Досье на проект федерального закона
По представленному проекту федерального закона сообщаем следующее.
1. Полагаем, что в дополнительной проработке и дополнительном обсуждении нуждается вопрос о предоставлении антимонопольному органу права устанавливать доминирующее положение субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляется менее 50%, исходя из "иных критериев, характеризующих товарный рынок" (пункт 10 статьи 4 проекта), что создает возможность произвольного толкования указанной нормы. Полагаем, что указанные критерии должны быть более четко определены в федеральном законе, что позволит антимонопольному органу принимать решения, основанные на нормах федерального закона.
2. Предлагаемое проектом определение понятия "группа лиц" (пункт 20 статьи 4 проекта), на наш взгляд, также нуждается в более четкой правовой регламентации, поскольку введение такого критерия, как действие в "едином экономическом интересе" допускает различное толкование и позволяет относить к одной группе юридических и физических лиц, не связанных между собой и не имеющих возможности влияния на хозяйственную деятельность друг друга. Введение проектом нового критерия принадлежности к группе лиц (подпункт "в" пункта 20), предусматривающего заключение между указанными лицами соглашения или осуществление между ними согласованных действий может привести к тому, что в "группу лиц" могут быть включены лица, реально не связанные между собой, что вряд ли будет правильным.
3. В части уточнения "иных органов и организаций", которые могут осуществлять функции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации нуждаются положения части 1 статьи 1, статьи 3, главы 3 проекта.
4. Нуждаются в согласовании положения части 1 статьи 14 проекта, предусматривающей предоставление государственной и муниципальной помощи федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, и части 2 статьи 15 проекта, в которой указано "лицо, имеющее намерение предоставить хозяйствующего субъекту государственную или муниципальную помощь". Аналогичное замечание относится также к статье 17 проекта.
5. Терминологию, используемую в части 1 статьи 12 проекта следует согласовать со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заменив слова "(в части бюджетного финансирования)" на слова "имеющие право на получение бюджетных средств". Аналогичное замечание относится и к части 3 статьи 12 проекта.
6. В пункте 5 части 1 статьи 20 проекта в соответствии со статьей 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует уточнить, в доход какого бюджета взыскиваются средства, полученные в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, данное положение статьи 20 законопроекта требует согласования со статьей 21 законопроекта, согласно которой в случае неисполнения предписания антимонопольного органа о перечислении дохода в бюджет, то доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства, подлежит взысканию в судебном порядке в федеральный бюджет. В этой связи нет единого понимания в вопросе о том, источником дохода какого бюджета являются взыскиваемые указанные средства.
7. Положения пункта 5 части 1 статьи 20 проекта, устанавливающие полномочия антимонопольного органа, не корреспондируются с положениями статьи 27 проекта, предоставляющими антимонопольному органу право подавать иски о принудительном разделении организаций либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Кроме того, в пункте 5 части 2 указанной статьи проекта при определении полномочий федерального антимонопольного органа предлагаем пользоваться терминологией Федерального закона "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".
8. В пункте 4 части 1 статьи 26 проекта необходимо применить терминологию, используемую в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" и в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" в части предоставления "финансовой и иной отчетности". Аналогичное замечание относиться и к пункту 3 части 10 статьи 28 проекта.
Проект нуждается в редакционной, юридико-технической доработке. При этом обращаем внимание, что требует уточнения наименование статьи 8 проекта, поскольку неясно, о каких исключениях идет речь (см., в частности, часть 2, в которой упоминаются также "коллективные исключения").
Замечания юридико-технического характера прилагаются.
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.