Учетная политика и ответственность
В Минфине России тщательно стараются избегать словосочетания "учетная политика по бюджетному учету учреждения", но среди бухгалтеров упорно ходят слухи об административных штрафах за отсутствие этого документа. Как обстоит дело в реальности, разбирался внештатный корреспондент журнала "Бюджетный учет" Д.А. Нечаев.
Мало кто спорит с тем, что единообразие учетной политики для всех бюджетных учреждений было установлено Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н (далее по текст у - Инструкция N 107н). Действительно, эта Инструкция подробно излагает все, что коммерческие организации обычно указывают в своих учетных политиках. Это - План счетов; форма ведения бухгалтерского учета; методы оценки активов и обязательств; формы первичных учетных документов и бухгалтерских регистров; корреспонденция счетов по основным хозяйственным операциям и многое другое, например, порядок учета исполнения сметы доходов и расходов.
Поскольку все бюджетные учреждения были обязаны вплоть до 2005 финансового года организовывать свой учет в соответствии с Инструкцией N 107н, это исключало необходимость формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета. Достаточно было лишь разработать рабочие документы для целей ведения бухгалтерского учета, предусмотренные Инструкцией N 107н (см. табл. "Рабочие документы учреждения").
Новые правила - новые сомнения
Из пункта 2 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н (далее по тексту - Инструкция N 70н), следует, что государственная учетная политика по-прежнему реализуется через Инструкцию. Однако из третьего абзаца пункта 1 Инструкции N 70н следует, что Федеральный закон "О бухгалтерском учете" играет в жизни бухгалтера бюджетного учреждения не меньшую роль, чем Инструкция N 70н и собственно бюджетное законодательство. Причем в пункте 2 статьи 7 этого закона четко указано: "Главный бухгалтер: несет ответственность за формирование учетной политики".
На первый взгляд, основания для беспокойства есть. Если принять Инструкцию N 70н за учетную политику, то получится, что План счетов бюджетного учета и рабочий План счетов вашего учреждения - одно и то же. Кроме того, в приложении 3 к Инструкции N 70н приведено описание рекомендуемых регистров бюджетного учета, но не приведены их формы. По сути Инструкция N 70н - своего рода лишь основа учета.
Рабочие документы учреждения
Инструкция N 107н | Наименование документа |
Пункт 26 | Приказ руководителя учреждения о порядке проведения инвентаризации |
Пункт 168 | Документы, устанавливающие конкретные условия отнесения расходов к распределе- нию на отдельные виды деятельности по источникам финансирования |
Пункт 169 | Порядок отнесения накладных расходов на отдельные виды продукции |
По мнению сотрудников Минфина России, кроме Инструкции N 70н бухгалтер должен держать на своем столе еще две инструкции, учитывающие отраслевую и территориальную специфику. А поскольку таких инструкций пока не существует, бухгалтеры многих учреждений, перешедших на новые правила учета с начала года, составили учетную политику для своих учреждений. Многие из них убеждены, что без собственной учетной политики невозможно было бы составить справку по форме 0504833.
Сейчас многие министерства разрабатывают свои ведомственные методические материалы. На стадии утверждения находятся методички по здравоохранению, культуре и образованию. Эти документы будут иметь не рекомендательный, а обязательный статус к исполнению. В них будут и рабочий План счетов, и формы, и правила заполнения регистров учета. Некоторые учреждения уже начинают получать от своих вышестоящих организаций документы, регламентирующие деятельность бухгалтерских служб (см. пример).
Ответственность есть, но ее нет
В Федеральном законе "О бухгалтерском учете" сказано, что главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, но сама форма этого документа не определена. Коммерческие организации руководствуются ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", которое бюджетники применять не могут. Поэтому учетная политика учреждения вполне может представлять собой папку с приказами по организации работы бухгалтерии и пакета нормативных документов по бюджетному учету.
Пример. Документ, который в переработанном виде мы представляем вашему вниманию, нам передал один из наших подписчиков. В оригинале он назывался "Положение об учетной политике". Правильное по сути название мы заменили более корректным в отношении мнения Минфина России.
Утверждено
приказом N 231/2 ______________ ___ от 28.12.2004 г.
Положение по организации работы бухгалтерской службы
I. Общие принципы и правила ведения бухгалтерского учета
1.1. Бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с Бюджетным
кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ (ч. 1 и ч. 2), Федеральным законом "О
бухгалтерском учете", в период перехода на бюджетный учет - по Плану
счетов и форме счетоводства, предусмотренным Инструкцией по
бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом
Министерства финансов России от 30 декабря 1999 г. N 107н (с учетом
последующих изменений и дополнений), Плану счетов бюджетного учета,
принципов учета, предусмотренных Инструкцией по бюджетному учету от 26
августа 2004 г. N 70н (далее - Инструкция N 70н).
1.2. _______________________________________________________________
(наименование учреждения)
осуществляет следующие виды деятельности:
_________________________________________________________________________
(перечень видов деятельности)
1.3. Учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам
и сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам осуществляется
раздельно с составлением единого баланса с учетом источников за счет
бюджетных и внебюджетных средств.
1.4. Для обеспечения раздельного учета и группировки данных по видам
деятельности применяются аналитические признаки в соответствии с
"Бюджетной классификацией РФ", утвержденной приказами Минфина РФ от 27
августа 2004 г. N 72н, от 10 декабря 2004 г. N 114н (с учетом изменений и
дополнений), а также дополнительные признаки для детализации учета по
подразделениям, видам доходов и пр.
II. Организация бухгалтерского учета
2.1. Консолидированный бухгалтерский учет, а также учет основной
деятельности ведется
_________________________________________________________________________
(наименование бухгалтерской службы)
2.2. Бухгалтерский учет обособленных структурных подразделений
осуществляется бухгалтерскими службами этих подразделений (перечислить в
том числе случаи, когда учет возложен исключительно на центральную
бухгалтерскую службу - прим. ред.) с составлением отдельного баланса как
части единого баланса.
2.3. Движение бюджетных средств осуществляется на лицевом счете
_________________________________________________________________________
(наименование распорядителя и УФК)
а также лицевых счетах бюджетополучателей 3-го уровня - основной
деятельности
_________________________________________________________________________
(наименование распорядителя и УФК)
обособленных подразделений -
_________________________________________________________________________
(наименование подразделений и отделений федерального казначейства)
2.4. Движение внебюджетных денежных средств осуществляется через
_________________________________________________________________________
(перечислить количество лицевых счетов в УФК и наименование УФК)
Учет на этих счетах организован в разрезе субсчетов обособленных
подразделений в соответствии
_________________________________________________________________________
(указать организационно-распорядительный документ)
2.5. Для формирования консолидированной отчетности бухгалтерский
учет как основной деятельности, так и обособленных подразделений
осуществляется по единой методологии. При этом сроки перевода учетных
данных на бюджетный учет (в пределах, установленных Инструкцией N 70н)
обособленные подразделения определяют самостоятельно.
Сроки представления обособленными подразделениями в
_______________________________________________________________________
(наименование бухгалтерской службы)
данных для включения в консолидированную отчетность определяются
отдельным приказом.
III. Методика ведения бухгалтерского учета
3.1. В период перехода на бюджетный учет:
мемориально-ордерная форма учета с элементами других методик,
предусмотренных Федеральным законом "О бухгалтерском учете";
форма учета, которая предусмотрена Инструкцией N 70н.
Для обеспечения сопоставимости данных за 2005 год при переходе на
учет в соответствии с Инструкцией N 70н в переходный период возможно
использование счетов Инструкции N 107н. Схема применения принципов
бюджетного учета в Плане счетов Инструкции N 107н приведена в приложении
1.
3.2. Обработка учетной информации осуществляется с использованием:
_________________________________________________________________________
(перечислить прекладные программы)
В ряде обособленных подразделений используется другое программное
обеспечение. В случаях большого объема обрабатываемой информации
допускается формирование и хранение итоговых регистров аналитического
учета в электронном виде.
3.3. Для ведения бухгалтерского учета применяются унифицированные
формы учетных документов, предусмотренные пунктом 14 Инструкции N 107н, а
также, по мере перехода на бюджетный учет, первичные учетные документы
класса 03 и 05 ОКУД, предусмотренные Инструкцией N 70н.
Кроме того, для оформления ряда операций по основной деятельности в
_________________________________________________________________________
(наименование бухгалтерской службы)
применяют разработанные самостоятельно формы первичных учетных документов
по ранее утвержденному перечню.
3.4. Порядок учета, хранения и использования бланков строгой
отчетности регламентируется статьей 241 Инструкции N 107н.
3.5. Движение первичных документов в бухгалтерском учете
регламентируется утвержденным графиком документооборота. Все документы
формируются в дела с учетом сроков хранения согласно утвержденной
Номенклатуре дел.
3.6. При приеме от физических и юридических лиц наличных денежных
средств за реализованные товары (работы, услуги) применяется ККТ или
бланки строгой отчетности по форме N 10 "Квитанция" (код по ОКУД
0504510). Порядок применения определен письмом Минфина России от 11
августа 2003 г. N 03-01-01/11-233.
3.7. Выдача наличных денежных средств под отчет осуществляется на
срок не более 30 дней при условии полного отчета конкретного подотчетного
лица по ранее выданному авансу. Порядок выдачи наличных денежных средств
под отчет и оформления отчетов по их использованию определяется пунктом
11 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации"
(утвержденного решением совета директоров ЦБР от 22 сентября 1993 г.
N 40).
3.8. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и
отчетности проводится инвентаризация имущества и обязательств. Порядок и
сроки проведения инвентаризации регламентируются Методическими указаниями
по инвентаризации, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня
1995 г. N 49, и отдельным приказом руководителя учреждения.
IV. Учет нефинансовых активов
4.1. Порядок отнесения материально-вещественных ценностей к основным
средствам, нематериальным и непроизведенным активам, а также материальным
запасам определяются разделом 1 Инструкции N 70н.
4.2. Учет основных средств осуществляется в соответствии со статьями
10-23 и 39-46 Инструкции N 70н. Типовые операции описаны в приложении 2.
4.3. Учет нематериальных активов осуществляется в соответствии со
статьями 33-38 Инструкции N 70н. Типовые операции описаны в приложении 3.
4.4. Учет вычислительной техники:
а) в составе основных средств - процессоры и периферийные
устройства. Списание осуществляется не ранее истечения срока полезного
использования с применением формы 0306003 по ОКУД.
Списание компьютерной техники осуществляется комиссией, назначенной
приказом руководителя. Акты на списание утверждаются
_________________________________________________________________________
(указать наименование должности)
б) учитывая быстрое моральное старение и поломки комплектующих
системного блока, вызывающие частые замены, разрешается относить
комплектующие - материнские платы, жесткие диски, дисководы, элементы
блока питания - к прочим материальным запасам независимо от стоимости и
осуществлять их учет в порядке, установленном для запасных частей к
машинам и оборудованию;
в) в составе прочих материальных запасов (расходных материалов для
оргтехники) - дискеты, картриджи, кабели, переходники и другие
соответствующие товары. Списание производится на основании Ведомости
выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210 по
ОКУД).
4.5. Оборудование, приобретенное для выполнения НИР, учитывается в
составе прочих материальных запасов, при вводе в эксплуатацию переводится
на забалансовый учет (счет 12) до истечения срока действия договора с
последующей передачей по назначению.
4.6. Учет материальных запасов осуществляется в соответствии со
статьями 48-66 Инструкции N 70н. Типовые операции описаны в приложении 4.
4.7. Учет готовой продукции осуществляется в соответствии со
статьями 67-69 Инструкции N 70н. Типовые операции даны в приложении 5.
4.8. Учет вложений в нематериальные активы осуществляется в
соответствии со статьями 76-81 Инструкции N 70н. Счета данной группы
предназначены для формирования первоначальной стоимости объектов
нефинансовых активов при их приобретении, изготовлении, модернизации для
последующей постановки на учет в составе основных средств, нематериальных
или непроизведенных активов, материалов и готовой продукции. Аналогом
счетов "Капитальные вложения в основные средства" и "Изготовление
материалов, готовой продукции (работ, услуг)" в Плане счетов по
Инструкции N 107н являются счета 203 и 080 (220) соответственно.
4.9. Учет нематериальных активов в пути осуществляется в
соответствии со статьями 82-85 Инструкции N 70н.
V. Учет доходов и расходов
5.1. Учет исполнения сметы расходов по бюджету осуществляется с
применением "Бюджетной классификации РФ".
5.2. Расходование бюджетных средств с лицевого счета, открытого в
органах федерального казначейства, отражаются по кредиту счета 0 304 05 000
(в Плане счетов Инструкции N 107н - 090, 091). Сдача депонированной
заработной платы, возврат текущей дебиторской задолженности и пр.
оформляется как восстановление кассовых расходов. То есть кредит счета
0 304 05 000 (090, 091) со знаком минус. Движение средств финансирования
(ранее - счета 140, 141) ведется на забалансовых счетах 17 и 18 в разрезе
КБК. Типовые операции по движению денежных средств и финансовых вложений
учреждения описаны в приложениях 6-10.
5.3. Фактические расходы учитываются на счете 0 401 01 200 (в Плане
счетов Инструкции N 107н - 200, 201, 223, 225) и 0 106 04 340 (в Плане
счетов Инструкции N 107н - 210, 220) в разрезе КБК и прочей необходимой
аналитики.
5.4. Учет исполнения сметы доходов и расходов по изготовлению и
реализации продукции осуществляется на следующих счетах: 0 106 04 340
(220) - себестоимость, 0 105 06 000 (80) - готовая продукция. Результат
от реализации определяется по отгруженной продукции, оказанным услугам и
отражается:
по дебету счета 0 205 03 560 (153) и кредиту счета 0 401 01 130
(400) по цене реализации;
по дебету счета 0 105 06 000 (080) и кредиту счета 0 401 01 130
(400) - по себестоимости.
Счет 280 не применяется. Операции, связанные с перераспределением
расходов между подразделениями, оформляются без составления
счетов-фактур.
5.5. Учет исполнения сметы доходов и расходов по хозяйственным
договорам осуществляется в разрезе КБК и договоров на счете 0 106 04 340
(210, 220). Доход по хозяйственным договорам определяется по актам
выполненных работ, финансовый результат исполнения сметы - только по
полностью законченным и оплаченным договорам.
5.6. Учет исполнения сметы доходов и расходов по прочей приносящей
доход деятельности осуществляется по видам деятельности в разрезе КБК.
При этом доход отчетного периода формируется по сумме оказанных услуг,
выполненных работ, реализованной продукции, определяемой методом
начисления. Результат исполнения сметы по каждому виду деятельности
определяется по окончании финансового года списанием в уменьшение дохода
отчетного периода суммы соответствующих расходов.
5.7. Учет исполнения сметы доходов и расходов целевых поступлений
осуществляется по видам целевых средств согласно утвержденной смете.
Сроки, цели и другие условия выполнения объемов работ (поручения)
регламентируются распорядительным документом, на основании которого они
выполнялись.
5.8. Общие (накладные) расходы учитываются на балансовом счете
0 401 01 200 "Расходы учреждения". Сумма общих расходов за отчетный период
распределяется пропорционально долям доходов по видам деятельности,
сформированным за соответствующий отчетный период.
5.9. В составе общих доходов и расходов в балансе основной
деятельности учитываются поступление (счет 0 401 04 100) с последующим
начислением в кредит счета 0 401 01 100 и расходование (счет 0 401 01 200)
отчислений обособленных подразделений на обеспечение
общехозяйственных накладных расходов учреждения. В Плане счетов
Инструкции N 107н поступлению соответствует кредит счета 401, начислению
- кредит счета 400, расходам - 210. При этом обособленные подразделения
уменьшают соответствующий доход на сумму отчислений.
Типовые проводки по операциям расчетов приведены в приложениях
12-15.
5.10. Порядок организации и ведения учета для целей налогообложения
определяется отдельным Положением о налоговом учете.
VI. Изменение учетной политики
Эта учетная политика применяется с момента утверждения
последовательно из года в год. Изменение учетной политики вводится с
начала финансового года или в случае изменения законодательства
Российской Федерации и нормативных актов органов, осуществляющих
регулирование бухгалтерского учета, а также существенных изменений
условий деятельности.
VII. Перечень приложений
1 Схема применения принципов бюджетного учета в старом Плане счетов
2 Основные средства
3 Нематериальные активы
4 Материальные запасы
5 Формирование себестоимости готовой продукции, товаров
6 Банк-бюджет
7 Денежные средства в валюте
8 Касса
9 Денежные документы
10 Финансовые вложения
11 Расчеты с дебиторами по доходам
12 Расчеты по авансам выданным
13 Расчеты по платежам в бюджет
14 Расчеты с подотчетными лицами
15 Расчеты по недостачам
Д.А. Нечаев,
внештатный корреспондент журнала "Бюджетный учет"
"Бюджетный учет", N 6, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100