разработки - распоряжение Президента Российской
Программы Федерации от 1 декабря 1998 г. N 421-рп
Указом Президента РФ от 28 мая 2004 г. N 701 названное распоряжение признано утратившим силу
Государственный заказчик - Министерство экономического развития и
Программы торговли Российской Федерации
Согласно распоряжению Правительства РФ от 7 июля 2005 г. N 938-р государственным заказчиком-координатором настоящей федеральной целевой программы является Минрегион России
Основной разработчик - Министерство экономического развития и
Программы торговли Российской Федерации
Цели и задачи Программы - формирование условий для устойчивого
социально-экономического развития
муниципальных образований, эффективной
реализации конституционных полномочий
местного самоуправления
Сроки реализации Программы - 2000 - 2014 годы
первый этап - 2000 - 2002 годы
второй этап - 2003 - 2014 годы
Перечень основных мероприятий - мероприятия в правовой, организационной,
Программы финансово-экономической,
научно-методической, кадровой и
социально-политической сферах
Исполнители основных - Министерство экономического развития и
мероприятий Программы торговли Российской Федерации,
Министерство финансов Российской
Федерации,
Министерство юстиции Российской
Федерации,
Министерство труда и социального развития
Российской Федерации, Министерство
здравоохранения Российской Федерации,
Министерство образования Российской
Федерации, Министерство культуры
Российской Федерации, Министерство
транспорта Российской Федерации,
Министерство Российской Федерации по
делам печати, телерадиовещания и средств
массовых коммуникаций, Министерство
Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства,
Министерство Российской Федерации по
налогам и сборам,
Министерство внутренних дел Российской
Федерации,
Министерство имущественных отношений
Российской Федерации, Государственный
комитет Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному
комплексу,
Федеральная служба земельного кадастра
России,
Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации, Федеральная
комиссия по рынку ценных бумаг,
Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации,
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного
самоуправления, союзы и ассоциации
муниципальных образований
Объемы и источники - объем ассигнований для финансирования
финансирования Программы первого этапа Программы за счет средств
федерального бюджета составляет 160 млн.
рублей, в том числе в 2000 году - 20 млн.
рублей
Ожидаемые конечные результаты - совершенствование нормативной правовой
Программы базы местного самоуправления; внедрение
передовых методик и технологий по
оптимизации местных бюджетов,
территориальных основ муниципальных
образований и структуры органов местного
самоуправления; создание механизмов и
эффективно функционирующих систем
подготовки и переподготовки кадров для
органов местного самоуправления;
реализация федеральных инвестиционных
проектов и программ
социально-экономического развития
муниципальных образований; создание
целостной системы информационного
обеспечения местного самоуправления
Контроль за исполнением - контроль за исполнением Программы
Программы осуществляет Министерство экономического
развития и торговли Российской Федерации
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.
В связи с этим в ходе поэтапной конституционной реформы большое внимание уделено реформе местного самоуправления. В частности, еще в 1993 году были изданы касающиеся проведения реформы местного самоуправления указы Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 г. N 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации", от 26 октября 1993 г. N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации", от 22 декабря 1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и от 21 марта 1994 г. N 557 "О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления".
В последующем принят ряд федеральных законов и более 1300 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере местного самоуправления.
В 1996 - 1999 годах реализовывались мероприятия Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. N 1251. Основной целью указанной Программы, принятой в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", являлось обеспечение становления и развития самоуправления населения Российской Федерации путем создания основ для формирования власти на муниципальном уровне при условии достижения муниципальными образованиями финансово-экономической самостоятельности. В основном поставленная цель достигнута: приняты основополагающие законы, определена территория муниципальных образований, сформированы органы местного самоуправления. В связи с этим в настоящее время необходимо ставить и решать вопросы совершенствования правовой, территориальной и организационной основ местного самоуправления, в том числе вопросы разработки предложений по систематизации, а в дальнейшем - по кодификации законодательства в области местного самоуправления, методических рекомендаций по оптимизации территорий муниципальных образований и структур органов местного самоуправления. Кроме того, в ходе реализации мероприятий Программы были созданы основы системы государственной поддержки местного самоуправления. На современном этапе требуется ее развитие, укрепление материальной, технической и кадровой базы, создание системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления, сетей региональных центров научной и информационной поддержки местного самоуправления.
В 1996 - 1999 годах разработано значительное количество методик и технологий в области финансовой и экономической деятельности органов местного самоуправления, которые были апробированы и внедрены в ряде муниципальных образований, входящих в систему опорных зон. Эти методики и технологии позволяют существенно повысить эффективность управления финансовыми и материальными ресурсами муниципальных образований. В целях максимального использования всех имеющихся местных ресурсов для улучшения социально-экономического развития муниципальных образований необходимо широкое распространение этих методик и технологий. Значительно меньше внимания в указанный период было уделено работе с населением, вовлечению его в решение местных вопросов, взаимодействию местной власти и населения.
Без постоянной поддержки со стороны государства муниципальные образования не смогут эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения, тем более что государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти. Поэтому необходимо осуществление мер, обеспечивающих углубление реформы местного самоуправления, планомерный переход от поддержки государством становления власти на муниципальном уровне к поддержке социально-экономического развития муниципальных образований, реализации в полном объеме конституционных полномочий местного самоуправления.
2. В Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления (далее именуется - Программа) определены основные направления государственной поддержки развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления.
3. Программа призвана способствовать осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления, активному проведению социально-экономической и политической реформ на муниципальном уровне.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
4. Главной целью Программы является формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, эффективной реализации конституционных полномочий местного самоуправления.
5. Основными задачами Программы являются:
а) совершенствование нормативной правовой базы местного самоуправления как на федеральном, так и на региональном уровнях, создание необходимых предпосылок для формирования на этой основе собственной нормативной правовой базы муниципальных образований;
б) совершенствование территориальных и организационных основ местного самоуправления;
в) выработка механизма эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами государственной власти;
г) создание условий для финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, в том числе совершенствование системы налогового и бюджетного регулирования, позволяющих стабильно обеспечивать минимальные местные бюджеты путем закрепления на постоянной основе доходных источников муниципальных образований для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов;
д) совершенствование межбюджетных отношений, имеющее конечной целью выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований на основе единой методики расчетов, включающей обязательный учет государственных минимальных социальных стандартов;
е) финансовое обеспечение реализуемых органами местного самоуправления конституционных полномочий, в том числе отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, и решений органов государственной власти, влекущих дополнительные расходы местных бюджетов;
ж) создание условий для завершения передачи отдельных категорий объектов, находящихся в государственной собственности, в муниципальную собственность муниципальных образований;
з) реализация права собственности муниципальных образований на землю;
и) выработка рекомендаций, методик и технологий, способствующих оптимизации территорий муниципальных образований и структур органов местного самоуправления, эффективному управлению бюджетным процессом, муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством в целом, комплексным социально-экономическим развитием муниципальных образований, устойчивому взаимодействию органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышению качества профессиональной подготовки муниципальных служащих;
к) развитие государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления;
л) обеспечение создания эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением, обеспечивающей участие последнего в местном самоуправлении и контроль со стороны населения за деятельностью органов местного самоуправления;
м) создание условий для формирования и реализации инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития муниципальных образований;
н) разработка и реализация федеральных инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития муниципальных образований;
о) обеспечение исполнения законодательства о местном самоуправлении;
п) содействие информационному обеспечению местного самоуправления.
6. Предусматриваются два основных этапа исполнения Программы:
первый этап (2000 - 2002 годы) - создание базовых условий для развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления;
второй этап (2003 - 2014 годы) - выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задач инвестиционного характера, способных обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие муниципалитетов и существенное повышение жизненного уровня населения.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2003 г. N 201 в заголовок раздела III настоящей Программы внесены изменения
См. текст заголовка в предыдущей редакции
III. Мероприятия по государственной поддержке развития муниципальных образований
7. Для обеспечения государственной поддержки местного самоуправления необходимо осуществление следующих мероприятий:
а) анализ федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов и внесение предложений по их совершенствованию, разработка проектов федеральных нормативных правовых актов, модельных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
б) анализ межбюджетных отношений, выработка предложений по их совершенствованию; разработка государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм и нормативов, а также рекомендаций по установлению нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
в) разработка и реализация целевых инвестиционных подпрограмм, способствующих реализации конституционных основ местного самоуправления и развитию муниципальных образований;
г) разработка и внедрение методик и технологий управления муниципальным хозяйством, муниципальной собственностью, бюджетным процессом в муниципальных образованиях, совершенствование территориальной и организационной основ местного самоуправления, подготовка кадров для органов местного самоуправления;
д) создание систем информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, разработка предложений по созданию муниципальных информационных систем;
е) разработка предложений по формированию системы подготовки кадров для органов местного самоуправления, совершенствование государственных образовательных стандартов, программ, создание учебно-методических пособий, осуществление учебных мероприятий;
ж) создание и совершенствование систем информирования населения о сущности, преимуществах, принципах и задачах местного самоуправления, о деятельности органов местного самоуправления.
В связи с тем, что муниципальные образования существенно отличаются друг от друга, в том числе по размерам территории, количеству населения, экономическому потенциалу, географическим и климатическим условиям, а также учитывая ограниченность средств федерального бюджета, направляемых на реализацию мероприятий Программы, отработка конкретных методик, технологий, методических рекомендаций, создание пилотных центров научной, информационной и кадровой поддержки местного самоуправления проводятся на базе опорных зон, формируемых из муниципальных образований различных типов и в различных регионах в соответствии с разработанной методологией.
IV. Основные направления и механизмы реализации Программы
8. Программой предусматриваются следующие основные направления государственной поддержки развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления:
а) совершенствование правовой основы местного самоуправления, включающее регулирование организационной, финансовой и хозяйственной самостоятельности местного самоуправления при решении вопросов местного значения;
б) обеспечение рациональной организационной поддержки муниципальных образований и создание условий для эффективной реализации органами местного самоуправления своих полномочий;
в) создание условий для финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований;
г) совершенствование системы научно-методической и организационно-методической поддержки развития муниципальных образований и обеспечение ее эффективного функционирования;
д) обеспечение функционирования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для органов местного самоуправления и ее совершенствование;
е) информационная поддержка местного самоуправления и создание благоприятных условий для стабильной социально-политической обстановки в муниципальных образованиях.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2003 г. N 201 в пункт 9 настоящей Программы внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
9. В целях совершенствования правовой основы местного самоуправления необходимо законодательным путем решить следующие вопросы:
а) исключен;
См. текст подпункта "а" пункта 9
б) порядок установления государственных минимальных социальных стандартов и нормативов минимального бюджетного обеспечения муниципальных образований;
в) закрепление за местными бюджетами на долговременной и постоянной основе налоговых поступлений, обеспечивающих финансовую самостоятельность органов местного самоуправления;
г) порядок расчета и передачи органам местного самоуправления средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий;
д) порядок расчета и компенсации органам местного самоуправления средств на исполнение ими решений органов государственной власти, влекущих дополнительные расходы или снижающих доходы местных бюджетов;
е) контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
ж) основы статуса выборного лица местного самоуправления;
з) организация и деятельность муниципальных органов охраны общественного порядка и их взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
и) уточнение полномочий органов местного самоуправления и выработка на их основе направлений рационального расходования средств местных бюджетов;
к) исключен;
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2003 г. N 201 в пункт 10 настоящей Программы внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
10. Рациональная организация местного самоуправления, взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления и обмен информацией на всех уровнях государственной власти являются необходимыми условиями для устойчивого развития муниципальных образований, эффективной реализации органами местного самоуправления своих полномочий.
Совершенствование организационных основ местного самоуправления потребует:
а) развития системы государственного контроля за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами законодательных актов Российской Федерации о местном самоуправлении и нормативно-правовых актов муниципальных образований;
б) изучения опыта организации местного самоуправления как в Российской Федерации, так и за рубежом;
в) научно обоснованного подхода к установлению территорий муниципальных образований и созданию структур органов местного самоуправления;
г) установления принципов организации структур управления муниципальным хозяйством;
д) разработки и внедрения механизмов эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
е) обеспечения деятельности системы информационной поддержки местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2003 г. N 201 в пункт 11 настоящей Программы внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
11. Самостоятельная финансово-хозяйственная деятельность органов местного самоуправления создает необходимые условия для удовлетворения основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Для повышения ее эффективности со стороны государства необходимы:
а) совершенствование межбюджетных отношений;
б) создание условий для формирования и развития муниципального хозяйства;
в) методическая помощь в решении вопросов формирования и исполнения местных бюджетов, управления муниципальной собственностью и муниципальным хозяйством, формирования муниципальной инвестиционной политики, муниципальной политики в кредитной сфере, муниципальной политики поддержки развития малого и среднего предпринимательства, а также создания конкурентной среды в сфере предоставления услуг населению в муниципальных образованиях.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2003 г. N 201 в пункт 12 настоящей Программы внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
12. Решение проблем, возникающих в ходе становления и развития местного самоуправления, обеспечения устойчивого развития муниципальных образований, требует их глубокой научно-методической проработки.
В связи с этим необходима развитая научно-методическая база местного самоуправления на федеральном и региональном уровнях.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2003 г. N 201 в пункт 13 настоящей Программы внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
13. В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, их наиболее полного участия в разработке и реализации планов и программ развития муниципальных образований необходимо обеспечение функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления и ее совершенствование.
В рамках Программы предлагается осуществлять:
а) совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления, включающей довузовское и послевузовское обучение основам местного самоуправления;
б) формирование федерального, регионального и муниципального заказов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих;
в) разработку и утверждение государственных образовательных стандартов, выполнение базовых учебных планов и программ по специальности "Государственное и муниципальное управление";
г) издание и распространение научной и учебно-методической литературы, касающейся подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления, а также методической литературы по вопросам организации муниципальной службы и работы с кадрами в органах местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2003 г. N 201 в пункт 14 настоящей Программы внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
14. Становление реального местного самоуправления, предполагающего активное участие населения в решении конкретных вопросов местного значения, поддержку органов местного самоуправления, оказываемую населением, и контроль за их деятельностью, возможно осуществить только при наличии отлаженной информационной системы информирования населения и благоприятной социально-политической обстановки в муниципальных образованиях.
Для их создания необходимо:
формирование системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением;
создание региональных и муниципальных систем информирования населения об основных направлениях политики органов государственной власти и органов местного самоуправления, доведения до сведения граждан существа принимаемых нормативных правовых актов;
создание условий для формирования в муниципальных образованиях структур гражданского общества, способствующих участию населения в осуществлении местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2003 г. N 201 раздел IV настоящей Программы дополнен пунктом 14-1
14-1. Мероприятия в области государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления на 2003 - 2004 годы предусмотрены приложением.
V. Ресурсное обеспечение Программы
15.Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и по согласованию - средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств союзов и ассоциаций муниципальных образований. При этом предполагается также использование средств международных организаций в рамках осуществляемых ими проектов поддержки развития местного самоуправления в странах с переходной экономикой.
Совместное финансирование мероприятий Программы осуществляется на основании отдельных договоров.
VI. Организация исполнения Программы и контроль за ходом ее реализации
16.Основными исполнителями Программы являются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, союзы и ассоциации муниципальных образований.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2003 г. N 201 в пункт 17 настоящей Программы внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
17.Организация исполнения Программы осуществляется дирекцией Программы - федеральным государственным научным учреждением "Российский научный центр государственного и муниципального управления".
Для экспертизы разрабатываемых в ходе выполнения мероприятий Программы документов, материалов и оценки эффективности использования бюджетных средств дирекцией Программы формируются экспертные группы по мероприятиям Программы из ведущих специалистов в соответствующих областях.
Контроль за исполнением Программы возлагается на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2003 г. N 201 в пункт 18 настоящей Программы внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
18.Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета предусматривается в следующем объеме:
в 2000 - 2002 годах - 160 млн. рублей, в том числе на 2000 год 20 млн. рублей;
в 2003 - 2014 годах с учетом представляемых в установленном порядке предложений Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Организация в рамках Программы работ, обеспечивающих переход на новые методики и технологии муниципального управления в муниципальных образованиях различных типов и в различных регионах, их широкое внедрение и подготовка соответствующих специалистов, возможна при условии финансирования за счет средств федерального бюджета.
В связи с тем, что муниципальные образования отличаются друг от друга по размерам территории, численности населения, экономическому потенциалу, географическим и климатическим условиям, а средства федерального бюджета, направляемые на реализацию мероприятий Программы, ограничены, отработка конкретных методик, технологий, методических рекомендаций и создание пилотных центров научной, информационной и кадровой поддержки местного самоуправления проводятся на основе системы опорных зон, формируемых из муниципальных образований различных типов и в разных регионах в соответствии с разрабатываемой типологией.
Программу предполагается реализовать в 176 опорных зонах. Потребность финансовых средств на 2000 год по основным направлениям Программы составляет 20 млн. рублей, из них:
на научно-методическую поддержку местного самоуправления, экспертизу разработок Программы (по договорам с исполнителями) - 8,2млн. рублей;
на внедрение методик и технологий управления местными бюджетами в муниципальных образованиях - 3,52 млн. рублей;
на систему подготовки и переподготовки кадров (дистанционное обучение в муниципальных образованиях, без отрыва от основной работы, с использованием электронных программных средств удаленного доступа к базам информации) - 2,5 млн. рублей;
на информационную поддержку местного самоуправления по созданию муниципальных информационных систем - 4,02 млн. рублей;
на издание научно-методической литературы для муниципальных образований - 1,76 млн. рублей.
Таким образом, реализация Программы при условии финансовой поддержки со стороны государства позволит осуществить дальнейшую реформу местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2003 г. N 201 настоящая Программа дополнена приложением
Приложение
к Федеральной целевой программе
государственной поддержки развития
муниципальных образований и создания условий
для реализации конституционных полномочий
местного самоуправления
Мероприятия
в области государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления на 2003 - 2004 годы
|
|
Исполнители |
Срок исполнения |
Правовая сфера | |||
1. |
Подготовка поправок к проекту федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (новая редакция) |
Минэкономразвития России, Минфин России, Минимущество России с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций муниципальных образований |
апрель 2003 г. |
2. |
Организация мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления |
Минэкономразвития России с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций муниципальных образований |
май 2004 г. |
3. |
Систематизация федерального законодательства по вопросам местного самоуправления |
Минэкономразвития России, Минимущество России |
декабрь 2003 г. |
4. |
Разработка, распространение и внедрение предложений по совершенствованию законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам местного самоуправления, включая разработку модельных законов |
Минэкономразвития России с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации |
март 2004 г. |
5. |
Разработка, распространение и внедрение предложений по совершенствованию нормативных правовых актов органов местного самоуправления, включая разработку модельных нормативных правовых актов |
Минэкономразвития России с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций муниципальных образований |
март 2004 г. |
6. |
Разработка проекта федерального закона "Об информационных основах деятельности органов местного самоуправления" |
Минсвязи России, Минэкономразвития России с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций муниципальных образований
|
декабрь 2003 г. |
Совершенствование организационной и территориальной основ местного самоуправления | |||
7. |
Организация мониторинга структур органов местного самоуправления |
Минэкономразвития России |
декабрь 2004 г. |
8. |
Организация мониторинга территориальной организации муниципальных образований |
Минэкономразвития России |
декабрь 2004 г. |
9. |
Разработка и организация внедрения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях методических рекомендаций по установлению границ муниципальных образований и формированию органов местного самоуправления исходя из требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (новая редакция) |
Минэкономразвития России, МВД России, Минздрав России, Минимущество России, Минобразование России, МПТР России, Минтранс России, Минкультуры России, Минтруд России, Минфин России, Госстрой России, Росземкадастр с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций муниципальных образований
|
ноябрь 2003 г. |
Обеспечение гарантий финансовой самостоятельности | |||
10. |
Организация мониторинга финансового и социально-экономического развития муниципальных образований |
Минэкономразвития России, Минфин России, ФКЦБ России |
декабрь 2004 г. |
11. |
Разработка и внедрение методик совершенствования управления муниципальным хозяйством, местными финансами, комплексным социально-экономическим развитием муниципальных образований, включая обеспечение привлечения инвестиций в отрасли муниципального хозяйства с учетом положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (новая редакция)
|
Минэкономразвития России, Минфин России, Минимущество России, МАП России, МНС России, Минтранс России, Минобразование России, Минздрав России, Минсвязи России, Минтруд России, Госстрой России, Росземкадастр, ФКЦБ России |
октябрь 2004 г. |
12. |
Разработка предложений по внесению изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации исходя из требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (новая редакция) |
Минфин России, Минэкономразвития России, Минимущество России |
май 2003 г. |
13. |
Разработка методических рекомендаций по формированию и распределению средств регионального фонда финансовой поддержки поселений, районного фонда финансовой поддержки поселений, регионального фонда финансовой поддержки районов, фонда муниципального развития, регионального фонда софинансирования социальных расходов, регионального фонда компенсаций и по разграничению объектов муниципальной собственности между поселениями, муниципальными районами и городскими округами исходя из требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (новая редакция) и с учетом изменений и дополнений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации
|
Минфин России, Минэкономразвития России, Минимущество России |
декабрь 2003 г. |
Сфера кадрового обеспечения | |||
14. |
Организация мониторинга обеспеченности кадрами органов местного самоуправления
|
Минэкономразвития России |
декабрь 2004 г. |
15. |
Совершенствование и научно-методическое сопровождение государственных образовательных стандартов, учебных программ и учебно-методических планов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, внедрение новых научно обоснованных технологий в образовательный процесс |
Минобразование России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минимущество России, МВД России, МАП России, МНС России, Минтранс России, Минздрав России, Минкультуры России, Минсвязи России, Минтруд России, МПТР России, Госстрой России, ФКЦБ России, Росземкадастр |
постоянно |
16. |
Разработка предложений по созданию системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений |
Минэкономразвития России |
декабрь 2003 г. |
17. |
Развитие и обеспечение функционирования системы подготовки кадров для органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений |
Минобразование России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минимущество России, МВД России, МАП России, МНС России, Минтранс России, Минздрав России, Минкультуры России, Минсвязи России, Минтруд России, МПТР России, Госстрой России, Росземкадастр
|
постоянно |
Социально-политическая сфера | |||
18. |
Совершенствование и распространение в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях рекомендаций по: применению различных избирательных систем и технологий при проведении муниципальных выборов; организации территориального общественного самоуправления; организации в муниципальных образованиях собраний (сходов) граждан; реализации права населения муниципальных образований на народную правотворческую инициативу; работе органов и должностных лиц местного самоуправления с обращениями граждан; поддержке гражданских инициатив населения муниципальных образований в решении вопросов местного значения; формированию в муниципальных образованиях структур гражданского общества, способствующих участию населения в осуществлении местного самоуправления; формированию системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением исходя из требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (новая редакция) |
Минэкономразвития России, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (по согласованию) с участием союзов и ассоциаций муниципальных образований |
март 2004 г. |
19. |
Разработка рекомендаций и создание систем информационной поддержки органов местного самоуправления с учетом мероприятий, реализуемых в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" |
Минсвязи России, МПТР России, Минэкономразвития России с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций муниципальных образований |
декабрь 2004 г. |
20. |
Разработка предложений и создание федеральной системы информирования населения о реализации государственной политики в области развития местного самоуправления, в том числе о решениях, принимаемых органами государственной власти |
МПТР России, Минсвязи России, Минэкономразвития России, Минимущество России |
декабрь 2004 г.". |
Приложение N 1
к Федеральной целевой программе
государственной поддержки развития
муниципальных образований
и создания условий для реализации
конституционных полномочий
местного самоуправления
Мероприятия в сфере правового обеспечения
Приложение N 2
к Федеральной целевой программе
государственной поддержки развития
муниципальных образований
и создания условий для реализации
конституционных полномочий
местного самоуправления
Мероприятия в организационной сфере
Приложение N 3
к Федеральной целевой программе
государственной поддержки развития
муниципальных образований
и создания условий для реализации
конституционных полномочий
местного самоуправления
Мероприятия в финансово-экономической сфере
Приложение N 4
к Федеральной целевой программе
государственной поддержки развития
муниципальных образований
и создания условий для реализации
конституционных полномочий
местного самоуправления
Мероприятия в научно-методической сфере
Приложение N 5
к Федеральной целевой программе
государственной поддержки развития
муниципальных образований
и создания условий для реализации
конституционных полномочий
местного самоуправления
Мероприятия в сфере кадрового обеспечения
Приложение N 6
к Федеральной целевой программе
государственной поддержки развития
муниципальных образований
и создания условий для реализации
конституционных полномочий
местного самоуправления
Мероприятия в социально-политической сфере
Постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1394 "О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 декабря 1999 г., N 51, ст. 6359
Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 345 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 744
Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2003 г. N 201
Постановление Правительства РФ от 24 августа 2002 г. N 630
Действие пункта 4 настоящего постановления было приостановлено на 2002 г.