В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроект предусматривает повышение уровня пенсионного обеспечения лиц, проживающих в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате.
В частности, в законопроекте предусматривается увеличивать размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, на ежегодный региональный коэффициент индексации, учитывающий отношение величины регионального прожиточного минимума пенсионера к величине прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации. При этом его применение будет возможно только в тех районах, где прожиточный минимум пенсионера, определенный в субъекте Российской Федерации, превышает величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
Действующее законодательство, отражая приоритетность государственной политики в области социальной защиты лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривает для указанных граждан более льготное по сравнению с иными категориями граждан пенсионное обеспечение.
Повышенные размеры базовых частей трудовой пенсии Федеральным законом от 29 ноября 2003 г. N 154-ФЗ установлены только для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц на 1 января 2002 г. повышенное соотношение среднемесячных заработков (1,4 - 1,9) установлено также только для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Указанным Федеральным законом предусматривается возможность поэтапного повышения базовой части трудовой пенсии в целях приближения ее размера к прожиточному минимуму пенсионера.
Установление нового (льготного) порядка индексации базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим во всех районах, в которых установлен районный коэффициент к заработной плате, не является обоснованным.
Прежде всего федеральное законодательство, устанавливающее федеральные пенсии за счет средств, являющихся федеральной собственностью, которая находится в исключительном ведении Российской Федерации, может и должно устанавливать такие пенсии только с учетом общефедеральных показателей, в частности, с учетом прожиточного минимума пенсионера в целом по стране, а не в субъекте Российской Федерации.
Кроме того, установление пенсий с учетом уровня прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, создаст механизм расходования денежных средств, являющихся федеральной собственностью, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что противоречит статье 71 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что управление государственной федеральной собственностью находится в ведении Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно принимать решения по установлению дополнительных мер социальной поддержки граждан, включая и увеличение размеров пенсий за счет средств соответствующих местных бюджетов, что предусмотрено в статье 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту на его реализацию потребуется дополнительно из федерального бюджета 19,3 млрд. рублей в год. Однако расходы будут значительно выше, поскольку в основе расчетов использована величина прожиточного минимума, установленная на 2004 год. При этом законопроект не содержит нормы, определяющей источники и порядок финансирования новых видов расходов, что противоречит статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 6 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Одновременно следует учитывать, что с 2005 года в рамках проводимой налоговой реформы снижена ставка единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет для дальнейшего перечисления Пенсионному фонду Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии. Это приведет к реальному уменьшению доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и вызовет необходимость предусматривать в федеральном бюджете дополнительные средства для обеспечения выплаты пенсии в полном объеме.
Учитывая изложенное, представленный проект федерального закона Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 15 июня 2005 г. N 1785п-П12 "Заключение на проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Законодательным Собранием Приморского края"
Текст письма официально опубликован не был