Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 августа 2005 г. N КА-А40/6797-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2005 г.
Решением от 04.02.2005 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 19.04.2005 Девятого арбитражного апелляционного суда, признаны незаконными как не соответствующие ст.ст. 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации решения ИМНС России N 16 по СВАО г. Москвы (правопреемник ИФНС России N 16 по г. Москве) от 11.08.2004 N РВО416 и от 18.10.2004 N 34 о взыскании налога, пени, вынесенные в отношении ЗАО "А/О Юнимед".
При этом судебные инстанции исходили из того, что инспекцией не доказаны наличие обстоятельств, явившихся основанием для вынесения решения, и соблюдение установленных налоговым законодательством условий их принятия.
В остальной части иска отказано.
Законность и обоснованность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции ФНС России N 16 по г. Москве, в которой ставится вопрос об изменении судебных актов - их отмене в части удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу и судебных актах.
Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ИФНС России N 16 по г. Москве, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного разбирательства.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя общества, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для изменения судебных актов.
Как установлено судебными инстанциями, инспекцией 11.08.2004 вынесено решение N РВО416 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках, согласно которому с общества подлежит взысканию 741 101, 48 руб., из которых сумма налога - 668008, 68 руб., сумма пени - 73092, 80 руб. Основанием для вынесения решения, как указано в нем, явилось неисполнение требования от 27.07.2004 N ТУ1386, в котором недоимка по налогам указана в сумме 107764,67 руб., по пени 20763,20 руб., то есть в иных размерах.
При рассмотрении дела инспекция пояснений в отношении расхождения сумм налога и пени, указанных в решении и требовании, суду не представила, равно как не представила доказательств того, в какой именно сумме недоимки по налогам и пени, указанные в требовании от 27.07.2004 N ТУ1386, включены в оспариваемое решение.
С учетом этого, судебными инстанциями сделан правильный вывод о том, что в нарушение п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговым органом не доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для вынесения решения от 11.08.2004 N РВО416. В связи с этим вынесенное решение правомерно признано незаконным в полном объеме.
Решение от 18.10.2004 N 34 о взыскании налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества также обоснованно признано незаконным, поскольку инспекцией не доказано соблюдение условий, установленных налоговым законодательством для вынесения такого решения - недостаточность или отсутствие средств на счетах налогоплательщика в банках и истечение срока добровольного исполнения требования об уплате налога (пени).
Согласно ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах и банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с п. 6 ст. 46 Налогового органа Российской Федерации инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством Российской Федерации. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст. 47 настоящего Кодекса.
Судебными инстанциями установлено, что инспекцией в нарушение указанных норм не представлены доказательства: направления в АК "Московский муниципальный банк - Банк Москвы" и КБ "Промсвязьбанк" инкассовых поручений от 21.07.2004 N 1113-1114, от 23.09.2004 N 1773-1774, от 29.09.200 N 1866-1873, отсутствия на счетах общества в этих банках достаточных денежных средств. В письме Банка Москвы от 28.10.2004 N 31-012-06/2140 отсутствует информация об отсутствии денежных средств на счетах общества, в "КБ Промсвязьбанк", несмотря на имеющиеся в инспекции сведения о наличии расчетных счетов общества в этом банке, инкассовые поручения и запросы о наличии денежных средств на этих счетах налоговым органом не направлялись.
Кроме того, обоснованным является вывод судебных инстанций о том, что решение от 18.10.2004 N 34 вынесено преждевременно, поскольку на момент его вынесения по ряду требований от 18.10.2004 не истек срок их исполнения (28.10.2004).
Ссылка инспекции на то, что оспариваемые решения частично исполнены обществом, не может являться основанием для изменения судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 04.02.2005 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 19.04.2005 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-58483/04-126-617 оставить без изменения кассационную жалобу ИФНС России N 16 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2005 г. N КА-А40/6797-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании