Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 августа 2005 г. N КА-А40/7959-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2005 г.
Электроэнергетическая ассоциация "Корпорация "Единый Электроэнергетический Комплекс" обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.Н. Шульгина от 09.11.2004 N 14-4-05/4488-12, которым оставлены без удовлетворения жалоба организации от 10.09.2004 N ИД-199 на действия должностного лица налогового органа и требование обязать ФНС России в трехдневный срок представить сведения об открытых счетах и вкладах ОАО "Челябэнерго" в банках и иных кредитных организациях, а также их реквизиты.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2005, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2005, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на п. 3 ст. 46 Федерального Закона от 27.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст.ст. 13, 854 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых налоговый орган предоставляет сведения об открытых счетах должника взыскателю при его заявлении при наличии у него исполнительного листа с не истекшим сроком давности.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просил решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении требований отказать, так как обязанность по предоставлению сведений о счетах налогоплательщиков возложена на налоговые органы только в отношении судебных приставов-исполнителей, как специальных субъектов, которые также не могут разглашать полученную ими информацию.
Ассоциация в заседании суда кассационной инстанции возражала против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, определением от 18.08.2004 N А76-3727/2004-7-277 Арбитражным судом Челябинской области был выдан исполнительный лист N 000037 о взыскании с ОАО "Челябэнерго" в пользу заявителя 123 860 000 рублей долга и 750 000 рублей в возмещение расходов по уплате третейского сбора.
Письмом от 25.08.2004 N ИД-193 заявитель обратился в Межрайонную инспекцию МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 с просьбой сообщить ему информацию о наличии у должника счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях и их реквизиты.
Налоговый орган письмом от 26.08.2004 N 55-07/1787п подтвердил наличие у ОАО "Челябэнерго" открытых счетов без сообщения реквизитов данных счетов заявителю.
Ассоциация обжаловала действия Инспекции в МНС России, которая решением от 09.11.2004 N 14-4-05/4488-12 отказала в удовлетворении жалобы организации со ссылкой на налоговую тайну.
Считая отказ Министерства незаконным, организация оспорила его в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального Закона от 27.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" если сведений о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов.
Налоговые органы обязаны в трехдневный срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию.
Такая же информация в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации, может быть представлена взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности.
Порядок предоставления указанной информации взыскателю установлен Приказом МНС России от 23 января 2003 года N БГ-3-28/23 и состоит в том, что взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности направляет по почте налоговому органу по месту налогового учета должника-организации заявление о предоставлении информации и заверенную в установленном порядке копию исполнительного листа. Информация предоставляется в течение трех дней со дня получения заявления по почте заказным письмом.
Ассоциацией установленные Приказом требования были выполнены, срок давности у исполнительного листа не истек.
Таким образом, порядок предоставления взыскателю информации о должнике-организации установлен самим Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Довод кассационной жалобы о том, что сведения о счетах являются налоговой тайной и налоговая инспекция имела право предоставить лишь информацию о факте наличия у должника-организации открытых счетов, является также необоснованным.
По смыслу пункта 1 статьи 102 НК РФ, сведения о счетах организаций, находящихся в кредитных учреждениях, относятся к налоговой тайне.
По своей природе и назначению институт налоговой тайны имеет публично-правовой характер и означает защиту налоговым органом сведений, разглашение которых может нарушить права граждан и организаций.
Вместе с тем, как следует из пункта 2 статьи 102 НК РФ, налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Закрепление в законе отступлений необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц.
Специального закона, посвященного налоговой тайне и, следовательно, вопросам ее разглашения, не имеется. Однако Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ предусматривает возможность передачи налоговым органом взыскателю в случае, оговоренном в пункте 3 статьи 46 этого Закона, необходимой информации о банковском счете должника, к которой относится и информация о номере такого счета.
В связи с этим решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 марта 2004 года N 15527/03 признано недействующим положение, содержащееся во втором предложении пункта 3 Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утвержденного Приказом МНС РФ от 23 января 2003 года N БГ-3-28/23.
Таким образом, налоговым органом необоснованно было отказано взыскателю в предоставлении информации о банковском счете должника, к которой относится и информация о номере такого счета.
Настоящее постановление принято с учетом сложившейся судебной практики, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного апелляционного суда от 15.09.2004 по делу N КА-А40/7808-04 и Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.03.2005 N А19-19371/04-48-Ф02-1186/05-С1.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 284-287, 289 АПК РФ, постановил:
решение от 16.03.2005 по делу N А40-6044/05-149-58 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 13.05.2005 N 09АП-4483/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу ФНС России - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2005 г. N КА-А40/7959-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании