Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вызвано проблемами, возникшими в ходе деятельности Регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Красноярскому краю при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.
Региональным управлением ФСКН России по Красноярскому краю в 2004 году выявлено и задокументировано 478 административных правонарушений, из них 412 административных материалов направлено мировым судьям для назначения правонарушителям административных наказаний. В соответствии со ст. 23.63 КоАП РФ региональным управлением привлечено к административной ответственности по ст. 10.5., ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ 66 правонарушителей, на которых наложено административных штрафов на сумму 81 тыс.руб.
В настоящее время в административном законодательстве имеется существенное несоответствие, связанное с тем, что санкцией ч.2 ст. 20.20 КоАП РФ за более общественно опасное деяние - потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача в общественных местах - предусмотрено более мягкое максимальное наказание (административный штраф от 10 до 15 МРОТ), чем санкцией ст. 6.9 КоАП РФ за потребление наркотиков без назначения врача в других местах (административный арест на срок до 15 суток).
Предлагается также дополнить главу 20 КоАП РФ статьей, предусматривающей административную ответственность за предоставление помещений (жилых и нежилых) для потребления наркотических средств или психотропных веществ в следующей редакции: "Предоставление жилых или нежилых помещений гражданам для потребления наркотических средств или психотропных веществ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния".
Введение административной ответственности за предоставление помещения для потребления наркотических средств и психотропных веществ на практике позволит в дальнейшем успешно документировать преступления по ст. 232 УК РФ.
В настоящее время не представляется возможным выявлять преступления по ст. 232 УК РФ "Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ" в связи с тем, что п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" предусматривает, что уголовная ответственность за указанное деяние наступает при неоднократном (два и более раза) предоставлении любого жилого или нежилого помещения одним и тем же либо разным лицам для потребления наркотических средств и психотропных веществ.
В ряде случаев сроки, установленные КоАП РФ для сбора доказательств являются недостаточными. Статьей 28.5 указанного Кодекса установлено, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела - в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Статьей 28.8 КоАП РФ установлено, что протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении. Таким образом, максимальный срок, отведенный КоАП РФ для сбора доказательств по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статья 6.8 КоАП РФ), потреблением наркотических средств без назначения врача (статья 6.9 КоАП РФ), составляет не более трех суток.
На практике этого времени недостаточно для сбора всех необходимых доказательств по делам об административных правонарушениях, связанных с наркотиками. Объем процессуальных действий и материалов, необходимых для доказывания вины по этой категории правонарушений, сопоставим с соответствующим объемом работы по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 228 УК РФ. В частности, необходимо проведение и получение результатов химических экспертиз изъятых веществ или других предметов, а также освидетельствование на предмет наркотического опьянения, получение объяснений свидетелей, понятых, лиц, в отношении которых осуществляется производство по делам об административных правонарушениях, другие установленные КоАП РФ процессуальные действия по сбору доказательств.
В связи с этим возникают объективные проблемы качества и обеспечения соблюдения установленных КоАП РФ сроков производства по делам об административных правонарушениях.
Для решения указанной проблемы в деятельности по выявлению и пресечению административных правонарушений, связанных с наркотиками, целесообразно дополнить часть 1 статьи 28.7 "Административное расследование" Кодекса РФ об административных правонарушениях категорией административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотических средств или психотропных веществ.
Финансово-экономическое
обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений # Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения иных актов законодательства Российской Федерации.
Председатель |
А.В. Усс |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.