Лето в Омске: учиться, учиться и учиться
Омск основан по указу Петра I как крепость у слияния рек Оми и Иртыша. Это произошло в XVIII веке. В XX веке город обзавелся собственной планетой. Бывшая омичка, а нынче сотрудник Главной Крымской обсерватории Бэлла Бурмашова открыла новую планету, точнее астероид, и назвала его именем своего любимого города. "Небесный Омск" совсем небольшой - максимум 20 километров в поперечнике. Вращается астероид вокруг Солнца где-то между орбитами Марса и Юпитера.
А в XXI веке омичам, по роду деятельности связанным с бюджетным учетом, стало некогда любоваться небесными телами. С некоторых пор все помыслы бухгалтеров вращаются вокруг последних реформ - казначейского исполнения бюджета, нового Плана счетов и тотальной автоматизации учреждений. Земные задачи практически космического масштаба!
Компьютер не роскошь, а средство продвижения реформ
Первый визит я нанесла в министерство финансов Омской области. Потеснив стопки деловых бумаг, на столе разместились кофейные чашки, коробка шоколадных конфет - непременные атрибуты гостеприимного Омска. Хозяйка кабинета А.Б. Кирюхина, руководитель департамента казначейского исполнения бюджета министерства финансов Омской области, охотно отвечала на наши вопросы.
- Антонина Борисовна, в области образуются территориальные органы министерства финансов Омской области. Расскажите, какие функции на них возложены.
- Основная их функция - осуществление кассового обслуживания получателей средств областного бюджета, территориально расположенных в этих муниципальных образованиях. Кроме того, по соглашениям, которые мы планируем заключить с органами местного самоуправления Омской области, территориальные органы будут осуществлять кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов.
В зависимости от условий соглашений территориальным органам будут переданы отдельные функции по санкционированию расходов местных бюджетов: открытие лицевых счетов получателям бюджетных средств, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств, а также финансирование расходов. При этом функции формирования бюджета, составления бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и доведения этих показателей до получателей средств остаются в ведении финансовых органов.
- На каком этапе находится эта работа?
- Принят указ губернатора о создании территориальных органов, приказом министерства финансов области утверждено положение о территориальном органе. Сейчас идет работа по их регистрации в соответствующих инстанциях, укомплектованию подготовленными кадрами.
Департамент казначейского исполнения бюджета Минфина области в соответствии с утвержденным графиком проводит обучение специалистов как территориальных органов, так и финансовых органов, которые будут осуществлять казначейское исполнение бюджета. Разработаны типовые штаты для каждого территориального управления - ведь объемы бюджетов, а также количество бюджетополучателей у всех разные. В среднем в территориальных органах будут работать от трех до шести человек.
Область мы разделили на четыре зоны, в каждой из которых определили по одному базовому району. На их основе будут проводиться семинары, консультации, обучение специалистов территориальных органов этих зон. К ноябрю текущего года мы планируем внедрить казначейское исполнение бюджета на всей территории Омской области. Но в любом случае в 2005 году эта работа будет завершена.
- И сколько же всего территориальных органов?
- По области - 32, в каждом муниципальном районе. Кроме муниципальных районов в области образовано 454 поселения. Ими тоже надо заниматься. Сегодня активно идет работа по подготовке кадров для вновь образованных муниципальных образований, в централизованном порядке подготовлены проекты основных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы их деятельности.
- Как обстоят дела с автоматизацией?
- Проведение автоматизации финансовых органов Омской области мы предусмотрели в составе расходов областного бюджета в форме субвенции на техническое обеспечение казначейского исполнения бюджета. В счет данной субвенции в каждый финорган приобретены высокоустойчивые и производительные серверы, а также современная вычислительная техника, соответствующая предъявляемым программным обеспечением требованиям. Параллельно идет укомплектование территориальных органов.
Конечной целью в данном процессе является создание территориально распределенной системы, объединяющей всех участников бюджетного процесса области в единое информационное пространство с едиными принципами функционирования и центром управления бюджетным процессом - министерством финансов области. Данная работа проводится посредством модернизации существующих локальных сетей и организации выделенных каналов связи.
Программное обеспечение по казначейской системе исполнения построено на базе комплексной автоматизированной системы управления бюджетным процессом (АСУ БП). Преимущество данного программного продукта заключается именно в комплексном охвате автоматизацией всех участков производственного процесса. Как раз этот показатель определяет эффективность использования технического и программного обеспечения.
Расходы на приобретение техники для территориальных органов в бюджете запланированы.
- Скажите, курсы для бухгалтеров по новой Инструкции в области уже проводятся?
- Да, конечно. В министерстве правового развития курсы уже закончились. Министерство труда, у которого есть дома-интернаты, учреждения социальной сферы, совместно с финансовым техникумом разработало программу - курс лекций по вопросам перехода на новый План счетов. Весь апрель там читали лекции - в неделю обучение проходит одна группа из 30 человек. Работа рассчитана на несколько месяцев. Ведь им надо охватить почти 150 бухгалтеров. Аналогично работают и другие министерства.
- И когда планируете закончить обучение в целом по области?
- Мы надеемся, что до июня удастся закончить эту работу. Потом на месяц бухгалтеры вернутся к работе, накопят вопросы, с которыми столкнутся на практике. А в июле мы снова всех соберем, они зададут нам практические вопросы. И мы все вместе будем разбирать сложные ситуации, пытаться найти решение.
- В области есть централизованные бухгалтерии?
- Это такой больной вопрос! Раньше я работала в финоргане города Омска. И когда в 1992-1993 годах начали ломать централизованные бухгалтерии, то это было ужасно. Я доказывала абсурдность происходящего, спорила, но изменить ничего не удалось. Процесс децентрализации начали образовательные учреждения. Законом им была дана самостоятельность, и они воспользовались ею в полной мере - стали юрлицами, обзавелись счетами, печатями и пр. И джинн вырвался из бутылки. Сейчас у нас централизованные бухгалтерии сохранились только в некоторых районах области. А в областном центре осталась лишь одна - в министерстве культуры.
- Как вы думаете, есть ли шанс возродить в области централизованные бухгалтерии? Вот и Минфин России рекомендует это делать.
- Да, рекомендует. Но если бы сверху нам спустили какую-нибудь директиву или постановление, мы бы сразу занялись созданием централизованных бухгалтерий, поскольку необходимость в них есть. А уговорить бюджетные учреждения перейти на централизованную бухгалтерию, не имея на руках никакого документа, спущенного сверху, - почти невозможно.
- Почему?
- Потому что бюджетные учреждения все больше и больше занимаются коммерческой деятельностью. Оказывают платные услуги, сдают площади в аренду, и им хочется иметь под рукой собственного бухгалтера. Мне кажется, это основная причина.
- Еще один вопрос о централизованных бухгалтериях. А не получится ли, что с вводом этой системы многие бухгалтеры останутся без работы?
- С одной стороны, централизация бухгалтерий, конечно, предполагает сокращение кадров. Но, с другой стороны, вы посмотрите, какие бухгалтеры работают в школах, например, или в детских садах! Это в большинстве своем пенсионеры или непрофессионалы. Во-первых, потому что при децентрализации бухгалтерских кадров не хватало. А во-вторых, на те деньги, которые могли предложить эти бюджетные учреждения, грамотного бухгалтера найти трудно.
Кроме того, в рамках централизованной бухгалтерии бухгалтеры работали по принципу взаимозаменяемости - один ушел в отпуск, а работу за него делает другой, процесс идет. В итоге был полный порядок - учет, контроль, и законность соблюдалась. А при существующем режиме работы бухгалтера в бюджетном учреждении никто не заменяет. Он уходит в отпуск - работа стоит. Поэтому и учет сейчас находится не в лучшем состоянии.
- Каким образом у вас поставлен контроль за нецелевым использованием бюджетных средств?
- На стадии предварительного контроля этим занимается департамент казначейского исполнения бюджета. В нем образован отдел предварительного контроля, который в соответствии с законодательством осуществляет проверку и подтверждение денежных обязательств получателей бюджетных средств. Все договоры, заключаемые бюджетными учреждениями, регистрируются в базе данных программного комплекса. Это позволяет формировать оперативную отчетность по всем поставщикам бюджетных услуг в целом и по каждому в отдельности в разрезе объемов заключенных, выполненных и оплаченных договоров, а также кредиторской задолженности бюджетополучателей.
Такая информация предоставляет возможность анализа и оперативной выверки с каждым из поставщиков бюджетных услуг произведенных расчетов и реальной кредиторской задолженности. Более того, регистрация договоров позволяет контролировать момент оплаты и избежать необоснованных выплат. Наличие данных о ценах на однотипную продукцию у различных поставщиков дает возможность принятия управленческих решений по снижению бюджетных расходов.
Чем больше денег - тем больше работы
- Монетизация льгот и переход на новую систему бюджетного учета значительно усилили нагрузку на бухгалтеров социальных учреждений. А ведь эта сфера и без того богата особенностями, - говорит С.В. Банников, руководитель департамента финансово-экономического обеспечения министерства труда и социального развития Омской области.
- Сейчас все министерства проводят учебу для своих бухгалтеров. Кто ваши ученики?
- Мы обучаем бухгалтеров учреждений социального обслуживания, главбухов отделов соцзащиты муниципальных образований. А поскольку мы решаем еще и вопросы возмещения затрат за предоставленные льготы по коммунальным услугам, то в планах - обучение и главных бухгалтеров центров жилищных субсидий и льгот города Омска и сельских районов.
- Сколько бухгалтеров должны будут пройти обучение?
- Подведомственных учреждений у нас 24. Кроме того, в муниципальных образованиях 136 бюджетополучателей. Поэтому обучение пройдут порядка 250 человек.
- Какие основные сложности возникали в последнее время в вашей работе и в работе ваших бухгалтеров?
- Во-первых, наше министерство - новая структура. Оно было образовано в 2004 году путем слияния трех органов исполнительной власти области. Это главное управление социальной защиты, управление жилищных субсидий и льгот и комитет по социальной политике Омской области. Сейчас большинство вопросов социальной защиты населения в области находятся в компетенции министерства труда и социального развития Омской области. Конечно же, такая серьезная перестройка заняла определенное время.
Следом за этим начались сразу два сложных процесса, практически совпавших по времени, - переход всей бюджетной системы на казначейское исполнение бюджета и на новый План счетов. И все это в какой-то степени создает дополнительные трудности в работе бухгалтеров.
Плюс еще монетизация льгот. Ведь объемы средств, которые поступают через министерство труда, очень значительные. Пока на 2005 год это около 3,7 миллиарда рублей. И нашим бухгалтерам необходимо уметь этими деньгами оперировать, прохождение этих средств надо технически обеспечить.
Но пока реальных проблем нет, потому что идет только начальный этап внедрения новой Инструкции - теория. К практике мы пока еще не приступили. Обучение планируем закончить к июню, потому что отчетность за девять месяцев необходимо будет формировать уже по новому Плану счетов.
- Практические занятия у бухгалтеров будут?
- Конечно. План обучения разработан с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов социальной защиты населения.
- И какие же это особенности?
- Прежде всего особенности в финансировании и учете этих средств. Суммы перечисляются значительные и разные по видам расходов. В соответствии с Бюджетным кодексом все доходы и расходы учитываются в составе областного бюджета. Но если разложить их по доходным источникам, то получается все не так-то уж и просто. Это непосредственно областной бюджет, плюс плата за стационарное обслуживание граждан, а также средства, поступающие в рамках реализации областных целевых программ. Обеспечить раздельный учет в этой ситуации - непростая задача.
- Достаточно ли компьютеров в муниципальных учреждениях?
- Обеспеченность техникой и прежде была. Ведь еще в прошлом году мы при непосредственном участии муниципальных органов соцзащиты населения сформировали федеральный и областной регистры льготников. Все эти базы есть и у нас, и у муниципальных органов. И дважды в месяц они обновляются. А на бумаге с помощью калькулятора такой объем работы в принципе невозможно сделать.
То есть сейчас мы только обновляем компьютерный парк. И во многом это происходит благодаря области. В декабре 2004 года губернатор принял решение о выделении целевых средств на компьютеризацию органов социальной защиты муниципальных образований. И в первом полугодии 2005 года мы поставим туда оргтехнику почти на восемь миллионов рублей. Что касается оснащенности техникой учреждений социального обслуживания - то в этом направлении в текущем году еще многое предстоит сделать.
- Сейчас многие регионы склоняются к мысли возродить централизованные бухгалтерии. Скажите, имеет смысл делать это в сфере соцзащиты?
- Что касается наших подведомственных учреждений, то нет, не имеет. Потому что наши учреждения очень крупные. Их бюджет превышает 500 миллионов рублей. А штат одного может доходить до 300-500 работников. Плюс территориальная раздробленность. Учреждения расположены не на территории одного муниципального образования, а разбросаны по всей области. И, учитывая эти обстоятельства, крайне необходимо, чтобы они были самостоятельными юридическими лицами и осуществляли финансово-хозяйственную деятельность в этом статусе.
Если же рассматривать вопрос создания централизованных бухгалтерий для учреждений, находящихся в ведении муниципальных образований, то однозначного ответа нет. Их статус в этом году только будет определяться - в связи с изменениями в структуре органов самоуправления. Еще предстоит инвентаризация сети муниципальных учреждений и определение их статуса. Будут ли они госучреждениями или получат другой статус, говорить пока преждевременно: Исходя из этого и нужно будет смотреть - имеет ли смысл создавать централизованную бухгалтерию, организованную по территориальному признаку, или нет.
- Есть прогнозы, когда закончится освоение новых программ и методов работы и ваши бухгалтеры смогут трудиться в нормальном режиме?
- Для бухгалтеров спокойной работы никогда не будет. По крайней мере для бухгалтеров, работающих в сфере социальной защиты. Объем денежных средств на меры социальной поддержки всегда был большим и, думаю, снижаться не будет. Необходимо обеспечивать учет и контроль бюджетных средств. Поэтому у бухгалтера всегда будет очень много работы.
Задание на лето
Омичи любят и умеют отдыхать. Восемь театров, филармония, 42 музея, шесть культурно-досуговых центров, 876 библиотек, 1188 дворцов, домов культуры и клубов на отсутствие публик и не жалуются. И это не удивительно - история-то богатая. Уже в 1874 году только что появившийся на карте России город обзавелся театром.
Впрочем, летом люди любят отдыхать на пляжах, дачах и в парках. Пользуясь сезонным затишьем, работники театров и музеев уходят в отпуска.
- Но на этот раз нашим бухгалтерам отдохнуть не удастся, - говорит И.В. Кунгурцева, начальник отдела бухгалтерского учета и контроля министерства культуры Омской области. - Летом они будут учиться.
Работать с новым Планом счетов, конечно же, бухгалтерам. Естественно, что в первую очередь мы взялись за их обучение. У нас есть образовательное учреждение - Региональный инновационный центр. На его базе и проводится учеба. Приглашаются специалисты из вузов, финансисты, юристы, сотрудники налоговых инспекций, которые раз в неделю по пятницам проводят семинары для бухгалтеров всех наших подведомственных учреждений.
- На все ли вопросы бухгалтеры получают ответы?
- По-разному бывает. Инструкция, на мой взгляд, имеет ряд неточностей, которые пока еще не исправлены Минфином России.
- Какие, например?
- В новую Инструкцию перенесены из Инструкции N 107н не вполне точные формулировки, мешающие учреждениям правильно применять налоговое законодательство. Я говорю о тех пунктах новой Инструкции, где речь идет о выделении "входного" НДС. Это 12, 34, 50, 166-й пункты Инструкции, где речь следовало вести не о "предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход", а о "деятельности, облагаемой НДС".
Кроме того, применяемые бюджетными учреждениями, в том числе и в период действия Инструкции N 107н, специальные формы первичных документов, например по учету заработной платы, практически ничем не отличаются от аналогичных унифицированных форм. Такие формы утверждены Госкомстатом России. Ими бюджетные учреждения и могли бы пользоваться, как в случае с основными средствами, материальными ценностями...
- Ваши бюджетные учреждения - музеи и театры. Какой вопрос по новой Инструкции у них основной?
- Как вести учет постановочных средств. Ведь они состоят из многих объектов учета. И здесь основная загвоздка. (О том, как вести учет сценическо-постановочных средств, "Бюджетный учет" писал в N 5 на стр. 21 - прим. редакции.)
- Кадровая проблема у вас существует?
- Острой нехватки профессиональных бухгалтеров у нас нет. Но, конечно, время от времени вакансии появляются. И в этом случае поиск ведется активный и серьезный. Даже сложилась традиция - руководитель каждого нашего бюджетного учреждения, прежде чем принять главного бухгалтера на работу, приводит его ко мне на собеседование.
- Молодежи среди бухгалтеров много?
- Да, довольно много. И хочу сказать, что у них очень хорошая профессиональная подготовка. Они легче других воспринимают перемены. Даже с энтузиазмом. Иной раз удивляешься, насколько они продвинутые. Компьютер, интернет - для них это просто. Бывает, что и мне советуют, где и что лучше искать.
- Как обстоят дела с финансированием вашей сферы?
- Как никогда хорошо. Поэтому сейчас можно заранее планировать траты, заключать договоры и не нарушать своих обязательств из-за нерегулярного финансирования. Когда мы только переходили на казначейское исполнение бюджета, то некоторые сомнения были.
- Что вызывало сомнение?
- Смогут ли наши учреждения вовремя оформить все документы для проведения платежа, ведь подготовка документов занимает немало времени. До перехода каждое учреждение имело собственный расчетный счет в банке, на который производилось зачисление бюджетных средств. Коммерческим банкам было достаточно только платежки, договоры, счета они не проверяли. Сейчас все иначе. В казначействе создан отдел предварительного контроля, на который возложены функции проверки поступающих от учреждений документов.
- Это облегчило вам работу?
- Сейчас я могу быть уверена, что, прежде чем пройдет платеж, вся документация по нему будет проверена специалистами казначейства, и нецелевого использования средств не произойдет. Но прежде чем пройдет оплата, приходится немало поработать над документами, которые наши учреждения представляют в казначейство.
Жесткий учет мягкого инвентаря
Театр это особенное место. Из зала - волшебное, за кулисами - мистическое, в буфете - культурологическое, в гримерке - метаморфическое, в бухгалтерии - стахановское.
- Скажите, какие основные проблемы возникают при переходе на новый План счетов? - спросила я Татьяну Робертовну, заместителя директора по экономике и финансам - главного бухгалтера Омского театра юных зрителей.
- Главная проблема в том, что все изменения навалились на нас сразу. Сначала областные учреждения культуры перевели на казначейское исполнение бюджета. Потом новая Инструкция. Следом - новая бюджетная классификация доходов и расходов. Причем сначала была принята одна. Мы только начали работать по ней, как ее тут же отменили. Пришлось осваивать новую.
Новая Инструкция тоже вызывает проблемы. Методические указания состоят в основном из проводок, а разъяснения, как поступать в каждом конкретном случае, отсутствуют. Мы делаем проводки. Вечером проверим, вроде все нормально, утром перечитаем или на семинар сходим - смотрим, неправильно - садимся, совещаемся и все снова переделываем.
Люди работают практически без выходных. Фактически мы с октября прошлого года не работали в нормальном режиме. Постоянный стресс и аврал. Но коллектив у нас дружный и грамотный, так что я надеюсь, что все со временем наладится.
- Какие еще сложности возникают в вашей работе?
- На сегодня мы еще до конца не поняли проводки по лимитам бюджетных ассигнований.
Пока освоили самые первоочередные счета: "Денежные средства учреждения", "Расчеты с дебиторами", "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам" и другие самые насущные. Со страхом начали переносить остатки по основным фондам, сценическо-постановочным средствам и материальным запасам. Ведь в учете театрально-зрелищных учреждений тысячи костюмов, реквизита, элементов декораций и прочего инвентаря, и это не преувеличение! У нас ведь есть шляпки, муфточки, чулки, носки, брошки и прочая мелочь. Но все должно быть сохранено и подсчитано. Театр - это производство, но продукт - весь штучный. Вообще театр - это чудо, а Омский театр юных зрителей для нас самый лучший!
- Как вы решаете проблему учета сценическо-постановочных средств?
- Это крайне сложная проблема. С одной стороны, они по Инструкции трактуются как основные фонды, так их и надо учитывать. А с другой стороны, там есть, например, мягкий инвентарь - костюмы, жесткий инвентарь - декорации. Как с ними поступать?
Все театры сейчас над этим голову ломают. Подходит срок сдачи декларации по налогу на прибыль, а начислять ли амортизацию на сценическо-постановочные средства? Непонятно.
- А положительные моменты в нововведениях есть?
- Конечно, есть. Сейчас мы делаем заявки на финансирование и расписываем все суммы по дням. Так работать очень удобно. В этом году сбоев в зачислении бюджетных ассигнований не было. Это очень приятно, однако и очень ответственно.
Но денег, конечно, всегда не хватает. Тем более что мы детский театр, наши цены должны быть доступными. Самые дорогие билеты у нас стоят 45-55 рублей.
- С билетами понятно, а во что театру обходится постановка одного спектакля?
- В прошлом году на полтора миллиона рублей, затраченных на постановки, театр выпустил пять новых спектаклей. Арифметика простая!
С.А. Стрельникова,
корреспондент "Бюджетного учета"
"Бюджетный учет", N 6, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100