"Иные" услуги. Имеет ли право медицинское учреждение оказывать
платные немедицинские услуги?
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений право бюджетного (государственного или муниципального) медицинского учреждения оказывать в соответствии с действующим порядком платные медицинские услуги. А имеет ли право медицинское учреждение оказывать платные немедицинские услуги? Речь идет о том, что медицинские учреждения наряду с платными медицинскими услугами часто оказывают и платные немедицинские услуги. Поэтому в документах органов управления здравоохранением и самих медицинских учреждений, посвященных оказанию платных услуг часто встречаются формулировки: "платные медицинские и иные услуги". Между тем существует мнение, что медицинские учреждения имеют право оказывать только платные медицинские услуги. В частности прокуратура одного из субъектов Федерации считает, что оказание иных (немедицинских услуг) на платной основе противоречит ст. 120 ГК РФ и ст. 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в связи с тем, что лечебно-профилактические учреждения создаются якобы непосредственно для оказания только медицинской помощи населению. Пытаясь обосновать неправомерность оказания "иных" услуг нередко ссылаются и на Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями", которое определяет порядок оказания только платных медицинских услуг.
Итак, имеет ли все-таки медицинское учреждение право оказывать платные немедицинские услуги?
Чтобы ответить на этот вопрос приведем полностью указанные статьи законодательных актов. Сначала обратимся к Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ).
Статья 120. Учреждения
1. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
2. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Как видим, статья 120 ГК РФ никак не ограничивает виды деятельности учреждений. К тому же данная статья вообще не определяет особенностей деятельности учреждений в сфере здравоохранения. Более того, в статье 120 ГК РФ как раз содержится фраза о возможности осуществления "иных функций".
Обратимся теперь к Федеральному закону "О некоммерческих организациях".
Статья 9. Учреждения
1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.
Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник.
3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Как видим, формулировки данной статьи практически совпадают с формулировками статьи 120 ГК РФ, и опять мы сталкиваемся с фразой о возможности осуществления учреждениями "иных функций".
Наконец, приведем еще одно определение учреждения, имеющееся в Бюджетном кодексе РФ, где опять-таки речь идет об "иных функциях".
Статья 161. Бюджетное учреждение
1. Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Могут возникнуть возражения по поводу уместности ссылки на фразу "иные функции", поскольку в указанных статьях говорится о функциях некоммерческого характера. Однако напомним, что законодательство допускает осуществление некоммерческими организациями (в число которых входят и учреждения) предпринимательской деятельности. А оказание платных услуг как раз и является одной из форм предпринимательской деятельности. Поэтому право осуществления "иных функций" некоммерческого характера (наряду с медицинской деятельностью) не противоречит возможности осуществления "иных функций" коммерческого характера.
В ст. 50 ГК РФ записано, что "Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям". Можно ли считать достаточным основанием для оказания платных немедицинских услуг то, что медицинские учреждения оказывают немедицинские услуги, косвенно связанные с медицинской помощью (сервисные услуги, дополнительное питание пациентов, транспортные услуги для пациентов и т.д.)? Безусловно! Все услуги, оказываемые пациентам (как бесплатные, так и платные; как медицинские, так и немедицинские) соответствуют целям деятельности медицинского учреждения. Более того, если даже платные немедицинские услуги оказываются не пациентам, а их родственникам или вообще посторонним лицам, но доходы от оказания платных услуг способствуют улучшению оказания медицинской помощи (за счет улучшения материально-технической базы учреждения, дополнительной оплаты труда, способствующей удержанию работников в учреждении и т.д.), то эта деятельность соответствует целям деятельности медицинского учреждения.
Добавим, что действующее законодательство вполне официально предполагает возможность осуществления бюджетными медицинскими учреждениями немедицинских видов деятельности. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к Бюджетному кодексу Российской Федерации (БК РФ). В частности п. 2 статьи 42 БК РФ гласит: "Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход: в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг". О том, что бюджетные учреждения могут иметь доходы от использования государственного или муниципального имущества упоминается также в статьях 51, 55, 60 БК РФ и некоторых других. А это явно немедицинский вид деятельности, который можно отнести к "иным" видам деятельности.
Обратимся вновь к статье 161 Бюджетного кодекса РФ. П. 3 данной статьи гласит:
"В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности".
В соответствии с действующим законодательством организация вправе осуществлять любой вид деятельности, не запрещенный законодательством. Как известно, право организации (учреждения) заниматься определенными видами деятельности регламентируется тремя основными видами документов:
1. Нормативные документы, прямо запрещающие определенные виды деятельности;
2. Учредительные документы;
3. Нормативные документы, определяющие необходимость наличия лицензии на определенный вид деятельности.
Нормативных документов, прямо запрещающих медицинским учреждениям заниматься законными видами немедицинской деятельности, не существует.
Статьей 52 ГК РФ установлено, что "в учредительных документах некоммерческих организаций: должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица". Таким образом, именно устав учреждения определяет, создано ли медицинское учреждение для оказания исключительно медицинских услуг и имеет ли оно право оказывать наряду с медицинскими еще и немедицинские (иные) услуги. Устав учреждения утверждается собственником. Поэтому соответствующей записи в уставе, предоставляющей право учреждению оказывать платные немедицинские услуги (или просто "иные услуги"), вполне достаточного для обоснования правомерности оказания платных немедицинских услуг (при соблюдении действующего порядка оказания данных видов услуг, включая наличие лицензии, если законодательство требует наличия лицензии на данный вид деятельности).
Следовательно, на закономерный вопрос: требуется ли медицинскому учреждению лицензия на оказываемый вид платной немедицинской деятельности, можно ответить достаточно просто: если действующее законодательство требует наличия лицензии на осуществляемый вид деятельности, то она нужна.
Наконец, обратимся к Постановлению Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями". Действительно, оно определяет порядок оказания только платных медицинских услуг. Однако из этого вовсе не следует, что медицинские учреждения не вправе оказывать платные немедицинские услуги. Речь идет совершенно об ином. Специфические требования к медицинским учреждениям по оказанию платных медицинских услуг, изложенные в этом постановлении, не распространяются на оказание платных немедицинских услуг. Поэтому медицинскому учреждению наличие специального разрешения соответствующего органа управления здравоохранением (предусмотренного п. 4 указанного Постановления) для оказания платных немедицинских услуг не требуется. Одновременно это означает, что органы управления здравоохранением не вправе претендовать на выдачу разрешений на оказание платных немедицинских услуг. Медицинские учреждения вправе оказывать платные немедицинские услуги без специального разрешения вышестоящего органа управления здравоохранением.
Добавим, что если отталкиваться от постановления N 27, то формально к "иным" услугам относятся и медицинские услуги, оказываемые на возмездной основе в системе добровольного медицинского страхования. В п. 2 данного постановления четко определено, что речь идет о платных медицинских услугах населению, оказываемых медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей. Договора оказания медицинской помощи по программам ДМС не подпадают под указанные выше виды договоров, так речь идет о предоставлении медицинская помощь не работникам страховых организаций или членам их семей, а застрахованным (об этом журнал "Менеджер здравоохранения" писал в N 2 за 2004 год в рубрике "Вопросы и ответы"). Следовательно, в постановлении N 27 речь идет только о платных медицинских услугах (медицинских услугах, оказываемых населению или работникам предприятий на возмездной основе), а медицинские услуги в системе ДМС следует отнести не к платным медицинским, а к "прочим" услугам.
Отметим еще один момент, связанный с указанным постановлением. Распространяются ли другие требования по порядку оказания платных медицинских услуг, изложенные в этом постановлении (за исключением требования получения специального разрешения), на оказание платных немедицинских услуг? Да, распространяются, но не как требования данного постановления, а как требования Гражданского кодекса РФ и закона "О защите прав потребителей", отраженные в этом постановлении. Другими словами, само данное постановление не определяет порядок оказания платных немедицинских услуг. Но основные положения данного постановления базируются на Гражданском кодексе РФ и законе "О защите прав потребителей". А требования указанных законодательных актов обязательны для исполнения при оказании платных услуг независимо от того, являются ли эти услуги медицинскими или немедицинскими.
Ф.Н. Кадыров,
д.э.н.
"Менеджер здравоохранения", N 5, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru