"Я не хозяйка, а только бухгалтер!"
(интервью с В.П. Калым, главный бухгалтер
Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина)
Первый камень Музея изящных искусств имени императора Александра III, созданного на общественные средства в 1898 году, закладывал И.В. Цветаев. Тогда он и подумать не мог, что, случись это на 100 лет позже, к нему непременно нагрянула бы ревизия с проверкой целевого использования средств.
Как нам рассказала главный бухгалтер Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (так сегодня называется императорский музей) В.П. Калым, музеи - это некоммерческие учреждения, которые своей деятельностью охватывают весь спектр бюджетного учета.
- Вера Петровна, в связи с такими особенностями существуют ли трудности при переходе на новый План счетов?
- Сегодня проблема только одна. Учреждения культуры фактически остались без методической поддержки. До реорганизации Министерства культуры России мы были непосредственно в его ведении и всегда получали квалифицированную помощь, ответы на многочисленные вопросы, возникающие, как правило, из-за противоречий в законодательных актах.
Если появлялись какие-то изменения в нормативных актах, регулярно проводились семинары-совещания, как для главных бухгалтеров, так и для руководителей.
После реорганизации ситуация изменилась. Ведомственной инструкции у нас до сих пор нет, да и что говорить, когда нет даже приказа Минкультуры России по переходу на новый План счетов.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии, в ведомстве которого находятся учреждения культуры после реорганизации Минкультуры, в декабре прошлого года организовало семинар для главных бухгалтеров по вопросам внедрения и применения новой Инструкции. Но вопросов больше возникает на практике.
Что касается нашего музея, то мы получаем консультации от наших спонсоров. Кроме того, я обращаюсь к бывшему главному методисту Минкультуры Татьяне Евгеньевне Володиной. Спасибо ей большое, она мне никогда не отказывает в помощи. И вообще я считаю, что уход Татьяны Евгеньевны из министерства для нас, бюджетников, - большая потеря.
- Вы мне вчера по телефону сказали, что уже перешли на новый План счетов...
- Да. Но эту огромную работу я провела не в одиночку. У меня очень инициативный коллектив. Вся бухгалтерия обратилась к директору с просьбой разрешить нам работать до 12 часов ночи и по выходным, чтобы нас никто не отвлекал. Директор такого согласия не дала. Но мы получили разрешительную подпись у заместителя директора.
Сотрудницы с энтузиазмом отнеслись к новшеству. Благодаря работе в неурочный час удалось изучить программу, которую нам уже установили разработчики, и практически наладить учет по новому Плану счетов.
- То есть процесс перехода на Инструкцию N 70н у вас находится на заключительном этапе?
- Да. Нам осталось лишь сформировать 17 знаков некоторых счетов по внебюджету. Но это совершенно не страшно, и можно будет всегда сделать позже. Тогда все автоматически встанет на свои места. И разобраться с некоторыми нюансами, которые возникают в процессе перехода.
- И каковы основные сложности переходного периода?
- Самый болезненный вопрос - это основные средства, на которые, в соответствии с новой Инструкцией, необходимо начислять амортизацию. Эту часть мы о ставили разработчикам программного продукта. Программисты лучше знают, как этот сложный вопрос реализовать в их программе.
Свою же часть работы мы почти завершили: учет материалов, финансовых активов и остатков практически привели в соответствие с новой Инструкцией. Учет в первом квартале мы уже вели по новому Плану счетов. Единственная сложность в использовании программного продукта - это дополнительные словари. Мне приходится их редактировать. Кроме того, я сама создаю образцы кассовых, банковских документов таким образом, чтобы моим сотрудникам было удобно ими пользоваться.
Самое интересное, что девочкам новый учет нравится больше, чем старый: очень красивый выходит Журнал операций. Минфин хотел увидеть прозрачность отчетности, и она уже есть.
- Вы считаете, что главной своей цели Минфин России добился?
- Трудно пока сказать. Инструкция будет еще неоднократно изменяться, потому что между ней и приказом N 114н существует ряд несоответствий. Сейчас появляется множество писем и разъяснений относительно применения Инструкции N 70н, но еще много вопросов остается без ответов. Например, на счете 132 "Денежные документы" мы учитывали трудовые книжки по себестоимости. В таблице перевода есть проводки по переводу на новый План счетов денежных документов, но там есть приписка: "за исключением бланков трудовых книжек". А что мне делать с остатками, пока не ясно.
Счет "Денежные средства учреждения в пути" предназначен для главных распорядителей, также он используется при конвертации валюты. Мы инкассацию выручки производили через кредитную организацию, а не через казначейство. Надо ли мне эту операцию проводить как "Денежные средства учреждения в пути"? Непонятно.
В прошлом году Сбербанк перезаключил с нами договор на инкассацию. В соответствии с новым документом мы должны были перечислять средства на счет 40116. Между тем этот счет предназначен только для казначейства.
- А как обстоят дела у ваших коллег в других музеях?
- Многие хотят увольняться: От отчаяния. Стараюсь их морально поддерживать. Ведь не так страшен черт, как его малюют. Вспомните переход на Инструкцию N 107н четыре года назад. Тоже было сложно. Но ведь мы преодолели этот барьер! А сегодня многие бухгалтеры мне звонят: "Я не смогу, я уволюсь. Новый План счетов - это непостижимо!" Я же не могу сказать, что для меня это сложно.
- Вы занимаетесь внешнеэкономической деятельностью, значит, вы осуществляете и валютные операции. В новой Инструкции все предусмотрено в этом отношении?
- Нет. Некоторые моменты не были учтены и в 107-й Инструкции. И в старой и в новой Инструкциях есть счет "Денежные средства учреждения в иностранной валюте". Но суммы на нем отражаются в рублях. Мне всегда хоте лось, чтобы у меня была возможность посмотреть, какие у нас доходы и расходы в долларах, в евро или в целом в иностранной валюте.
Этих операций нет ни в одной Инструкции, ни в другой, но я всегда их применяла и создавала дополнительный План счетов при помощи программы с признаками валюты по доходам и по расходам. То же самое я сделала по Инструкции N 70н. Теперь переживаю, как это отразится на моих оборотах. Ведь при конвертации валютные доходы сократятся, а доходы на рублевых счетах возрастут.
Если не удастся хорошо настроить программу, то придется просто все переделать и вообще убрать признак валюты из баланса. Но мне бы очень не хотелось этого делать. Мне было сравнительно легко перейти на новую Инструкцию именно потому, что до этого была проделана большая работа: у меня были отдельные балансы по строительству, валюте, общие, целевые, бюджетные.
- Вы ведете строительство?
- Да. Музей ведет реконструкцию зданий Музея личных коллекций и Центра эстетического воспитания для детей. Это наши основные объекты в рамках строительства.
Как ни банально это звучит, но самая большая проблема в ведении строительных работ - недостаточное бюджетное финансирование. Поэтому на строительство объектов музей выделяет собственные средства, на эти цели поступают средства и от пожертвований. Моя задача поставить учет таким образом, ч то бы я смогла видеть баланс в целом по стройке и в разрезе источников финансирования из общего баланса.
- Значит, несмотря на то, что вы находитесь на федеральном финансировании, средства поступают не в полном объеме?
- К сожалению. Для примера: на строительство в прошлом году было выделено 10 миллионов рублей федеральных средств и 21 миллион собственных.
В 2003 году в музее была проведена выездная коллегия Министерства культуры, на которой была рассмотрена и одобрена Программа развития музея до 2012 года. Она предусматривает реконструкцию, капитальный ремонт всех объектов недвижимости музея.
Несмотря на то, что эта Программа была утверждена приказом Министерства культуры, вопросы финансирования по ней до сих пор не решены.
- Музейные экспонаты не подлежат бухгалтерскому учету?
- Недавно появилась информация, что музейные фонды в скором будущем переведут в активы, то есть поставят на бухгалтерский учет как основные средства. Но пока мы руководствуемся постановлениями Правительства и Министерства культуры, которые регламентируют учет музейных ценностей.
- Вы, как бухгалтер, в грядущих переменах видите больше плюсов или минусов?
- Мне было бы очень интересно поработать по новым правилам. Но понадобятся дополнительные кадры и дополнительные средства для осуществления переоценки экспонатов. Для нас, бюджетников, и то и другое - большая проблема. Первоначальную стоимость должны формировать эксперты, услуги которых сегодня стоят недешево.
- Чем вы руководствуетесь при подборе персонала?
- Я всегда делаю ставку на молодежь. Она быстро вникает в суть проблем, ответственно относится к своей работе. Бухгалтеры же с опытом, с амбициями, пришедшие из коммерции, с трудом переходят на бюджетный учет. На мой взгляд, бюджетный учет значительно сложнее коммерческого. Но, к сожалению, молодежь приходит, учится, набирается опыта и уходит. Все из них впоследствии проходят тестирование на должность главных бухгалтеров. Бюджет - очень хорошая школа. С одной стороны, это радует, а с другой - грустно, что мы теряем такие кадры.
- Вы сами работали в коммерции?
- Нет, только подрабатывала: составляла балансы. Работа проще, зарплата выше. Немудрено, что многие бюджетники уходят в коммерцию.
Хотелось бы, чтобы чиновники наверху задумались над тем, что требования, предъявляемые к бухгалтеру-бюджетнику, не соответствуют оплате его труда.
В системе Минкультуры я работаю с 1976 г. Начинала в Центральном музее революции, потом работала в Российской государственной библиотеке. В коммерцию на большую зарплату не пошла, видимо, родилась не для этого.
- Наверно, нужно очень любить свою работу, чтобы не поддаться такому соблазну?
- Я в некотором роде фанатик своего дела. Мне нравятся новые технологии, новые методы. Когда только появились бухгалтерские программы, я сразу поставила перед руководством вопрос об автоматизации бухгалтерского учета и полностью автоматизировала учет в двух учреждениях.
- Но в коммерческом учете таких возможностей больше...
- В коммерции неинтересно. В бюджете намного шире спектр учета.
- Если бы вам сегодня представился выбор, где бы вы еще хотели поработать? В какой сфере?
- Меня в прошлом году звали в методологический совет в одну очень крупную структуру на хорошую зарплату. Вроде бы заманчиво, и деньги всегда нужны. Но я не смогла бросить то, что делала своими руками в течение нескольких лет. К тому же я не могла подвести директора в канун годовой отчетности.
- Не пожалели?
- Нет, не смотря на то, что здесь приходится очень много работать. Сейчас я дышу музеем, живу его проблемами. Муж меня дома практически не видит. Зато я получаю колоссальное моральное удовлетворение от результатов своей работы.
- И как ваш супруг относится к такому рабочему графику?
- Он уже привык, смирился (смеется). Мало того, когда я сказала, что меня приглашают на другую работу, он сказал: "Не уходи. Сколько ты будешь прыгать?" Ему очень нравится Пушкинский музей, и он гордится тем, что я в нем работаю.
- Но вы же женщина, хозяйка...
- Что вы?! Я не хозяйка! Я только бухгалтер! Дома я не бываю. Отдаю зарплату мужу, а все, что нужно для дома, покупает он сам и даже сам готовит.
- Есть же что-то еще в вашей жизни кроме учета? Увлечения?
- В сводное время люблю читать, ходить в театры. Но в настоящее время на увлечения просто не хватает времени. Сегодня мое увлечение - постановка учета должным образом.
- У вас такие большие объемы работы. Вас, по всей видимости, часто проверяют?
- Естественно! Что мы только не проходили! На моей памяти были все проверки, которые только возможны, - от фондов до Счетной палаты. Я сама участвовала в проверках в составе ревизионных комиссий.
- Как складываются взаимоотношения с Казначейством?
- Сложности, конечно есть. Многое зависит от куратора, который устанавливает определенные требования к заполнению документов. Когда же его кто-то замещает, требования меняются.
С другой стороны, Казначейство ведет текущий контроль. Это снимает с бухгалтерии музея часть ответственности. Раньше бухгалтер был один на один с руководителем и доказывал ему, что нужно делать так, а не этак. Руководитель всегда мог принять свое решение. Из-за этого при проверках нередко возникал и определенные трудности. Теперь нарушений практически нет. Я полагаю, что требования, которые предъявляет Казначейство, - гарантия моей безопасности.
- Вы начинали работать в советские годы. Как вы попали в сферу культуры? По распределению?
- Нет, по специальности я не была бухгалтером. И никогда не думала, что им стану, так как к точным наукам не испытывала интереса.
В Музей революции меня привел муж. Там я прошла все ступени роста: от кассира до заместителя главного бухгалтера. Работать было интересно, и наставники были хорошие. Цели стать главным бухгалтером никогда перед собой не ставила. Но стремление все изучить, выполнять свою работу качественно, применять в работе новые технологии привело меня к этой должности.
Я начинала работать на счетах, затем появились калькуляторы: С появлением компьютеров, бухгалтерских программ работать стало интереснее. Я всегда ратовала за внедрение новых технологий.
- А где вы учились?
- Окончила зооветеринарный техникум. Но по специальности работать мне не пришлось. Мой муж не захотел, чтобы я ездила с разъездным цирком по всему Союзу. И я устроилась на должность счетовода в ЖКО завода. Но не смогла там работать и перешла в Музей революции.
Там я проработала 14 лет, и у меня остались очень теплые воспоминания, связанные с этим временем. Моя любовь к музеям вообще началась именно с Музея революции. Затем перевелась на должность главного бухгалтера в Музей изобразительных искусств имени Пушкина.
На протяжении всей жизни я совмещаю работу с учебой. Вторую специальность "Специалист в области финансового менеджмента " получила в Академии имени Плеханова. Кроме того, ежегодно прохожу обучение на курсах повышения квалификации.
А если честно, то работа главного бухгалтера мне не нравится в том аспекте, что приходится быть бюрократом. Но нам иначе нельзя, финансово-экономические службы должны быть надежным щитом благополучия организации и спокойствия руководителя.
Беседу вела И.В. Заховаева,
корреспондент "Бюджетного учета"
Наша справка.
История музея
Датой основания Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина считается 17(29) августа 1898 года. Именно в этот день в Москве на бывшем Колымажном дворе, близ Храма Христа Спасителя на Волхонке состоялась закладка Музея изящных искусств имени императора Александра III. Его создателем является профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев (1847-1913). Спустя 14 лет, в мае 1912 г., музей был открыт под звуки торжественной кантаты, специально написанной к этому событию. Коллекция слепков была пополнена великолепными коллекциями подлинных произведений искусства. Собранием подлинников музей окончательно стал в 1920-1930-х годах, когда в результате перераспределения музейных фондов страны возникла картинная галерея.
Наша справка.
Уникальные коллекции ГМИИ им. Пушкина
Коллекция искусства Древнего Египта (около 6000 предметов), которую собрал во время путешествий по Египту петербургский востоковед В.С. Голенищев.
Коллекция произведений художников-импрессионистов, постимпрессионистов. Почти три сотни произведений художников, главным образом французских, конца XIX - начала XX века из собрания бывшего Музея нового западного искусства в Москве. Это картины Э. Мане, К. Моне, Ренуара, Дега, Писсарро, Сислея, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Марке, Руо, Пикассо и других, купленные в свое время русскими коллекционерами С.И. Щукиным и И.А. Морозовым.
"Бюджетный учет", N 6, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100