Конкуренция в российском здравоохранении: государственные учреждения
и негосударственных медицинские организации
Пережив десятилетний период работы в новых экономических условиях, общественное здравоохранение в России приступило к дальнейшим преобразованиям, направленным на сохранение доступности и повышение качества гарантируемой государством медицинской помощи.
Особенностью настоящего периода является то обстоятельство, что рыночные принципы построения отношений все более явно проявляются и в системе здравоохранения. Одним из основополагающих принципов функционирования рыночной экономики является свободная конкуренция.
Объектом конкуренции, совершенно определенно, являются финансовые средства из общественных источников, средства корпораций и собственные средства граждан.
Субъектами конкуренции в системе здравоохранения являются не только лечебно-профилактические учреждения различной формы собственности или медицинские работники. В этих процессах активными сторонами являются органы государственной власти всех уровней, принимающие нормативные правовые документы в пользу того или иного подхода к обеспечению гарантий медицинской помощи населению, страховые медицинские организации реализующие программы обязательного и добровольного медицинского страхования, организации других отраслей так или иначе участвующие в финансировании программ по охране здоровья, да и собственно население своей гражданской позицией или платежеспособным спросом, делающее выбор в пользу тех или иных ЛПУ, страховых медицинских организаций или медицинских технологий.
Отсутствие гармоничной нормативной правовой базы на протяжении первого десятилетия перестройки породило в системе финансирования медицинской помощи ряд негативных явлений: необязательность бюджетов по финансированию ЛПУ, замещение гарантированных бесплатных медицинских услуг платными, безвозмездное использование материально-технической базы государственных ЛПУ для коммерческой медицинской деятельности, теневые формы оплаты медицинских услуг и др., что не могло не сказаться на конкурентоспособности медицинских организаций и характере конкурентных отношений.
Существенным моментом, который должен учитываться при планировании реформ здравоохранения и прогнозировании последствий, является достаточно бурное развитие альтернативной медицины, которое оказывает весьма существенное конкурентное давление на функционирование и развитие общественного здравоохранения.
Эта статья открывает цикл публикаций, анализирующих различные аспекты и тенденции развития конкурентных отношений на рынке медицинских услуг и их влияние на функционирование общественного здравоохранения.
Становление и развитие рыночной экономики не обошло стороной и здравоохранение России. В последние пять лет стал заметно развиваться сектор платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения и негосударственных медицинских организаций. При этом если раньше последние предоставляли узкоспециализированные услуги, которые не входили в гарантируемый государством пакет бесплатных услуг, то в настоящее время намечается тенденция вторжения частной медицины на поле медицинских услуг общего профиля.
Путем выбора уникальных и выгодных позиций, в части видов медицинских услуг, принятия решений относительно приоритетных направлений развития медицинского бизнеса, оптимизации состава медицинских услуг частная медицина начинает все в более широких масштабах конкурировать с общественным здравоохранением.
На современном этапе проявления конкуренции в здравоохранении России комплексно мало изучены и освещены в литературе, хотя теоретически доказано, что ни одно положение рыночных отношений в этой специфической отрасли не может быть использовано безоговорочно.
В свете намечаемых дальнейших реформ в системе здравоохранения представляется, что анализ структуры складывающихся отношений, в которых проявляются элементы конкуренции, и возникающие при этом эффекты, достаточно важны для выработки рациональной политики развития здравоохранения, ориентированной на реализацию конституционных гарантий населению в части охраны здоровья.
В сложившейся системе здравоохранения в России можно выделить три уровня отношений, в которых проявляется конкуренция за ресурсы здравоохранения:
1. Отношения между субъектами системы общественного здравоохранения;
2. Отношения в сфере развития бесплатных и платных медицинских услуг;
3. Отношения в сфере услуг, предоставляемых государственными и негосударственными учреждениями и организациями.
В данной статье рассматриваются конкурентные отношения между государственными (муниципальными) ЛПУ и частными (не государственными) медицинскими организациями.
Позиционирование частного медицинского бизнеса базируется на следующих основных принципах:
сегментация потребителей;
географическое позиционирование;
сегментация медицинских услуг;
сегментации потребностей для различных групп потребителей.
Географическое позиционирование и сегментация потребителей. Услуги частной медицины в настоящее время доступны прежде всего в Москве, Санк-Петербурге и нескольких других крупных городах. Поскольку их развитие во многом носит общий характер, рассмотрим его общие тенденции на примере Санкт-Петербурга.
Первые петербургские частные клиники создавались с участием иностранного капитала преимущественно для иностранных граждан, а также небольшой прослойки состоятельных горожан (примерно 2,5% населения города). В настоящее время платные услуги в городе предлагают около двух десятков частных медицинских центров, испытывающих сильнейшую конкуренцию со стороны государственных и ведомственных больниц и поликлиник, предоставляющих платные услуги как официально, так и по теневым схемам. Привычка россиян к бесплатному здравоохранению является серьезным препятствием на пути расширения частного сектора.
Высокая маркетинговая активность позволяет обеспечивать элитным медицинским центрам (МЦ) рентабельность на уровне успешных предприятий в других отраслях экономики и обороты около 2 млн. долларов США в год. Высокая прибыльность, и особенно наличие иностранных соучредителей позволяет предприятиям этого класса развивается не только интенсивно, но и экстенсивно, вкладывая десятки миллионов долларов в строительство новых центров.
Современная политика развития частной медицины идет в двух направлениях:
1. Строительство и диверсификация деятельности коммерческих МЦ.
2. Использование в качестве основы бизнеса потенциал государственных ЛПУ.
Например, на базе бывшей номенклатурной поликлиники был создан частный Поликлинический комплекс, При медицинском университете имени академика Павлова открыт центр "Делор", работающий на оборудовании научного заведения. Центр "Профессор" использовал менее материальный (но не менее рентабельный) ресурс - имена светил питерской медицины, которые дают платные консультации в его стенах.
Не конкурируя друг с другом, частные клиники развиваются в условиях неравной конкуренции с государственными учреждениями, которые начали активно развивать предоставление платных услуг. На их долю по оценкам специалистов приходится около 40% (а вместе с теневым сектором - 70%) объема платных медицинских услуг (табл. 1).
Таблица 1
Структура Санкт-Петербургского рынка платных медицинских услуг
в 2003 г. (млн. долларов) (3)
| Типы производителей | Примерный объем услуг |
| Государственные и ведомственные ЛПУ | 64 |
| Теневой сектор | 52 |
| Элитные частные клиники | 11 |
| Прочие частные клиники | 36 |
Высокая рыночная доля государственных учреждений объясняется не только их многочисленностью, но и умелым использованием преимуществ, определяемых их особым положением. Первое из этих преимуществ - смешанное финансирование из бюджетов соответствующих уровней, системы ОМС и доходов от коммерческой деятельности. Второе - льготы при уплате налогов и оформлении лицензий, которых не имеют частники. Третье - широкая известность, что позволяет практически не тратить средства на продвижение услуг. И четвертое, более существенное - государственные ЛПУ вкладывают собственные средства в ремонт помещений, материалы и оборудование в весьма ограниченном объеме. В основном это делается за счет средств бюджета. По этой причине государственные и ведомственные учреждения легко побеждают в ценовой конкуренции, занимая весь низ и почти всю середину среднеценового сегмента рынка платных услуг.
Сегментация медицинских услуг. Частные медицинские центры практически не участвуют в выполнении программ ОМС. Для этого есть две основные причины. Первая из них связана с низкими тарифами на оплату медицинских услуг. Вторая - с тем, что частные медицинские центры пока не в состоянии предложить больным всестороннюю помощь. Они предлагают только наиболее востребованные и экономически выгодные услуги. Материально-техническая база не позволяет большинству частных центров поставить обоснованный диагноз в сложных случаях или предложить высокотехнологичные методы лечения. Не доступны частной медицине сложная внутриполостная, нейро- и кардиохирургия и по той причине, что круг пациентов, готовых платить за операции реальную цену, пока узок, обеспечить плановый поток операций рынок пока не в состоянии. По этим же причинам лишь немногие частные МЦ имеют возможности для участия в системе ДМС. Все это является достаточно серьезным барьером для привлечения в частную медицину профессионалов высокого класса, поскольку в отсутствии достаточной практики им невозможно поддерживать квалификацию. В то же время высокий уровень оплаты труда в частной медицине является привлекательным для перетока в этот сектор из общественного здравоохранения медицинского персонала средней и выше средней квалификации. Сегодня частный сектор не испытывает дефицита кадров, в то время как нехватка медицинского персонала в общественном здравоохранении является хронической проблемой. Можно сказать, что государственные и муниципальные ЛПУ являются кузницей кадров для частной медицины.
В современных условиях частным компаниям также сложно содержать многопрофильный стационар, так как он может оказаться экономически не выгодным. По мере накопления опыта и ресурсов возможно,что частные стационары начнут развиваться в сторону многопрофильности. Так же как и для государственных ЛПУ основной проблемой частных МЦ является нехватка средств, только в государственных - большей частью для покрытия расходов, а в частных - для развития бизнеса.
Менеджеры частных клиник, рассчитанных на средний класс, единодушно заявляют: до тех пор, пока на рынке присутствуют демпинговые цены, предлагаемые государственными ЛПУ, они будут воздерживаться от существенного расширения собственной диагностической базы. Дешевле и проще работать на оборудовании государственных центров по заключенным договорам. В связи с этим частные больницы пока растут на почве государственных учреждений.
Еще более жестким ценовым конкурентом частных ЛПУ является теневой сектор в государственном здравоохранении, включая и хозрасчетные отделения ЛПУ (табл. 2). Его оборот по некоторым оценкам составляет не менее 50 млн. долларов США. С ценой услуг, оплачиваемых лично врачу, не могут конкурировать не только частные ЛПУ, но и хозрасчетные отделения государственных учреждений. Теневой сектор играет также еще одну негативную роль - усиливает дефицит квалифицированных кадров в частной медицине. Многие врачи, которые по своему профессиональному уровню могли бы работать в частной медицине, предпочитают работать в государственных учреждениях.
Таблица 2.
Способы оплаты услуг в государственных и муниципальных медицинских
учреждениях (% от общего количества ответов) (3)
| Способ оплаты услуг | Доля ответов (%) |
| Лично врачу | 44 |
| Через кассу | 43 |
| Через страховую компанию ДМС | 8 |
| По безналичному расчету | 2 |
| Нет ответа | 3 |
Большинство частных медицинских центров приняли стратегию освоения сегментов рынка платных услуг, не занятых государственными и муниципальными ЛПУ. К ним относятся: развитие с достойным сервисом семейной и превентивной медицины, реабилитационные стационары, платная скорая медицинская помощь, травматологические пункты и многие другие. Главное, чтобы услуга была востребована, то есть слабо представлена на рынке или качество ее не удовлетворяло потребителя. Перспективы открытия новых многопрофильных центров связываются в настоящее время с инвестициями как развитых государственных ЛПУ, так и иностранных бизнесменов.
Игроки рынка платных медицинских услуг называют два условия, которые могут привести к быстрому развитию частной медицины общего профиля. Первое - окончательное падение государственной медицины. Второе условие связано с созданием
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru