Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 августа 2005 г. N KА-А40/7663-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2005 г.
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 9 по Москве и Московской области (далее ГУ УПФР N 9) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с предпринимателя без образования юридического лица Гасымовой Заруны Талыб кызы (далее предприниматель) 10000 р. штрафа за нарушение страхователем сроков регистрации в органах Пенсионного фонда РФ.
Решением от 16.12.04 г., оставленным в силе Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.05 г., заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприниматель обратился с заявлением в Федеральный арбитражный суд Московского округа о пересмотре решения и постановления в кассационном порядке, в котором просит судебные акты по делу отменить, в удовлетворении заявления отказать.
При этом ссылается на то, что органы Пенсионного фонда РФ не имеют права на обращение в суд за взысканием штрафов, неведение Гасымовой З.Т. предпринимательской деятельности, несоответствие решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций нормам НК РФ. Кроме того, указывает на то, что в силу ФЗ N 185-ФЗ от 23.12.03 г. отменена обязанность предпринимателей и юридических лиц самостоятельно встать на учет в органах Пенсионного фонда РФ, следовательно, с 01.01.2004 г. предприниматель не может быть привлечен к ответственности по статье 27 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ГУ УПФР N 9 возражал против удовлетворения кассационной жалобы, поскольку судебные акты являются законными и обоснованными.
Заслушав доводы сторон по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в соответствии с требованиями ст. 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, предприниматель зарегистрирован МОРП 13.01.03 г., 27.05.04 г. он обратился в органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о регистрации страхователя.
ГУ УПФР N 9, в связи с нарушением сроков постановки на учет, был составлен акт от 27.05.04 г. N 69 о нарушении требований статьи 11 п. 1 ФЗ РФ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". Было вынесено решение о привлечении к ответственности от 14.09.04 г. в виде наложения штрафа в сумме 10000 р. Поскольку в добровольном порядке штраф уплачен не был, ГУ УПФ РФ N 9 обратилось с заявлением в суд о взыскании штрафа.
При вынесении решения и постановления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что требования ГУ УПФР N 9 отвечают требованиям ФЗ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
В соответствии со статьей 11 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что регистрация страхователей по обязательному пенсионному страхованию в территориальных органах Пенсионного фонда осуществляется в 30-дневный срок со дня государственной регистрации по месту жительства или по месту осуществления деятельности.
Как установлено судом просрочка в регистрации имела место, данный факт не оспаривается и предпринимателем.
За нарушение страхователем тридцатидневного срока регистрации п. 1 ст. 27 вышеназванного Закона предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5000 р., а за нарушение срока более чем на 90 дней - 10000 р.
Поскольку просрочка в постановке на учет имела место более 90 дней, суды правомерно установили, что штрафные санкции в сумме 10 000 р. подлежат взысканию.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание.
Утверждение предпринимателя об отсутствии у органов ПФ РФ права налагать и взыскивать штрафы ошибочно.
Основы правового положения субъектов обязательного социального страхования определены в Федеральном законе "Об основах обязательного социального страхования" (ст. 1 Закона).
В качестве одного из правомочий страховщика, которым является и ПФ РФ, ст. 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" указывает его право налагать на страхователей штрафы.
Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" составляет согласно абз. 1 ст. 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство об обязательном пенсионном страховании.
В связи с этим регулирование правоотношений, связанных с контролем уплаты страховых взносов, осуществляется в силу абз. 3 ст. 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на основании налогового законодательства и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с учетом ст. 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования".
Как видно из материалов дела, предприниматель зарегистрирован 13.01.2003 г. Из ФЗ 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что обязанность по сообщению информации в органы Пенсионного фонда РФ о регистрации предпринимателей и юридических лиц возложена на налоговые органы в отношении тех лиц, которые зарегистрированы после вступления в силу данного Закона.
Следовательно, обязанность самостоятельно встать на учет в органах Пенсионного фонда РФ, сохраняется за юридическими лицами и предпринимателями, зарегистрированными до вступления в силу ФЗ 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Довод предпринимателя о необходимости применять закон, смягчающий ответственность не принимается, поскольку в данном случае ответственность не менялась, а изменялся порядок постановки на учет.
Ссылка предпринимателя на то, что предпринимательская деятельность после регистрации не велась, не применен Налоговый кодекс РФ, также не может быть принята во внимание, поскольку обязанность по постановке на учет в органах Пенсионного фонда РФ Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" связывает не с фактом ведения предпринимательской деятельности, а с фактом регистрации в качестве предпринимателя. Кроме того, представленная справка о том, что Гасымова З.Т. работает в детском саду, не свидетельствует о том, что данное физическое лицо не ведет предпринимательскую деятельность.
Несостоятелен довод о том, что в данном случае должны применяться нормы статей 15.3-15.9 КоАП РФ, поскольку данные нормы устанавливают ответственность за правонарушения в области налогов и сборов. В данном случае ответственность установлена специальным законом, регулирующим правоотношения в области пенсионного обеспечения.
С учетом изложенного, оснований к отмене судебных актов не имеется, поскольку судами верно установлены обстоятельства по делу, правильно применены нормы права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.04 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.05 г. N 09АП-4804/05-АК по делу N А40-59822/04-144-78 оставить без изменения, а кассационную жалобу предпринимателя Гасымовой З.Т. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 августа 2005 г. N KА-А40/7663-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании