Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 августа 2005 г. N КА-А41/7791-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2005 г.
Открытое акционерное общество "Щербинский лифтостроительный завод" (далее - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об обязании Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Московской области (далее - Инспекция, налоговый орган) возместить путем возврата из федерального бюджета НДС за май 2002 г. в сумме 48 462 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.03.2005 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2005 г. N 10АП-1208/05-АК решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов
Заявитель считает, что он правомерно отказал Обществу в проведении вычета по налоговой декларации по ставке ноль процентов по налогу на добавленную стоимость за май 2002 г. в сумме 48 462 руб., поскольку налоговые вычеты не подтверждены в полном объеме и поставщиками не внесен в бюджет НДС с выручки, полученной за поставленные товарно-материальные ценности.
Представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Общества с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, считает принятые судебные акты законными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Законность судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" представило в Инспекцию 14.06.2002 г. налоговую декларацию по налоговой ставке 0 процентов за май 2002 г. и пакет документов по экспортным операциям.
По результатам камеральной проверки Инспекцией вынесены заключения N 04/5057, N 04/5058 о возмещении НДС в сумме 216 567 руб. и об отказе в возмещении НДС в сумме 48 462 руб.
Основанием для отказа в возмещении части суммы НДС послужило то, что в ходе встречных проверок поставщиков не были подтверждены налоговые вычеты.
Общество не согласилось с отказом в возмещении НДС и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Московской области руководствовался статьями 164, 165, 169, 171, 172, 176 Налогового кодекса российской Федерации. При этом суд исходил из того, что ОАО представило в Инспекцию все необходимые документы в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов по налогу на добавленную стоимость по налоговой декларации за май 2002 г. Суд посчитал, что Налоговым кодексом Российской Федерации не установлена возможность возмещения НДС из бюджета только при условии установления факта уплаты НДС в бюджет его поставщиками.
Выслушав представителей сторон по делу, изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Московского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном в статье 166 Кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), по которым налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных в статье 165 Кодекса. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, поименованных в статье 165 Кодекса. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо отказе (полностью или частично) в возмещении.
Как следует из статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению является счет-фактура. При этом счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного в пунктах 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В подпункте 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено обязательное указание в счете-фактуре наименования, адреса и идентификационных номеров налогоплательщика и покупателя.
Следовательно, условиями реализации налогоплательщиком права на получение возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте товаров являются: представление предусмотренных в статье 165 Кодекса документов, подтверждающих экспорт товара, поступление валютной выручки; уплата поставщикам товаров, использованных в производстве продукции, поставленной на экспорт, либо товаров, непосредственно поставленных на экспорт, в порядке, предусмотренном в статье 168 Кодекса, сумм налога на добавленную стоимость.
Из материалов дела усматривается, и не отрицается налоговым органом, что ОАО "Шербинский лифтостроительный завод" вместе с налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке ноль процентов представило в инспекцию в соответствии с требованиями статьи 165 Кодекса документы в полном объеме.
При этом Арбитражный суд Московской области всесторонне, объективно и полно исследовал представленные в материалы дела доказательства и установил, что данными документами подтверждены реальный экспорт товаров, уплата поставщикам товаров налога на добавленную стоимость.
Довод Инспекции о том, что Обществом не подтверждены в полном объеме налоговые вычеты, поскольку отсутствуют доказательства уплаты налога на добавленную стоимость поставщиками товара, суд кассационной инстанции отклонил.
В определении конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 г. N 138-О разъяснено, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика.
Обоснованным является вывод апелляционной инстанции о том, что из содержания статей 164, 165, 171, 176 Налогового кодекса Российской Федерации не следует, что возникновение у налогоплательщика-экспортера права на возмещение суммы налога на добавленную стоимость связано с фактом перечисления соответствующей суммы налога в бюджет поставщиком товара.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Московской области сделал правильный вывод о том, что Общество в установленном налоговым законодательством порядке подтвердило право на применение налоговых вычетов по реализованной на экспорт продукции по налоговой декларации за май 2002 г. в сумме 48 462 руб. по ставке ноль процентов, и правомерно обязал налоговый орган возместить из федерального бюджета путем возврата НДС в названной сумме.
Нормы материального права применены судебными инстанциями правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу пункта 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, судами не допущено, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение арбитражного суда Московской области от 24.03.2005 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2005 г. N 10АП-1208/05-АК по делу N А41-К2-1943/05 оставить без изменения, кассационную жалобу МИФНС РФ N 5 по Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 августа 2005 г. N КА-А41/7791-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании