Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 сентября 2005 г. N КА-А40/8144-05
(извлечение)
Авторами изобретения и патентообладателями на патент Российской Федерации N 2025124 по заявке N 920045669/14 с приоритетом от 11.12.92 являлись Комиссарова И.А., Гудкова Ю.В., Солдатенкова Т.Д., Кондрашова Т.П., Бурбенская И.М. По лицензионному соглашению, исключительным лицензиатом по указанному патенту на изобретение "Антистрессорное, стресспротекторное, ноотропное средство, способ профилактики и лечения стрессовых состояний и способ повышения умственной работоспособности", является ООО "Медицинский научно-производственный комплекс "Биотики".
Решением Палаты по патентным спорам от 25 августа 2004 года патент N 2025124 признан недействительным полностью в связи с несоответствием изобретения условию патентоспособности "Новизна".
ООО "Медицинский научно-производственный комплекс "Биотики" оспорило решение палаты по патентным спорам в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10 марта 2005 г., оставленным без изменения постановления от 23 мая 2005 г. N 09АП-4488/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-65448/04-26-343, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ООО МНПК "Биотики" ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального законодательства.
По мнению заявителя, судебные инстанции соглашаясь с выводами палаты по патентным спорам, не учли, что возражения против выдачи патента были рассмотрены палатой с нарушением п. 2.5 "Правил подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в палате по патентным спорам", утвержденных приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56. Палатой были приняты к рассмотрению дополнительные материалы. Не учтено, что с точностью не доказан факт общедоступности технико-экономического обоснования создания гликала, не учтена новизна изобретения. По мнению представителя ООО "Биотики", ТЭО является отдельным источником информации и не должен был приниматься во внимание.
В жалобе указывается, что судом оставлена без внимания правовая база, необходимая для оценки патентоспособности рассматриваемого изобретения с учетом даты приоритета.
Согласно Закону СССР от 31 мая 1991 г. "Об изобретениях в СССР" изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники. Несоответствие требованию новизны устанавливается только при обнаружении аналога, характеризующегося признаками, идентичными всем существенным признакам изобретения.
Из представленного в возражениях ТЭО это не усматривается.
В заседании кассационной инстанции представитель заявителя, а также 3-х лиц, авторы изобретения поддержали доводы жалобы.
Представитель палаты по патентным спорам и представитель ФГУП "Мосхимфармпрепараты им. Семашко" возражали против доводов, изложенных в кассационной жалобы. В дело представлены письменные отзывы.
Законность судебных актов, принятых по делу N А40-63448/04-26-343, проверена в кассационном порядке Федеральным арбитражным судом Московского округа. Оснований для их отмены не найдено.
Разрешая спор, суд первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что решение палаты по патентным спорам Роспатента от 25 августа 2004 г., которым патент Российской Федерации N 2025124 на изобретение "антистрессорное, стресспротекторное, ноотропное средство, способ профилактики и лечения стрессовых состояний и способ повышения умственной работоспособности" признан полностью недействительным в связи с несоответствием названного изобретения условию патентоспособности "Новизна", является правильным и соответствует на момент выдачи патента Закону СССР "Об изобретениях в СССР" от 31 мая 1991 г. и Правилам составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение, введенным в действие приказом Государственного патентного ведомства СССР N 49 от 02.07.1991 г.
Выводы суда обоснованы.
Как следует из обстоятельств дела, вышеназванный патент N 2025124 был выдан по заявке N 92004569/14 с приоритетом от 11.12.92 на имя Комиссаровой И.А., Гудковой Ю.В., Солдатенковой Т.Д., Кондрашовой Т.М. и Бурбенской И.М.
Против выдачи данного патента ФГУП "Московское производственное химико-фармацевтическое объединение им. Н.А. Семешко" 17 февраля 2003 г. подало возражение, суть которого сводилась к несоответствию изобретения условию патентоспособности "Новизна".
Поскольку патент выдавался в период действия Закона СССР "Об изобретениях в СССР", суд обоснованно определил применимое право.
В соответствии с названным Законом, изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники. Уровень техники определяется по всем видам сведений, общедоступных в СССР или зарубежных странах, до даты приоритета изобретения.
Сведения являются общедоступными, если они содержатся в источнике, с которым любое лицо имело возможность ознакомиться само, либо о содержании которого могло быть ему законным способом сообщено.
Отказывая ООО МНПК "Биотики" в удовлетворении требований на основании имеющихся в материалах дела данных, суды правильно пришли к выводу, что изобретение, на которое выдан патент, не являлось новым, поскольку средство и способ изобретения известны из уровня техники.
Было установлено, что имеется технико-экономическое обоснование создания гликала (лекарственная формула аминоуксусной кислоты), утвержденного заместителем начальника Главного технического управления Министерства медицинской и микробиологической промышленности СССР.
Судами исследовался вопрос об общедоступности данного документы, являющегося источником информации. Суд установил, что имелись и другие документы, содержащие в себе сведения о гликале. Например, временная фармакопейная статья в отношении таблеток "Глицина" (аминоуксусной кислоты), 0,1 г. с содержанием композиции, совпадающей с указанной в патенте.
28 апреля 1990 г. за N 179 была выпущена инструкция на новые лекарственные средства, официально разрешенные к медицинскому применению, содержащие в себе сведения о препарате "Глицин" с указанием композиции и способа применения, совпадающие с ТЭО.
Суды пришли к правильному выводу, что средство, указанное в ТЭО как "Гликал", является одним и тем же средством, что и "Глицин", на который выдан патент. Способ использования "Глицина" также не соответствует критерию "Новизны", поскольку в ТЭО содержится описание препарата "Гликал", содержащее сведения о дозах и способе применения.
Судами проверялись доводы заявителя о несоблюдении палатой по патентным спорам установленного порядка рассмотрения возражений. Всем обстоятельствам суды в соответствии со ст. 71 АПК РФ дали надлежащую оценку и пришли к правильному выводу, что этот порядок не нарушен.
Как усматривается из судебных актов, все доводы и соображения заявителя судами проверены, оценены, оценка доказательств дана с учетом обстоятельств дела и примененного права, вступать в переоценку доказательств суд кассационной инстанции не вправе.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 марта 2005 г. и постановление от 23 мая 2005 г. N 09АП-4488/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-65448/04-26-343 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО МНПК "Биотики" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 сентября 2005 г. N КА-А40/8144-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании