Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 августа 2005 г. N КА-А40/7491-05-П
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2005 г.
ЗАО "Геомаш-Центр" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции МНС РФ N 1 по ЦАО г. Москвы (в настоящее время - Инспекции ФНС N 1 по г. Москве, далее - Инспекция) о признании недействительным ее решения N 32 от 22.03.04 в части отказа в возмещении из федерального бюджета НДС в сумме 595855 руб. и об обязании Инспекции возместить НДС в указанной сумме путем зачета.
Решением от 21.09.04 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 17.12.04 Девятого арбитражного апелляционного суда, требования заявителя удовлетворены частично, оспариваемое решение Инспекции признано недействительным в части отказа в применении налоговой ставки 0 процентов и в возмещении НДС в сумме 255209 руб., на Инспекцию возложена обязанность по возмещении данной суммы путем зачета.
В остальной части в удовлетворении требования Обществу отказано по тем основаниям, что сумма НДС с авансовых платежей не была заявителем реально уплачена в бюджет, в связи с чем отсутствуют основания для ее возмещения из бюджета.
Постановлением от 16.03.05 Федерального арбитражного суда Московского округа постановление от 17.12.2004 Девятого арбитражного апелляционного суда отменено, дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение для проверки доводов Общества о том, что на момент возникновения у него обязанности по уплате НДС, имелась задолженность бюджета перед заявителем по тому же налогу в сумме, существенно превышающей сумму налога, подлежащую уплате; зачет суммы переплаты в счет исполнения обязанности Общества по уплате НДС в бюджет произведен самим налоговым органом, что подтверждается картой расчета пени, которая судом апелляционной инстанции не исследована и не получила никакой оценки.
Постановлением от 27.04.05 Девятого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено. Суд апелляционной инстанции признал недействительным решение Инспекции МНС РФ N 1 по ЦАО г. Москвы от 22.03.04 N 32 в части отказа в возмещении из федерального бюджета НДС по экспортной операции за ноябрь 2003 г. в части отказа в обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и отказа в возмещении НДС в сумме 595855 руб. (п. 1 итоговой части решения) и обязал инспекцию возместить ЗАО "Геомаш-Центр" из бюджета НДС в сумме 340.646 руб. путем зачета.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит состоявшиеся по делу судебные акты в части удовлетворения требований заявителя отменить как принятые с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права, в удовлетворении требований обществу отказать. В обоснование жалобы инспекция ссылается на то, что уплата НДС с авансовых поручений должна подтверждаться платежными поручениями, которые налогоплательщиком не представлены; зачет суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по налоговой декларации за июль 2003 г., в счет имеющейся у налогоплательщика переплаты в бюджет, инспекцией не производился и заявитель в инспекцию с заявлением о проведении такого зачета не обращался.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в постановлении суда апелляционной инстанции. Отзыв на жалобу не представлен.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Довод в жалобе о том, что инспекция не осуществляла зачет суммы подлежащей возмещению Обществу из федерального бюджета в счет исполнения обязанности заявителя по уплате в бюджет НДС с авансовых платежей и предоплаты в сумме 406687 руб., противоречит фактическим обстоятельствам, установленным судом, и материалам дела - представленной инспекцией карте расчета пени, из которой видно, что за июль 2003 г. - налоговый период, в котором заявителем получены авансовые платежи, начислен к уплате НДС в сумме 406687 руб. (т. 2 л.д. 73 - стр. 4, 7 карты расчета), что соответствует данным налоговых деклараций за июль 2003 г.
В указанную сумму входит спорная сумма 340646 руб., в возмещении которой заявителю отказано оспариваемым решением, что подтверждено представителем инспекции в судебном заседании.
На указанную сумму - 406687 руб. инспекцией уменьшена задолженность бюджета перед заявителем (строка 15 карты расчета пени), а именно: переплата составляла 9.170.026,73 руб., а после проведения инспекцией проводки по начислению налога в сумме 406.687 руб., задолженность бюджета перед заявителем уменьшилась до 8.763.339,73 руб., то есть на сумму 406.687 руб.
Таким образом, инспекция по существу, признала исполненной обязанность заявителя по уплате НДС с авансовых платежей в бюджет.
Данных о восстановлении инспекцией в лицевом счете налогоплательщика (иных внутренних документах налогового органа по контролю за уплатой налогов и иных обязательных платежей) рассматриваемой суммы как подлежащей уплате в бюджет в материалах дела не содержится.
Также не представлены доказательства, подтверждающие совершение инспекций каких-либо действий по взысканию данной суммы в бюджет: принятие соответствующих решений о взыскании налога, выставление требований об уплате налога в бюджет.
Инспекцией не оспаривается и то обстоятельство, что сумма переплаты по НДС, отраженная в карте расчета пеней (более 9 млн. руб.), подтверждена налоговым органом как подлежащая возмещению Обществу по итогам предыдущих налоговых периодов, в связи с чем, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, не может являться основанием к отмене постановления суда довод жалобы о том, что зачет не мог быть произведен до проведения проверки обоснованности применения налоговых вычетов за тот же период, в который возникла обязанность по уплате НДС с авансов.
При таких обстоятельствах, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода Девятого арбитражного апелляционного суда о том, что материалами дела (карта расчета пени, акт сверки расчетов за период с 01.01.04 по 22.09.04) подтверждается факт уплаты (зачета) в бюджет сумм НДС с авансовых платежей.
С учетом вышеизложенного отклоняется довод жалобы о том, что налоговым органом не выносилось решение о зачете НДС в счет предстоящих платежей, тем более, что такой зачет, как установил суд, был фактически инспекцией произведен в счет имеющейся у налогоплательщика переплаты.
Утверждение в жалобе со ссылкой на ст. 78 и п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что для проведения зачета подлежащей уплате суммы НДС в счет имеющейся переплаты по тому же налогу необходимо заявление налогоплательщика, необоснованно.
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае не применима, а в соответствии со ст. 176 НК РФ зачет (погашение) недоимки за счет имеющейся переплаты по одному и тому же налогу производится налоговым органом самостоятельно.
Таким образом, постановление суда апелляционной инстанции в этой части, в которой изменено решение суда первой инстанции, является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Выводы суда о том, что оспариваемое решение налогового органа незаконно, поскольку изложенные в нем мотивы отказа в возмещении НДС не соответствуют налоговому законодательству, фактическим обстоятельствам и материалам дела, являются правильными и инспекцией в жалобе не оспариваются, в связи с чем отсутствуют основания для отмены постановления суда апелляционной инстанции и в той части, в которой решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
С учетом вышеизложенного постановление суда апелляционной инстанции отмене и изменению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 284, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление от 27.04.2005 Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3721/05-АК по делу N А40-35604/04-109-377 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 1 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 августа 2005 г. N КА-А40/7491-05-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании