Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 сентября 2005 г. N КА-А40/9228-05
(извлечение)
Авиакомпания "Дойче Люфтганза АГ" (далее - компания) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Шереметьевской таможни (далее - таможня) отмене постановления Шереметьевской таможни (далее - таможня) от 26.01.05 N 10005000-504/2004 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
Решением названного арбитражного суда от 13.05.05, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.05, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, таможня подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные. При этом сослалась на правомерное применение к компании административного наказания, т.к. при таможенном оформлении не было представлено разрешение МВД России на ввоз на территорию Российской Федерации оружия.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представители авиакомпании просили жалобу отклонить, считая обжалованные по делу акты суда первой и апелляционной инстанции соответствующими законодательству. Таможня уведомлена о месте и времени судебного разбирательства по жалобе телефонограммой, ее представитель на заседание не явился.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу актов суда первой и апелляционной инстанции.
Оспариваемым по делу постановлением от 26.01.05 N 10005000-504/2004 Шереметьевская таможня привлекла авиакомпанию "Дойче Люфтганза АГ" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, за перемещение товаров с несоблюдением установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. В качестве правонарушения признан факт ввоза на российскую территорию огнестрельного оружия - нарезного охотничьего карабина "Ruger" модели 77 калибра 30-06 SPRA - без представления на него разрешения органов внутренних дел с учетом требований Федерального закона "Об оружии".
Авиакомпания не согласилась с привлечением ее к административной ответственности и оспорила указанное постановление в судебном порядке.
Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за ввоз на территорию Российской Федерации товаров с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, а также других запретов и ограничений, установленных в соответствии с федеральными законами и международными договорами.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" охотничье оружие может ввозиться иностранными гражданами на территорию Российской Федерации при наличии соответствующего разрешения МВД России.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанции установили, что разрешительные документы на ввоз оружия имелись на группу лиц, в т.ч. на Джеймса Фейка, чье оружие 03.09.04 не прибыло в составе багажа, поступило позже и предъявлено к таможенному оформлению 05.09.04. Отсутствие в генеральной декларации сведений относительно имеющегося на борту оружия не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ. В связи с чем судебные инстанции признали неправомерным назначение авиакомпании наказания по ст. 16.3 КоАП РФ.
Суды первой и апелляционной инстанции также признали нарушенной процедуру привлечения авиакомпании к административной ответственности, т.к. таможня документально не подтвердила факт уведомления, авиакомпании о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и о рассмотрении административного дела. Данное нарушение суд посчитал существенным, т.к. оно не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении и возможность устранения недостатков отсутствует, что в силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ, постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2 (п. 17) и от 02.06.04 N 10 (п. 10) влечет за собой признание незаконным и отмене постановления административного органа.
Вывод суда первой и апелляционной инстанции, сделанный по делу, соответствует требованиям законодательства, имеющимся в деле доказательствам и является правильным.
Ссылка в жалобе на непредставление при таможенном оформлении актов приемки оружия и разрешения МВД России на его ввоз на территорию Российской Федерации отклоняется. Отсутствие акта приемки оружия при проведении таможенного контроля не включено в объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 16.3 КоАП РФ. Что касается отсутствия разрешения на ввоз оружия, то данное утверждение таможни обсуждалось судом первой и апелляционной инстанции и получило правовую оценку.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.05 по делу N А40-12391/05-106-95, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.05 N 09АП-6986/05-АК по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Шереметьевской таможни - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авиакомпания обратилась с требованием об отмене постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ (несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ).
Суд федерального округа поддержал позицию нижестоящих инстанций, которые удовлетворили требование, пояснив, что поскольку разрешительные документы на ввоз оружия имелись на группу лиц, в т.ч. и на лицо, чье оружие не прибыло в составе багажа, а поступило позже, отсутствие в генеральной декларации сведений относительно имеющегося на борту оружия не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ. Кроме того, не может быть принят во внимание довод о том, что непредставление при таможенном оформлении актов приемки оружия также является нарушением, поскольку отсутствие этого акта при проведении таможенного контроля не включено в объективную сторону указанного правонарушения.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 сентября 2005 г. N КА-А40/9228-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании