Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 августа 2005 г. N КГ-А40/7051-05
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 мая 2006 г. N КГ-А40/4405-06-П
ОАО "Авиакомпания "Домодедовские авиалинии" (далее - ОАО "АК "Домодедовские авиалинии") обратилось в Арбитражного суда города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Главному управлению труда и социального развития администрации Воронежской области, Главному финансовому управлению Администрации Воронежской области о взыскании 231.350 руб. компенсации за предоставление льгот по оплате проезда воздушным транспортом за 2003 год.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство труда РФ.
Решением от 14.02.05, оставленным без изменения постановлением от 29.04.05, в иске отказано.
При этом суды первой и апелляционной инстанций указали, что бюджету Воронежской области были перечислены субсидии на реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в РФ", таким образом, возложенные на Минфин России обязательства по исполнению федерального бюджета выполнены в полном объеме. Финансовым органом Администрации Воронежской области - Главным финансовым управлением обязательства по заявкам за 2003 год также выполнены полностью. Кроме того письмом от 25.03.04 Минтруда России разъяснено, что расходы, понесенные транспортными компаниями в связи с перевозкой льготных категорий граждан, возмещаются органами социальной защиты населения по месту нахождения транспортной компании независимо от места постоянной регистрации пассажира. Однако истец не обращался к соответствующим органам социальной защиты населения, договор на компенсацию расходов с ГУ труда и социального развития Администрации Воронежской области не заключил.
В кассационной жалобе ОАО "АК "Домодедовские авиалинии" просит отменить судебные акты, поскольку израсходование предусмотренных федеральным бюджетом средств на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О ветеранах" не исключает необходимость компенсации транспортным организациям понесенных убытков в полном объеме. Законом не предусмотрено обязательное наличие договора для возмещения затрат на перевозку льготных категорий граждан. Письмо Минтруда России не является нормативным правовым актом и не может устанавливать обязанность обращения транспортной организации в орган социальной защиты населения по месту своего нахождения.
Минфин России, напротив, полагает решение и постановление правильными и просит оставить их без изменения, считая, что со стороны ответчиков не было допущено нарушений, расходы истца не могут быть компенсированы, поскольку им не выполнены обязательные требования, предусмотренные действующим порядком.
Проверив законность обжалованных судебных актов, заслушав представителей сторон, обсудив жалобу, судебная коллегия находит ее подлежащей удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении иска, суд указал, что Минфином России и Главным финансовым управлением Администрации Воронежской области обязательства финансированию транспортных организаций, связанных с реализацией Закона "О социальной защите инвалидов в РФ" выполнены в полном объеме в пределах ассигнований, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 года". В нарушение действующего порядка ОАО "АК "Домодедовские авиалинии" не обращалось к соответствующим органам социальной защиты населения, договор с ГУ труда и социального развития Администрации Воронежской области не заключало.
Между тем, вывод суда об отсутствии оснований компенсировать понесенные истцом расходы не соответствует закону.
Согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
При этом компенсации полежат расходы транспортной организации в полном объеме, а не в пределах выделенных из федерального бюджета средств.
Судом установлено, что в период с июля по октябрь 2003 году ОАО "Авиакомпания "Домодедовские авиалинии" осуществило перевозку пассажиров, имеющих льготы на оплату стоимости воздушной перевозки.
Право граждан на бесплатный проезд или 50-процентную скидку от стоимости проезда на междугородных линиях воздушного транспорта установлены ст. 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ст. 14 Федерального закона "О ветеранах".
Реализация государственной политики в отношении инвалидов относится к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Порядку предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.01 N 536, продленного на 2003 год, на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" субсидии и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин России.
Исходя из положений п. 2 ст. 786 ГК РФ и ст. 105 Воздушного кодекса РФ договор воздушной перевозки удостоверяется билетом.
Требований подтверждения осуществления льготной перевозки ветеранов дополнительными документами законом не предусмотрены.
Письмо Минтруда России не устанавливает и не может устанавливать таких требований, поскольку не является нормативно-правовым актом.
С учетом изложенного билеты являются допустимыми доказательствами, подтверждающими факт осуществления льготной перевозки.
Таким образом, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
При новом рассмотрении истцу следует уточнить предмет иска, исходя из того, что п. 5 ст. 790 ГК РФ предусматривает возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда, а не стоимости проезда, представить расчет размера исковых требований, подтвержденного актами сверок с органами социальной защиты, авиабилетами, а в случае отсутствия актов сверок по спорным бесплатным перевозкам, представить расчет понесенных по ним расходов (себестоимости перевозки).
Суду также следует установить, предусмотрено ли финансирование расходов транспортных организаций Федеральным законом "О бюджете на 2003 год", выделялись ли денежные средства из федерального или регионального бюджетов и были ли перечислены эти денежные средства транспортным организациям.
Исходя из этого следует выяснить, компенсация расходов транспортным организациям осуществлена не в полном объеме вследствие недофинансирования, отсутствия средств в бюджете или вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей Минфином России, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами социальной защиты населения, и, соответственно, подлежат ли возмещению расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, федерального бюджета или казны Российской Федерации.
Суду необходимо исследовать взаимоотношения транспортной организации и органов социальной защиты на предмет компенсации расходов, сверки понесенных расходов, и на основании представленных сторонами доказательств установить размер некомпенсированных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 АПК РФ, постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.05 по делу N А40-33468/04-20-131 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.05 N 09АП-3512/05-ГК по тому же делу отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 августа 2005 г. N КГ-А40/7051-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании