Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 10 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7
"О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"
25 апреля 1995 г., 25 октября 1996 г.
Обсудив материалы проведенного изучения, судебной практики по делам, возникшим в связи с осуществлением и защитой прав потребителей, Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что при рассмотрении данной категории дел у судов возникли вопросы, связанные с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", требующие разрешения.
Учитывая это, а также в целях обеспечения наиболее эффективной и быстрой защиты прав потребителей при рассмотрении этих дел Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать следующие разъяснения:
1. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", принятый Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 9 января 1996 г.) и вступивший в силу 7 апреля 1992 г., регулирует отношения между потребителем - гражданином, приобретающим и использующим товары, заказывающим либо имеющим намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и предприятием, учреждением, организацией либо гражданином - предпринимателем, осуществляющим изготовление и продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг - с другой стороны.
Действие этого Закона не распространяется на отношения между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, а также на случаи приобретения товаров, использования услуг гражданином-предпринимателем не для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, а для осуществления предпринимательской деятельности и на случаи, когда приобретаемые товары, заказываемые работы и оказываемые услуги предназначены для удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций.
2. К отношениям, регулируемым названным Законом Российской Федерации, в частности, относятся отношения, вытекающие из договоров купли-продажи; имущественного найма, в том числе бытового проката, безвозмездного пользования имуществом; найма (аренды) жилого помещения (отношения между нанимателем (арендатором) и наймодателем (арендодателем), являющимся одновременно исполнителем услуг; по ремонту жилищного фонда, обеспечению работы инженерного оборудования, по обеспечению коммунальными услугами, которые он обязан предоставить, поскольку это является одним из условий договора жилищного найма (аренды); подряда, в том числе бытового заказа и абонементного обслуживания; перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя-гражданина, не связанных с извлечением прибыли, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; и других договоров.
О возможности применения Закона РФ "О защите прав потребителей" при разрешении спора, возникшего в связи с предоставлением гражданину финансовой услуги, см. разъяснение ГКАП РФ
3. Отношения с участием потребителей, их права и обязанности, порядок защиты этих прав регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.
Вопросы регулирования отношений с участием потребителей являются компетенцией Правительства Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. В частности, в соответствии со ст.ст. 26 и 38 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правительством Российской Федерации утверждены Правила бытового обслуживания населения от 8 июня 1993 г., Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров от 8 октября 1993 г., Правила предоставления услуг телеграфной связи от 23 апреля 1994 г., Правила предоставления услуг местными телефонными сетями от 24 мая 1994 г., Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации от 15 июня 1994 г., Правила оказания ветеринарных услуг от 9 июля 1994 г., Правила продажи товаров по образцам от 19 августа 1994 г., Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами от 26 сентября 1994 г. и т.д.
4. При рассмотрении дел данной категории необходимо иметь в виду, что в силу п. 5 постановления Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" этот Закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие (7 апреля 1992 г.). К правоотношениям, возникшим до введения Закона в действие, он применяется только к тем правам и обязанностям, которые возникают после введения его в действие.
Судам необходимо также учитывать, что действие пунктов 1 и 2 ст. 18 и пунктов 1 и 2 ст. 19 Закона в соответствии с названным постановлением Верховного Совета Российской Федерации до 1 января 1993 г. распространялось только на государственные производственные и торговые предприятия. С 7 апреля 1992 г. по 1 января 1993 г. сроки замены товаров и устранения недостатков устанавливались торговыми и производственными предприятиями, основанными на иных формах собственности по соглашению с потребителями в каждом конкретном случае.
5. При принятии искового заявления следует иметь в виду, что:
- поскольку в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" иски по данной категории дел предъявляются в суд по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда, ни один из названных судов не вправе отказывать в принятии искового заявления со ссылкой на п. 7 ст. 129 ГПК РСФСР, так как в силу ст. 118 ГПК РСФСР выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу;
- решая вопрос о принятии заявления, судье следует проверять, подведомственно ли заявленное требование суду, имея в виду, что по ряду требований взыскания производятся в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи, совершаемой нотариусами и должностными лицами, которым законом предоставлено право совершать это нотариальное действие. Заинтересованная сторона в указанных случаях вправе обратиться непосредственно в суд, если истек срок получения исполнительной надписи либо отсутствуют необходимые для этого документы, а также когда ей было отказано в совершении исполнительной надписи либо в случае несогласия с выданной исполнительной надписью;
- Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" не установлен предварительный внесудебный порядок разрешения требований потребителей товаров (работ, услуг), однако по некоторым спорам данной категории действующим законодательством предусмотрен такой порядок (например, по спорам об истребовании багажа или взыскании его стоимости при перевозке). Учитывая это, судья в соответствии с п. 2 ст. 129 ГПК РСФСР должен отказать в принятии заявления, если потребителем не был соблюден предварительный внесудебный порядок рассмотрения этих споров и такая возможность не утрачена. При этом необходимо иметь в виду, что истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст. 46 Конституции Российской Федерации и названному выше Закону Российской Федерации;
- в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем искам, связанным с нарушением их прав, без каких-либо ограничений;
- государственная пошлина в силу п. 8 ст. 80 ГПК РСФСР не должна взыскиваться с государственных органов, органов по защите прав потребителей при местной администрации, общественных организаций потребителей, предъявивших в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГПК РСФСР иски в интересах граждан - потребителей товаров (работ, услуг).
6. В соответствии со ст.ст. 40, 42, 44-46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также ч. 1 ст. 42 ГПК РСФСР Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) и его территориальные органы, органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью для потребителей товаров (работ, услуг), органы по защите прав потребителей при местной администрации, общественные организации потребителей вправе предъявлять иски к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае обнаружения нарушений прав потребителей, в том числе и в отношении неопределенного круга потребителей. При этом необходимо учитывать, что ГКАП России, являясь органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, и его территориальные управления, а также Госстандарт России, Госкомсанэпиднадзор России, Минприроды России и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), в силу ч. 2 ст. 42 ГПК РСФСР могут быть привлечены судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу, связанному с защитой прав потребителей, в целях осуществления возложенных на них обязанностей.
7. Учитывая, что на основании п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при подготовке дела к судебному разбирательству и в процессе разбирательства дела суду следует предложить истцу и ответчику представить доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора. В первую очередь должны быть представлены и исследованы документы, устанавливающие характер взаимоотношений сторон, их права и обязанности (договор, квитанция, квитанция - обязательство, квитанция-заказ, транспортная накладная, расчет убытков, которые по мнению истца должны быть возмещены ответчиком, и другие документы).
В тех случаях, когда сторона в силу объективных причин (например, тяжелая болезнь, отдаленность места жительства и плохое транспортное сообщение) испытывает затруднения в сборе необходимых доказательств, суд оказывает ей помощь в представлении тех или иных документов, истребуя их от соответствующих лиц.
8. Принимая к производству дело данной категории при цене иска в тридцать и более размеров минимальной оплаты труда, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. ст. 6 и 113 ГПК РСФСР единоличное разрешение спора допустимо в случае, если участвующие в деле лица не возражают против такого порядка рассмотрения дела.
9. При рассмотрении дел, возникших в связи с осуществлением и защитой потребителем его прав, закрепленных в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", необходимо иметь в виду, что в силу п. 1 ст. 13 этого Закона законодательством Российской Федерации, а также договором между потребителем и продавцом (исполнителем) может предусматриваться ответственность за нарушение последним обязательств, за которые Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" ответственность не предусмотрена или установлен более высокий размер ответственности.
Такие условия ответственности продавца (исполнителя), предусмотренные законом, либо договором с потребителем, должны учитываться судом при разрешении возникшего впоследствии между этими лицами спора.
10. Убытки, причиненные потребителю вследствие недостатков товара (работы, услуги), подлежат возмещению сверх неустойки, установленной Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". При этом следует иметь в виду, что уплата неустойки и убытков не освобождает продавца (изготовителя, исполнителя) от выполнения возложенных на него этим Законом обязанностей перед потребителем (п.п. 2, 3 ст. 13).
Под убытками в соответствии со п. 2 ст. 15 ГК РФ следует понимать стоимость утраченного имущества, расходы, которые произвел потребитель или должен будет произвести для восстановления нарушенного права в связи с повреждением либо утратой имущества, а также неполученные доходы, которые он получил бы, при обычных условиях гражданского оборота, если бы обязательство было исполнено продавцом, изготовителем, исполнителем надлежащим образом (упущенная выгода).
11. При рассмотрении требований потребителей о взыскании неустойки, предусмотренной Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", необходимо иметь в виду, что:
а) неустойка в размере, установленном ст. 23 Закона, взыскивается за каждый день просрочки указанных в ст. ст. 20, 21, 22 Закона сроков устранения недостатков товара и замены товара с недостатками, а также за каждый день задержки выполнения требования потребителя о предоставлении на время ремонта либо до замены товара с недостатками аналогичного товара длительного пользования впредь до выдачи потребителю товара из ремонта или его замены либо до предоставления во временное пользование аналогичного товара без ограничения какой-либо суммой.
При разрешении требования потребителя о предоставлении во временное пользование аналогичного товара следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 20 Закона Правительством Российской Федерации установлен Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется (постановление от 8 октября 1993 г. N 995).
Если потребитель в связи с нарушением продавцом, изготовителем (предприятием, выполняющим их функции) предусмотренных ст. ст. 20, 21, 22 Закона сроков предъявил иное требование, вытекающее из продажи товара с недостатками, неустойка за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потребителем нового требования, из числа предусмотренных ст. 18 Закона.
В случае, когда продавцом, изготовителем (предприятием, выполняющим их функции) нарушены сроки устранения недостатков товара или сроки замены товара с недостатками, а также не выполнено либо несвоевременно выполнено требование потребителя о предоставлении во временное пользование аналогичного товара длительного пользования, неустойка взыскивается за каждое допущенное этими лицами нарушение;
б) неустойка в размере, предусмотренном п. 5 ст. 28 Закона, за нарушение установленных сроков начала и окончания выполнения работы (оказания услуги), а также назначенных потребителем на основании п. 1 ст. 28 Закона новых сроков, в течение которых исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги) и (или) ее выполнить (оказать), взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала исполнения работы (оказания услуги) или до предъявления потребителем иных требований, перечисленных в п. 1 ст. 28 Закона. Если исполнителем были одновременно нарушены установленные сроки начала и окончания работы (оказания услуги), неустойка взыскивается за каждое нарушение, однако ее сумма, в отличие от неустойки, установленной ст. 23 Закона, не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общей цены заказа, если цена отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) не определена договором.
в) размер подлежащей взысканию неустойки за нарушение предусмотренных ст. 30, 31 Закона сроков, устранения недостатков работы (услуги) должен определяться в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона.
12. Размер подлежащей взысканию неустойки в случаях, указанных в ст. 21, п. 4 ст. 29, ст. 31 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также в случаях, предусмотренных иными законодательными актами либо договором, определяется судом, исходя из стоимости товара (работы, услуги) на время вынесения решения, поскольку продавец, изготовитель, исполнитель не выполнили возложенную на них п. 5 ст. 11 названного Закона обязанность удовлетворить требования потребителя по уплате неустойки в добровольном порядке.
Учитывая, что указанный Закон Российской Федерации не содержит каких-либо изъятий из общих правил начисления и взыскания неустойки, суд в соответствии со ст. 333 ГК РФ вправе удовлетворить просьбу ответчика об уменьшении размера неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной, заслуживающий уважения, интерес ответчика.
13. В соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных и иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме, независимо от того, состоял ли потерпевший в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.
Вред в указанных случаях возмещается, если он причинен в течение установленного срока службы (годности), а когда такой срок не установлен, - в течение десяти лет со дня изготовления товара (принятия работы, услуги).
Учитывая, что согласно ст. 7 названного Закона потребитель имеет право на безопасность товаров (работ, услуг) при обычных условиях их использования, хранения, транспортировки, а также должен быть предупрежден в соответствии со ст. 10 этого Закона о сроке службы (годности) товара (результата работы), необходимых действиях по его истечении и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, если такая информация не была доведена до сведения потребителя, вред подлежит возмещению и в случае, когда он причинен по истечении указанных выше сроков.
14. При разрешении споров о защите прав потребителей необходимо иметь в виду, что условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законодательством, признаются недействительными.
Если в результате применения таких условий договора у потребителя возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
15. Под существенными недостатками в выполненной работе (оказанной услуге) и иными отступлениями от условий договора, дающими потребителю в соответствии с п. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков следует понимать такие недостатки, которые делают невозможным или недопустимым использование результата работы (услуги) в соответствии с ее целевым назначением или не могут быть устранены в отношении данного потребителя, либо для их устранения требуются большие затраты труда и времени, либо делают результат работы (услуги) иным, чем предусмотрено договором, или когда после устранения недостатков они появляются вновь, либо вследствие которых потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.
16. При определении размера подлежащего возмещению вреда, причиненного потребителю полной или частичной утратой либо повреждением вещи (материала), переданной исполнителю для выполнения работы (оказания услуги), следует учитывать, что ст. 35 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" установлена обязанность исполнителя возместить двукратную стоимость утраченного или поврежденного материала (вещи), а также понесенные потребителем расходы.
Если при разрешении спора будет установлено, что стоимость материала (вещи) заказчика увеличилась в силу инфляционных процессов, суд вправе удовлетворить требование истца о взыскании двукратной стоимости утраченного либо испорченного материала (вещи) на время вынесения решения, поскольку ответчик добровольно не удовлетворил требование потребителя.
Суд вправе освободить исполнителя от ответственности за полную либо частичную утрату (повреждение) принятого от потребителя материала (вещи), только в случае, если он предупреждал потребителя об особых свойствах этого материала (вещи), которые могут повлечь его утрату или повреждение. Незнание исполнителем указанных свойств в соответствии с п. 3 ст. 35 названного выше Закона Российской Федерации не может служить основанием к освобождению его от ответственности за утрату или повреждение материала (вещи) потребителя.
19. Если потребитель предъявил продавцу (изготовителю) требование о замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены его поставки и т.п., то в соответствии со ст. 416 ГК РФ обязательство продавца (изготовителя) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения и потребитель вправе предъявить иное из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" требование. Бремя доказывания невозможности замены товара вследствие обстоятельств, за которые не может отвечать продавец (исполнитель), а также принятия последним всех необходимых мер для выполнения требований потребителя в указанных случаях лежит на продавце (исполнителе).
Если указанные обстоятельства будут установлены в стадии исполнения вынесенного судом решения, обязывающего ответчика предоставить потребителю взамен некачественного товара товар той же марки (модели, артикула), суд в соответствии со ст. 355 ГПК РСФСР решает вопрос об изменении способа исполнения решения.
20. При разрешении споров, связанных с ремонтом в течение гарантийного срока купленных товаров длительного пользования, необходимо руководствоваться главой II, а не главой III Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", поскольку право на гарантийный ремонт вытекает из приобретения товара с недостатками. Договор на выполнение работ или оказание услуг по гарантийному ремонту в указанных случаях потребителем не заключается.
От этих споров следует отличать возникшие по истечении установленного изготовителем гарантийного срока на товары длительного пользования споры, вытекающие из договора подряда, в том числе на абонементное обслуживание, заключенного потребителем с мастерскими по ремонту и обслуживанию телевизоров, бытовой техники и т.п., производящими в процессе ремонта замену различных деталей и узлов, на которые установлены гарантийные сроки (например, кинескопов, моторов). В случае выхода из строя таких деталей и узлов при возникновении спора, связанного с ремонтом в течение гарантийного срока, необходимо руководствоваться главой III названного Закона Российской Федерации, регулирующей вопросы защиты прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг, поскольку потребителем в данном случае не заключался договор купли-продажи отдельного узла или детали изделия, находящегося в ремонте.
21. В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" требования потребителя при продаже товаров с недостатками рассматриваются продавцом, изготовителем, предприятием, выполняющим их функции, при предъявлении товарного (кассового) чека, или иного документа, удостоверяющего факт покупки, а по товарам, на которые установлены гарантийные сроки, - технического паспорта или иного заменяющего его документа.
Однако отсутствие у потребителя товарного чека или другого соответствующего ему документа само по себе не может служить основанием к отказу в защите его прав. Поскольку договор купли-продажи в системе розничной торговли, как правило, заключается в устной форме и время заключения договора совпадает с его исполнением, потребитель в соответствии со ст.ст. 159, 493 ГК РФ вправе доказывать факт покупки товара с помощью свидетельских показаний, которые оцениваются судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.
22. Рассматривая требования потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (ст. 12). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 10 Закона).
Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителя при заключении договоров о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания. Учитывая это, предоставление данной информации на иностранном языке, без сообщения перевода в объеме, указанном в п. 3 ст. 10 Закона, следует расценивать как непредоставление необходимой информации с наступлением последствий, перечисленных в п. 1 ст. 12 Закона.
25. В силу ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины.
Поскольку моральный вред возмещается в денежной или иной материальной форме и в размере, определяемых судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, размер иска, удовлетворяемого судом, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.
26. В том случае, когда договор на обслуживание заключен с гражданином, предъявившим не принадлежащий ему паспорт (или заменяющий паспорт документ), лицо, которому принадлежит этот паспорт, не должно нести ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. Ответственность возлагается на лицо, фактически заключившее этот договор.
Если же такое лицо не будет установлено, обязанность возместить ущерб, причиненный предприятию, объединению, организации, оказывающему услуги населению, может быть возложена согласно нормам трудового законодательства на работника данного предприятия, объединения, организации, заключившего договор с лицом, предъявившим не принадлежащий ему документ, удостоверяющий личность (при наличии вины работника).
27. Соглашение гражданина с работником предприятия, учреждения, организации, выполняющего работы (оказывающего услуги) о выполнении работы (оказании услуги) без соответствующего оформления, вопреки установленным правилам, не порождает прав и обязанностей между гражданином и этим предприятием, учреждением, организаций, поэтому последнее не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы (оказание услуги) либо за утрату или повреждение переданного по такому соглашению имущества в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". В указанном случае имущественную ответственность перед гражданином несет лицо, обязавшееся выполнить работу (оказать услугу).
29. При удовлетворении требований потребителя о защите его прав, закрепленных в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", которые не были удовлетворены продавцом (исполнителем, изготовителем) в добровольном порядке, в каждом случае надлежит обсуждать вопрос о необходимости взыскания штрафа в размере цены иска (п. 6 ст. 13 Закона) независимо от того, заявлялось ли такое требование.
Поскольку взыскание штрафа в указанном случае является правом, а не обязанностью суда, он, исходя из конкретных обстоятельств дела может не взыскивать штраф либо снизить его сумму.
30. Удовлетворяя иск о признании действий продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции), исполнителя противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении их действий, суд должен назначить срок, в течение которого правонарушитель обязан через средства массовой информации или иным способом довести до потребителей решение суда.
В необходимых случаях, например, когда требуется немедленное доведение решения по такому делу до сведения потребителей товаров, использование которых грозит их здоровью, суд может обязать в решении средство массовой информации в соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 29 декабря 1991 г. (в редакции Закона от 27 декабря 1995 г.) опубликовать вступившее в законную силу решение в предписанный им срок.
Вступившее в законную силу решение суда по такому делу обязательно для суда, рассматривающего иск конкретного потребителя о гражданско-правовых последствиях указанных действий продавца, изготовителя, исполнителя по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данными лицами.
31. Удовлетворяя требования потребителя об обязании произвести какие-либо действия, (например, ремонт, обменять предмет купли-продажи), суду необходимо в каждом случае указывать в резолютивной части решения срок, в течение которого после вступления решения в законную силу ответчик обязан совершить эти действия.
Учитывая, что согласно п. 3 ст. 211 ГПК РСФСР суд может обратить к немедленному исполнению полностью или в части решение по всем делам, если вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или самое исполнение может оказаться невозможным, суду надлежит обсуждать необходимость немедленного исполнения постановленного им решения по делу, связанному с защитой прав потребителя.
32. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1989 г. N 9 "О практике рассмотрения судами РСФСР дел по спорам, связанным с обслуживанием населения".
Председатель Верховного Суда |
В.М. Лебедев |
Секретарь Пленума, судья |
В.В. Демидов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 26 ноября 1994 г., в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 1995, N 1, в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1995, N 3, в журнале "Экспресс-Закон", январь 2001 г., N 1, в журнале "Экспресс-Закон", декабрь 2001 г., N 46
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. N 18
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 мая 2007 г. N 24
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 г. N 6
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2001 г. N 11
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 ноября 2000 г. N 32
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. N 2
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 10
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 6