Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 августа 2005 г. N КГ-А40/7457-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 9 августа 2005 г.
Открытое акционерное общество "Дальсвязь" (далее - ОАО "Дальсвязь") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству труда и социального развития Российской Федерации (далее - Минтруд России) о взыскании за счет казны Российской Федерации 11.060.370 руб. убытков в виде недополученной суммы бюджетного финансирования по льготам, предоставленным ветеранам в части 50% скидки по абонентской плате за пользование телефоном и его бесплатной установке в 2004 году.
В обоснование иска указывалось на то, что предоставленные льготы, размер которых подтвержден актами сверки между истцом и Департаментом соцзащиты населения администрации Сахалинской области (далее - Департамент соцзащиты), в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 г. N 963, подлежат возмещению Минтрудом России, который неправомерно уклонился от выполнения возложенных на него обязанностей.
До принятия решения истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) увеличил размер исковых требований до 21.123.925,16 руб.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Департамент соцзащиты, Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздрав России).
Решением от 15.04.2005 г., оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.06.2005 г., иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы отсутствием доказательств невозможности реализации Минтрудом России своих полномочий в целях предотвращения либо уменьшения размера убытков истца.
В кассационной жалобе Минфин России просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на отсутствие причинно-следственной связи между бездействием ответчика и убытками, недоказанность вины ответчика, несоблюдение истцом порядка оформления документов для выделения денежных средств из федерального бюджета, недоказанность факта и размера понесенных истцом и некомпенсированных расходов.
В отзыве ОАО "Дальсвязь" просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам и правильность применения судами норм материального права.
Минтруд России, Департамент соцзащиты и Минздрав России отзывы на кассационную жалобу не представили.
В заседании суда кассационной инстанции представители Минфина России и Минздрава России поддержали доводы жалобы. Представитель ОАО "Дальсвязь" возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания Минтруд России и Департамент соцзащиты явку представителей не обеспечили.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей третьих лиц и истца, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами, ОАО "Дальсвязь" в 2004 году на основании Федерального закона "О ветеранах" предоставило при оказании услуг связи льготы отдельным категориям населения на сумму 35.322.871,81 руб.
В соответствии с указанным законом финансирование расходов, понесенных операторами связи, производится за счет федерального бюджета. При этом согласно Правилам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 г. N 963, финансирование расходов производится через Минтруд России, который обязан на основании бюджетных заявок органов социальной защиты населения производить распределение денежных средств по получателям.
Между тем, в 2004 году Минтруд России не принял надлежащих мер к компенсации расходов ОАО "Дальсвязь", расходы истца компенсированы лишь частично на сумму 14.198.946,65 руб., убытки истца составили 21.123.925,16 руб.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что Минтруд России не выполнил обязанности, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, чем нанес ОАО "Дальсвязь" убытки в отыскиваемом размере.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в силу которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии причинно-следственной связи между бездействием ответчика и убытками истца и о недоказанности вины ответчика, не могут быть приняты во внимание.
Судами правильно указано, что обязанность компенсировать расходы операторов по предоставлению услуг связи категориям граждан, имеющим льготы, возложена на Минтруд России. Материалами дела подтвержден факт оказания истцом услуг связи гражданам, имеющим льготу, и, напротив, доказательств компенсации расходов истца на данную льготу не представлено.
Ссылки заявителя на то, что акты сверки не подтверждают факт и объем оказанных льготникам услуг, поскольку отсутствует составленный Департаментом соцзащиты акт об объеме оказанных услуг, несостоятельны. Несоблюдение органом соцзащиты предусмотренного порядка подтверждения объема оказанных услуг не может рассматриваться в качестве основания для освобождения ответчика от исполнения установленной Федеральным законом "О ветеранах" обязанности по компенсации расходов истца на предоставление льгот.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает положенный в основу обжалуемых судебных актов вывод суда о недоказанности Минтрудом России отсутствия возможности реализации своих полномочий в целях предотвращения либо уменьшения размера материального ущерба основанным на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствующим положениям закона.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 АПК РФ, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2005 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2005 г. по делу N А40-68644/04-24-636 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 августа 2005 г. N КГ-А40/7457-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании