Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму от 1 июля 2005 г. N вн 3.8-13/670
на проект федерального закона N 186242 "О защите конкуренции"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 186242 "О защите конкуренции", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму отмечает следующее.
Законопроект объединяет два действующих закона: Закон РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Федеральный закон от 23 июня 1999 года N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и тем самым устанавливает единые нормы по защите конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг.
В законопроекте вводится современный понятийный аппарат. Понятие "хозяйствующий субъект" расширено, в него включены некоммерческие и саморегулируемые организации. Существенные изменения внесены в определение доминирующего положения, в частности, снижена доля на рынке определенного товара, позволяющая делать вывод о доминирующем положении производящей его организации (в действующем законе эта доля составляет 65%, в рассматриваемом законопроекте - 50%). Кроме того, в законопроекте описаны условия, при которых положение организации может быть признано доминирующим, если по общему признаку оно таковым не является.
Вводятся новые определения: "дискриминационные условия", "согласованные действия хозяйствующего субъекта, ограничивающие конкуренцию", "координация экономической деятельности". Указанные определения необходимы для выявления антиконкурентных действий хозяйствующих субъектов.
Определены ситуации, при которых запрещается заключение соглашений или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами. К числу таких ситуаций относятся: навязывание контрагенту невыгодных для него условий договора, необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, сокращение или прекращение производства товаров при имеющемся спросе, создание препятствий доступу на рынок.
В главе 5 законопроекта введено понятие государственной и муниципальной помощи и установлено, что предоставление государственной и муниципальной помощи осуществляется с предварительного письменного разрешения антимонопольного органа. Антимонопольный орган разрешает предоставление государственной или муниципальной помощи только в том случае, если эта помощь не приводит к устранению или недопущению конкуренции и преследует такие цели как защита окружающей среды, производство сельскохозяйственной продукции, развитие культуры и сохранение культурного наследия.
Изменен подход к контролю экономической концентрации. Для случаев слияния и присоединения коммерческих организаций необходимость получения предварительного согласия антимонопольного органа определяется исходя из балансовой стоимости активов или суммарной выручки (в Законе РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" используется только критерий балансовая стоимость активов). Пороговое значение для случаев приобретения акций увеличено с 20% до 25%. Отдельно введено требование на получение предварительного согласия антимонопольного органа на приобретение прав на акции (доли) в хозяйственных обществах по сделкам, в результате которых у участников сделки впервые возникает право распоряжаться блокирующим, контрольным пакетом акций или пакетом акций в 75%.
В законопроекте отдельно введена статья, определяющая перечень документов, предоставляемых для получения предварительного согласия антимонопольного органа. В действующей редакции закона перечень таких документов определял антимонопольный орган.
Имеется и ряд других новелл.
Вместе с тем, некоторые положения законопроекта нуждаются в доработке.
1. Положения статьи 14 законопроекта "Понятие государственной и муниципальной помощи" следует согласовать со статьями 55 и 56 Конституции Российской Федерации, а также статьей 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации. В частности, в абзаце 2 пункта 2 статьи 14 необходимо указать, что государственной или муниципальной помощью не может считаться предоставление (выделение, распределение) государственных или муниципальных средств (ресурсов, имущества), необходимых для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Статью 4 законопроекта, определяющую понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, следует конкретизировать. Законопроект необходимо дополнить качественными признаками рынка, на котором может быть установлено доминирующее положении двух и более субъектов. В частности, доли субъектов на таком товарном рынке должны быть стабильны в долгосрочном периоде, субъекты должны быть "информационно прозрачны" друг для друга. Кроме того, следует уточнить характер связей между такими хозяйствующими субъектами и способы осуществления доминирующего положения.
3. В статье 25 законопроекта определен критерий контроля экономической концентрации "годовая выручка хозяйствующего субъекта от реализации товаров (работ, услуг)". В соответствии с законопроектом, он не должен превышать 3 млрд. руб. С целью повышения эффективности предварительного контроля, осуществляемого антимонопольным органом, а также во избежание избыточности этого вида регулирования, целесообразно увеличить значение указанного критерия до 5-6 млрд. руб.
4. Статья 13 законопроекта устанавливает особенности отбора финансовых организаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями и субъектами естественных монополий. В частности, определено, что отбор таких организаций осуществляется посредством открытого конкурса или аукциона. В целях поддержки конкуренции и стимулирования участия в поставках товаров (работ, услуг) для крупных заказчиков предприятий малого и среднего бизнеса, было бы логичным распространить действие данной статьи не только на предоставление финансовых услуг, но и на поставку товаров (работ, услуг).
5. Абзац 4 пункт 2 статьи 25 устанавливает норму, согласно которой на совершение сделок, прямо предусмотренных актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, не требуется предварительного согласия антимонопольного органа. Данное положения законопроекта представляется спорным и требует дополнительного обсуждения.
6. Положения пункта 20 статьи 4 законопроекта, определяющие понятие "группа лиц", нуждаются в доработке и конкретизации. Необходимо отметить, что данная норма содержится и в действующем Законе РСФСР N 948 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Опыт применения этой нормы показал, что ее толкование весьма неоднозначно в практике административного и судебного производства.
7. Порядок оспаривания решений и предписаний антимонопольного органа, установленный в статье 39 законопроекта, следует детализировать в части решений и предписаний, исполнение которых не приостанавливается в связи с подачей заявления в суд об оспаривании решения или предписания антимонопольного органа.
8. Необходимо уточнить понятия "монопольно низкая цена" и "монопольно высокая цена" (пункты 12 и 13 статьи 4 законопроекта). В частности, в пункте 12 статьи 4 проекта предусматривается, что "не является монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии". На практике данная норма будет способствовать выведению из под контроля антимонопольных органов действий субъектов естественных монополий и государственных органов, ограничивающих конкуренцию.
9. Требует уточнения понятие "согласованные действия хозяйствующих субъектов". В частности, в пункте 16 статьи 4 законопроекта необходимо четко прописать, что не допускаются любые согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
10. Из законопроекта следует исключить нормы, подлежащие расширительному толкованию и создающие условия для их произвольного применения (например, часть 2 статьи 5, пункт 2 части 4 статьи 26, часть 7 статьи 28). Кроме того, следует проанализировать необходимость наличия в законопроекте большого количества бланкетных норм, требующих принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, развивающих положения законопроекта.
С учетом указанных замечаний Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 186242-4 "О защите конкуренции", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Г. Драганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.