Добровольная ликвидация организации: бухгалтерский и налоговый учет
Ликвидацией организации называют прекращение деятельности организации как юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация организации может происходить в добровольной или принудительной форме. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случае банкротства, признания недействительной регистрации, отсутствия лицензии, осуществления деятельности, запрещенной законом или противоречащей установленным целям и др. В статье показаны особенности отражения соответствующих операций в бухгалтерском и налоговом учете.
Существуют определенные условия деятельности организации, невыполнение которых влечет ее ликвидацию:
число участников ООО (ЗАО) превышает 50 человек. Общество подлежит преобразованию в ОАО в течение года; по истечении этого срока общество подлежит ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 26.12.95 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 3 ст. 7 Федерального закона от 8.02.98 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью");
неполная оплата уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации. Общество должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке или принять решение о ликвидации общества (п. 2 ст. 20 Закона N 14-ФЗ);
по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывается меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества (п. 3 ст. 20 Закона N 14-ФЗ).
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по ликвидации юридического лица.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие его признания несостоятельным (банкротом). Банкротом организация может быть признана в случае установления судом неплатежеспособности, при оформлении объявления о неплатежеспособности с реализацией имеющихся активов в пользу кредиторов. В каждой стране существует определенный порядок очередности кредиторов при востребовании долга обанкротившейся фирмы, например в Российской Федерации после продажи всех активов фирмы в первую очередь оплачиваются долги по социальному страхованию, затем обязательства перед персоналом фирмы и налоги, наконец, коммерческие кредиты.
Добровольная ликвидация может иметь место по решению учредителей юридического лица в связи с истечением срока, на который организация создана, или при достижении целей его создания. Причин для прекращения деятельности фирмы у учредителей может быть множество, но самой распространенной является кредиторская задолженность перед поставщиками и бюджетом.
Создание ликвидационной комиссии
Ликвидация начинается с принятия решения о ней. Принимается оно высшим органом управления юридического лица (обычно это общее собрание участников или акционеров) и оформляется протоколом. Никакой другой орган (совет директоров или правление) такое решение принять не может, но вправе поставить на обсуждение собрания участников вопрос о ликвидации. В акционерном обществе это может сделать совет директоров, в обществе с ограниченной ответственностью - совет директоров (наблюдательный совет), генеральный директор или даже участник.
Если решение о добровольной ликвидации принимается участниками ООО, то для его принятия необходимо согласие всех участников (п. 1 ст. 92 ГК РФ). Если решение принимается уполномоченным органом управления, то должна быть соблюдена установленная законом и учредительными документами процедура принятия решений такого органа. Согласно п. 3 ст. 55 НК РФ, если организация была ликвидирована до конца календарного года, последним налоговым периодом по налогам, для которых налоговый период не является календарный месяц или квартал, является период от начала года до дня завершения ликвидации.
Для ликвидации организация должна:
принять решение о ликвидации;
провести инвентаризацию имущества и обязательств;
взыскать дебиторскую задолженность;
составить промежуточный ликвидационный баланс;
погасить кредиторскую задолженность;
рассчитаться с учредителями;
составить ликвидационный баланс.
Решение о ликвидации организации принимается общим собранием учредителей (участников). На общем собрании учредителей назначаются и утверждаются состав ликвидационной комиссии, проект порядка ликвидации, сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению организацией и ликвидации юридического лица. Если участником (акционером) ликвидируемой организации является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом или соответствующего органа местного самоуправления.
Состав ликвидационной комиссии необходимо согласовать с регистрирующим органом. В настоящее время государственную регистрацию юридических лиц при ликвидации осуществляют налоговые органы. Решение о ликвидации необходимо в трехдневный срок довести до сведения налоговой инспекции, в которой организация зарегистрирована (ст. 20 Федерального закона от 8.08.01 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). С момента образования ликвидационная комиссия становится единственным органом управления юридическим лицом, а полномочия прежних органов (руководителя, совета директоров, общего собрания) прекращаются.
Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Перед началом ликвидации комиссия помещает объявления о ликвидации организации в печатных изданиях, в которых должны быть указаны:
наименование ликвидируемого юридического лица;
дата принятия решения о ликвидации;
наименование органа, который принял решение о ликвидации;
ИНН организации, номер в ЕГРЮЛ;
адрес, телефон, факс;
порядок и сроки предъявления требований кредиторов к организации.
Ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации организации, в который обязательно должны быть включены:
инвентаризация имущества организации;
составление развернутой характеристики финансового состояния организации на момент ликвидации;
сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами;
анализ и оценка дебиторской задолженности и разработка мероприятий по ее взысканию;
анализ и характеристика кредиторской задолженности;
подготовка сведений о размерах и составе активов организации;
определение порядка реализации имущества ликвидируемой организации;
определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очередности удовлетворения требований кредиторов;
установление сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества организации, оставшегося после расчетов с кредиторами;
список увольняемого персонала ликвидируемой организации;
установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей; если ликвидируемая организация является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть также ликвидирована;
определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов;
подготовка документов для исключения организации из государственного реестра юридических лиц;
закрытие счетов в банках;
передача на хранение в архив документов по личному составу общества (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы), протоколов общих собраний общества; прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган.
Отсутствие задолженностей перед бюджетом подтверждается в результате налоговой проверки. Зачастую реальной причиной ликвидации является неудовлетворительное состояние бухгалтерской отчетности и стремление должностных лиц организации уклониться от ответственности за совершение налоговых, таможенных или иных правонарушений. При ликвидации организации получают гарантированную налоговую проверку.
Установлена специальная форма N Р15001 "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица", которая приведена в приложении N 8 к постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.02 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
Кроме самого решения о ликвидации в протоколе, фиксирующем это решение, должно быть предусмотрено образование ликвидационной комиссии и ее состава. О назначении комиссии нужно уведомить налоговую инспекцию по форме согласно приложению N 9 к постановлению N 439. К уведомлению следует приложить документы о формировании ликвидационной комиссии, о назначении ликвидатора или о назначении конкурсного управляющего.
Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица
Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы (подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины) представляются в регистрирующий орган после завершения ликвидации юридического лица.
Документы для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица представляются в следующем порядке:
документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения;
заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке; заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим деятельность после внесения записи в ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Документы, представляемые для государственной регистрации при
ликвидации юридического лица
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:
подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; в заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
ликвидационный баланс;
документ об уплате государственной пошлины;
газета, в которой опубликовано объявление о ликвидации.
В соответствии с требованием к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц (постановление N 439), заявления, уведомления и сообщения, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом. Если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк. Заявление, уведомление или сообщение заполняется в одном экземпляре и представляется в регистрирующий орган непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, а на конверте рекомендуется сделать пометку "Регистрация". Подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении и сообщении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально.
Любой документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.
Инвентаризация имущества и обязательств при ликвидации организации
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ при ликвидации организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса необходимо провести инвентаризацию. Порядок инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 г. N 49. Основные цели инвентаризации при ликвидации организации - выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и проверка полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения, все виды финансовых обязательств, производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Имущество инвентаризируется по его местонахождению и по материально ответственному лицу. По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. В них отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей указываются в сличительных ведомостях в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.
Действия и результаты инвентаризации оформляются в соответствии с унифицированными формами, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18.08.98 г. N 88 (с изменениями и дополнениями на 3.05.2000 г.) "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
Ошибки при инвентаризации и их последствия
Несмотря на то что порядок инвентаризации достаточно подробно регламентирован действующим законодательством, на практике организации часто допускают различные нарушения.
Инвентаризация считается недействительной, если:
состав инвентаризационной комиссии не утвержден руководителем;
документально подтверждено отсутствие хотя бы одного из членов комиссии во время инвентаризации;
в приказе не указаны сроки инвентаризации;
во время перерывов в работе комиссии не закрыт доступ посторонним к помещению, где хранятся инвентаризационные описи, в результате чего возможно внесение исправлений, искажающих результаты инвентаризации;
приходно-расходные документы не завизированы председателем инвентаризационной комиссии;
у материально ответственных лиц не взяты расписки о том, что все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию, при выявлении нарушений могут быть предъявлены приходно-расходные документы, оформленные при инвентаризации;
сопоставляются данные бухгалтерского учета с фактическим наличием, а не наоборот (идеально составление инвентаризационных описей от руки по факту), в результате чего имеется возможность искажения фактических данных и их несоответствие данным бухгалтерского учета;
инвентаризационная опись составлена в одном экземпляре;
итоги не выверены на каждой странице (число прописью, количество номеров и сумма материальных ценностей), а также проставлен общий итог в натуральных показателях, даже если расчет проводился в денежном измерении;
на каждой странице нет записи "Цены, итоги проверил" и подписи материально ответственного лица, в силу чего инвентаризационная опись не является документом, на основании которого можно предъявлять претензии к материально ответственным лицам;
ошибки и исправления не подписаны и не заверены членами комиссии;
инвентаризационная опись после утверждения результатов содержит незаполненные строки (они должны быть прочеркнуты), в результате чего имеется возможность внесения дополнительных данных;
на последней странице инвентаризационной описи нет подписи материально ответственного лица об отсутствии у него претензий к членам комиссии и подтверждения, что он принимает указанное в описи имущество на ответственное хранение, вследствие чего при выявлении недостач для предъявления претензий к материально ответственному лицу основания отсутствуют.
Промежуточный и окончательный ликвидационные балансы организации,
удовлетворение требований кредиторов
Ликвидационной комиссией устанавливается срок для предъявления требований кредиторов, после окончания которого на основании данных инвентаризации ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации. В установленных законом случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества. В него включены перечни:
зданий и сооружений с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости;
машин, оборудования и других основных средств с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, марки, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости;
объектов незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования с указанием наименования объекта и его местонахождения, года начала строительства, фактически выполненного объема, балансовой стоимости;
долгосрочных финансовых вложений с указанием видов долгосрочных финансовых вложений и стоимости по активу баланса;
нематериальных активов с указанием их стоимости по активу баланса;
запасов, затрат, денежных средств и других оборотных финансовых активов с указанием производственных запасов, животных на выращивании и откорме, незавершенного производства, расходов будущих периодов, готовой продукции, товаров, НДС по приобретенным ценностям, прочих запасов и затрат, денежных средств, расчетов и прочих активов, и др.;
требований, предъявленных кредиторами ликвидируемому юридическому лицу с указанием наименования кредитора (в порядке очередности), суммы задолженности и решения об удовлетворении.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который, как и промежуточный баланс, утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидационный баланс может быть прибыльным для учредителей, получающих дополнительный доход от ликвидации активов, либо убыточным, когда убытки покрываются за счет уставного капитала. Окончательный ликвидационный баланс отражает активы, оставшиеся после окончания всех расчетов ликвидируемого юридического лица, т.е. имущество, подлежащее передаче ликвидационной комиссией учредителям организации. В ликвидационном балансе отражаются следующие статьи: актив, внеоборотные активы, денежные средства, пассив, уставный капитал и нераспределенная прибыль.
Если имеющихся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Ликвидационной комиссией выплачиваются денежные суммы кредиторам ликвидируемого юридического лица в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения (за исключением кредиторов пятой очереди, которым денежные суммы выплачиваются по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса) в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ:
удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после окончания срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения заявленных в срок требований кредиторов. Не удовлетворенные ввиду недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования кредиторов считаются погашенными. Такими считаются и требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых кредитору было отказано решением суда.
Налоговая проверка при ликвидации организации
Получив уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, налоговые органы должны провести выездную проверку (ст. 89 НК РФ). Налоговые органы не вправе проводить две выездные проверки по одним и тем же налогам в течение одного календарного года, но это ограничение не распространяется на проверки организаций, прекращающих деятельность.
В случае назначения повторной выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией организации руководителем налогового органа или его заместителем принимается решение по форме, приведенной в приложении N 2 к приказу МНС России от 8.10.99 г. N АП-3-16/318 (с изменениями и дополнениями от 7.02.2000 г.). Решение должно содержать ссылку на причину проведения выездной налоговой проверки - ликвидация.
На основании решения по акту документальной проверки и после получения акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по форме N 23, утвержденной приказом ФНС России от 4.04.05 г. N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению", определяется сумма задолженности организации перед бюджетом.
Бухгалтерский учет
При удовлетворении требований кредиторов могут происходить продажи.
Согласно п. 84 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.03 г. N 91н (далее - Методические указания), списание стоимости объектов основных средств отражается в бухгалтерском учете развернуто:
по дебету счета учета списания (реализации) основных средств - первоначальная стоимость объекта, учитываемая на счете учета основных средств, и затраты, связанные с выбытием основных средств, которые предварительно аккумулируются на счете учета затрат вспомогательного производства (начисленная оплата труда и произведенные отчисления на социальное страхование работников, участвующих в операциях по выбытию основных средств, налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при реализации основных средств, и др.);
по кредиту указанного счета - сумма начисленных амортизационных отчислений, сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к основным средствам.
Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств с бухгалтерского баланса подлежат зачислению со счета учета реализации на финансовые результаты организации.
В бухгалтерском учете списание объекта основных средств отражается следующими записями:
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств", Кредит 01 - отражена первоначальная (восстановительная) стоимость списываемого объекта основных средств,
Дебет 02, Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации,
Дебет 91-2, Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств" - списана остаточная стоимость объекта основных средств;
Дебет 91-2, Кредит 23 (25, 69, 70, другие счета) - списаны затраты, связанные с ликвидацией (списанием) объекта основных средств,
Дебет 10, Кредит 91-1 - оприходованы материальные ценности, оставшиеся от списания объекта основных средств (по рыночной стоимости).
Уплата налогов в период ликвидации
Являясь налогоплательщиком, организация обязана письменно сообщать в налоговый орган по месту учета о всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, не позднее одного месяца со дня ликвидации (ст. 23 НК РФ), а также об объявлении несостоятельности либо о ликвидации - не позднее трех дней с момента принятия такого решения. С ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) обязанность по уплате налога и сбора прекращается.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации установлено ст. 49 НК РФ и осуществляется в определенном порядке. Так, обязанность по уплате налогов и сборов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств данной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если у ликвидируемой организации недостаточно денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества, для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, то оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Порядок зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм определен главой 12 НК РФ. Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных ею налогов и сборов, то эти суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам и сборам налоговым органом не позднее одного месяца со дня подачи организацией-налогоплательщиком заявления. Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов распределяется по бюджетам и внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам перед соответствующими бюджетами и внебюджетными фондами. При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов должна быть возвращена ей не позднее одного месяца со дня подачи организацией-налогоплательщиком заявления. Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне взысканных налогов и сборов, то указанные суммы должны быть возвращены организации-налогоплательщику не позднее одного месяца со дня подачи ею заявления.
Для определения налогового периода, в том числе при ликвидации организации, следует руководствоваться положениями ст. 55 НК РФ. Так, последним налоговым периодом (если организация была ликвидирована до конца календарного года) является период от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована до конца этого года, то налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации. Если организация была создана в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована раньше календарного года, следующего за годом создания, то налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации данной организации.
Правила определения налогового периода при ликвидации организации не применяются в отношении налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В этих случаях при создании, ликвидации и реорганизации организации отдельные налоговые периоды изменяются по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Одной из особенностей определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль ликвидируемой организации является включение в состав расходов на оплату труда начисления работникам, высвобождаемым в связи с ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика.
Методы и порядок расчета сумм амортизации с целью обложения налогом на прибыль установлены ст. 259 НК РФ. Так, организация, ликвидированная в течение какого-либо календарного месяца, не начисляет амортизацию с 1-го числа того месяца, в котором завершена ликвидация. Налоговый период для ликвидированной организации начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца (ст. 55 НК РФ). Учредителями ООО являются как юридические, так и физические лица.
Налогообложение участников организации
В результате деятельности организации размер ее уставного капитала может увеличиваться либо уменьшаться. Таким образом, если вследствие увеличения уставного капитала организации участник при ликвидации получит соответственно своей доле имущества больше, чем им было внесено при образовании организации, то разница между полученным при выходе имуществом и первоначальным взносом будет считаться объектом обложения налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). Выплаты в денежной или натуральной форме при ликвидации организации ее участнику, не превышающие вклада этого участника в уставный (складочный) капитал организации, его доходами не признаются (ст. 43 НК РФ).
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам, облагаемым НДФЛ, от источников в Российской Федерации относятся в том числе доходы от реализации в Российской Федерации долей участия в уставном (складочном) капитале организаций. В случае ликвидации общества выплаченные доли участника - физического лица являются его доходом. Налоговым агентом является ликвидируемая организация в лице его исполнительного органа. В силу ст. 226 НК РФ организация обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ.
Налоговый агент, не имеющий возможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога, обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и о сумме задолженности налогоплательщика. Физические лица, с доходов которых при их получении не был удержан НДФЛ налоговыми агентами, исчисляют и уплачивают НДФЛ исходя из сумм таких доходов самостоятельно посредством подачи в налоговый орган по месту жительства налоговой декларации (п.п. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ). Указанные доходы согласно п. 1 ст. 224 НК РФ облагаются по налоговой ставке 13%.
При распределении прибыли, оставшейся после налогообложения организации, любой доход, полученный ее участником пропорционально принадлежащим долям участника в уставном (складочном) капитале этой организации, признается дивидендом на основании п. 1 ст. 43 НК РФ. К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.
С 1 января 2005 г. налоговая ставка в отношении доходов от долевого участия в деятельности организации, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, в виде дивидендов, устанавливается в размере 9% (п. 4 ст. 224 НК РФ). Российская организация, являющаяся источником полученного в виде дивидендов дохода налогоплательщика, признается налоговым агентом, и в этом случае сумма налога определяется отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по ставке 9%.
При определении налоговой базы по уплате налога на прибыль организацией в связи с ее ликвидацией не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах первоначального взноса участника хозяйственного общества (его правопреемником или наследником) при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества между его участниками (ст. 251 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 277 НК РФ при ликвидации организации и распределении ее имущества доходы налогоплательщиков - участников ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (независимо от формы оплаты) соответствующими участниками этой организации стоимости долей.
Существуют некоторые особенности в обложении налогом на прибыль в случае, когда учредителем общества является иностранная организация, не осуществляющая деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающая доходы от источников в Российской Федерации. Доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений пп. 1 и 2 ст. 43 НК РФ, устанавливающих понятие дивидендов и процентов), согласно ст. 309 НК РФ относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Порядок увольнения персонала ликвидируемой организации
Сокращение персонала ликвидируемой организации осуществляется на основании приказа ее руководителя.
На основании ст. 180 ТК РФ работодатель обязан предупредить работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка. Записи об увольнении в трудовые книжки работников вносятся ликвидационной комиссией на основании приказов об увольнении. Уволенный в связи с ликвидацией организации работник получает выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Среднемесячный заработок сохраняется за работником на период трудоустройства, но не более чем на два месяца с момента увольнения (с зачетом выходного пособия). Данный порядок увольнения распространяется на всех работников ликвидируемой организации, в том числе на руководителя и главного бухгалтера. При увольнении работника в связи с ликвидацией организации помимо заработной платы работнику выплачиваются компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ установлены сроки расчета работников при увольнении. При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в день увольнения работника выплатить не оспариваемую им сумму.
Компенсация за неиспользованный отпуск и выплата выходного пособия
сотрудникам ликвидируемой организации
На основании ст. 127 ТК РФ при ликвидации организации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Для расчета компенсации за неиспользованный отпуск нужно определить средний заработок увольняемого работника согласно ст. 139 ТК РФ.
Для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. При этом учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных ТК РФ, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели. В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положения работников.
Следует иметь в виду, что материальная помощь в расчет среднего заработка не включается.
С компенсации за неиспользованный отпуск НДФЛ удерживается, но на сумму компенсации не нужно начислять ЕСН и взносы в ПФР (ст. 238 НК РФ).
Статьей 10 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" НК РФ.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления. Согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Таким образом, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику в соответствии со ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие, которое не облагается ЕСН. Кроме того, не подлежат обложению ЕСН сохраненные в размере средних месячных заработков выплаты, гарантируемые увольняемому работнику в соответствии с этой статьей.
Ликвидация филиалов
Филиал не является юридическим лицом, следовательно, ответственность по его обязательствам несет головная организация. Поэтому требования, предъявляемые ГК РФ к ликвидируемым юридическим лицам, при ликвидации филиала не действуют.
В случае ликвидации юридического лица согласно положениям ГК РФ должны быть уведомлены кредиторы организации. Но, поскольку филиал не является собственником переданного ему имущества и действует по доверенности головной организации, претензии кредиторов могут быть обращены только на имущество головной организации. Следовательно, уведомлять кредиторов филиала о его ликвидации необязательно.
Порядок ликвидации филиала аналогичен ликвидации юридического лица, но сначала требуется внести изменения в учредительные документы основной организации, в которых данный филиал отсутствует. Далее организация снимается с учета в ИФНС по месту нахождения филиала, согласует промежуточный и ликвидационный баланс, закрывает расчетный счет. Снимается с учета во внебюджетных фондах и Мосгоркомстате, уничтожается печать, документы передаются в архив. После получения уведомления о снятии с учета в ИФНС по месту нахождения филиала вносит изменения в налоговую отчетность основной фирмы.
Ликвидация филиала производится назначенной организацией ликвидационной комиссией, а в случаях прекращения деятельности филиала по решению суда или арбитражного суда - ликвидационной комиссией, назначаемой этими органами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами филиала. Ликвидационная комиссия оценивает наличное имущество филиала, выявляет его дебиторов и кредиторов и рассчитывается с ними, принимает меры к оплате долгов филиала третьим лицам, а также составляет ликвидационный баланс и представляет его организации. Ликвидационная комиссия несет имущественную ответственность за ущерб, причиненный организации, а также третьим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При ликвидации филиала увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством. При высвобождении работников в связи с ликвидацией филиала им гарантируется соблюдение их законных прав и интересов, в том числе права на льготы и компенсации.
Имущество ликвидированного филиала после расчетов по оплате труда его работников и выполнения обязательств перед бюджетом, кредитными учреждениями и кредиторами распределяется в соответствии с решением членов собрания акционеров главной организации. При ликвидации филиала имущество и финансы филиала, оставшиеся после расчетов главной организации с бюджетом и кредиторами, ей возвращаются.
Порядок удовлетворения претензий кредиторов в случае ликвидации филиала определяется также в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ликвидация филиала осуществляется ликвидационной комиссией, назначаемой членами собрания акционеров этой организации, либо (в установленных законом случаях) судом.
Следует отметить, что филиалы как структурные подразделения организации могут иметь или не иметь отдельный баланс. От этого зависит порядок бухгалтерских записей.
Если филиал имеет отдельный баланс, то расчеты с ним головная организация отражает на счете 79 "Внутрихозяйственные расчеты", к которому могут быть открыты субсчета: 79-1 "Расчеты по выделенному имуществу" и 79-2 "Расчеты по текущим операциям".
В бухгалтерском учете головной организации по счету 79 должно быть дебетовое сальдо, а в бухгалтерском учете филиала - кредитовое.
Если филиал не имеет отдельного баланса, то операции, которые он осуществляет, отражаются на отдельных субсчетах счетов учета производственных затрат (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" или 29 "Обслуживающие производства и хозяйства").
Юридически ликвидация филиала отражается в учредительных документах. Вносятся изменения и в учетную политику организации.
В ходе своей деятельности филиал закупает необходимые для производства материалы, сырье, топливо, пользуется работами и услугами других организаций, т.е. ведет расчеты с поставщиками и подрядчиками. После ликвидации филиала задолженность по оплате материально-производственных ценностей (работ, услуг) переходит к головной организации. Однако, до того как это произойдет, головной организации целесообразно по мере возможности рассчитаться с кредиторами за счет денежных средств, находящихся на расчетном счете, специальных счетах в банках и в кассе филиала.
Пример 1. На дату принятия решения о ликвидации филиала на его балансе числятся дебетовые остатки по счетам: 50 "Касса" - 5000 руб., 51 "Расчетный счет" - 35 000 руб., 55 "Специальные счета в банках" - 3000 руб.
Также имеются кредитовые остатки по счетам 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 25 000 руб., 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 7000 руб., 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - 15 000 руб.
Таким образом, филиал располагает денежными средствами в размере 43 000 руб. (5000 + 35 000 + 3000).
Также у филиала имеется кредиторская задолженность в сумме 47 000 руб. (25 000 + 7000 + 15 000).
Для погашения кредиторской задолженности денежных средств филиала недостаточно. Поэтому в первую очередь лучше всего произвести необходимые платежи в бюджет и рассчитаться с увольняемыми работниками.
Денежные средства, хранящиеся на специальных счетах в банках, при невозможности их использования должны быть возвращены на расчетный счет.
Отражение операций в бухгалтерском учете филиала:
Дебет 51, Кредит 55 - 3000 руб. - зачислены на расчетный счет филиала средства, находящиеся на специальных счетах в банке,
Дебет 50, Кредит 51 - 10 000 руб. - получены наличные денежные средства для расчетов с уволенными работниками,
Дебет 70, Кредит 50 - 15 000 руб. - произведен расчет с увольняемыми работниками,
Дебет 68, Кредит 51 - 7000 руб. - погашена задолженность по налогам перед бюджетом,
Дебет 60, Кредит 51 - 21 000 руб. - произведены частичные расчеты с поставщиками и подрядчиками.
Филиал кредиторскую задолженность погасить полностью не имеет возможности (остался долг перед поставщиками и подрядчиками в размере 4000 руб.). Головная организация может известить кредиторов, с какого расчетного счета с ними будут произведены окончательные расчеты.
После уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, филиал официально прекращает свое существование. При представлении филиалом бухгалтерского баланса данные по его строкам складываются с данными баланса головной организации, а сальдо по счету 79 будет нулевым.
При создании филиала объектом передачи являются чаще всего материально-производственные запасы, основные средства и прочие активы, используемые при осуществлении производственной или торговой деятельности.
В процессе деятельности филиала стоимость активов изменяется: основные средства и нематериальные активы амортизируются; материалы, сырье, топливо и прочие материальные ценности расходуются в производственных и непроизводственных целях. При завершении филиалом расчетов сальдо по субсчету "Расчеты по переданному имуществу" счета 79 в головной организации будет соответствовать сальдо по этому же субсчету в филиале, а стоимость возвращаемого имущества будет другой.
Пример 2. При создании филиала головная организация передала ему основные средства (первоначальная стоимость - 15 000 руб., сумма амортизации - 3000 руб.) и материалы (на сумму 5000 руб.).
В бухгалтерском учете сторон данные операции отражены следующим образом.
В учете головной организации:
Дебет 79-1, Кредит 01 - 15 000 руб. - списана первоначальная стоимость основных средств, переданных филиалу,
Дебет 02, Кредит 79-1 - 3000 руб. - списана сумма начисленной амортизации по переданным основным средствам,
Дебет 79-1, Кредит 10 - 5000 руб. - списана стоимость материалов.
В учете филиала:
Дебет 01, Кредит 79-1 - 15 000 руб. - оприходованы основные средства, полученные от головной организации,
Дебет 79-1, Кредит 02 - 3000 руб. - отражена сумма начисленной амортизации по полученным основным средствам,
Дебет 10, Кредит 79-1 - 5000 руб. - оприходованы материалы.
Отметим, что передача имущества филиалу не является реализацией этого имущества, ведь право собственности на это остается у головной организации.
В процессе своей деятельности филиал начислил амортизацию по основным средствам в размере 2000 руб. Материалы, ранее полученные от головной организации, полностью израсходованы. При этом на складах филиала имеется готовая продукция на сумму 7000 руб.
При возврате имущества в бухгалтерском учете сторон произведены следующие записи.
В учете филиала:
Дебет 79-1, Кредит 01 - 15 000 руб. - списана первоначальная стоимость основных средств,
Дебет 02, Кредит 79-1 - 5000 руб. (3000 + 2000) - списана сумма начисленной амортизации,
Дебет 79-1, Кредит 40 - 7000 руб. - передана готовая продукция.
В учете головной организации:
Дебет 01, Кредит 79-1 - 15 000 руб. - отражена первоначальная стоимость основных средств, полученных от филиала,
Дебет 79-1, Кредит 02 - 5000 руб. - отражена сумма начисленной амортизации по основным средствам, полученным от филиала,
Дебет 40, Кредит 79-1 - 7000 руб. - отражена стоимость готовой продукции.
В итоге сальдо по счету 79 равно нулю.
У филиала сальдо по счету 79 представляет собой величину, которая складывается из стоимости первоначально переданного филиалу имущества, активов, произведенных или образовавшихся за время его деятельности, за минусом источников образования этих активов - кредиторской задолженности и прибыли. Следовательно, при ликвидации филиала необходимо не только обеспечить возврат имущества, стоимость которого соответствует дебетовому сальдо по счету 79 головной организации, но и расшифровать дебетовый и кредитовый остатки по данному счету.
Пример 3. На момент ликвидации филиала в его бухгалтерском балансе числятся дебетовые остатки по счетам 50 - 3000 руб., 51 - 7000 руб., 62 - 15 000 руб.
Кредитовые остатки - по счетам 76 - 20 000 руб., 99 "Прибыли и убытки" - 10 000 руб., 96 "Резервы предстоящих расходов" - 3000 руб.
После ликвидации филиала в бухгалтерском учете сторон производятся следующие записи.
В учете филиала:
Дебет 99, Кредит 79-2 - 10 000 руб. - списана сумма прибыли, подлежащая перечислению головной организации,
Дебет 51, Кредит 50 - 3000 руб. - сданы на расчетный счет денежные средства из кассы филиала,
Дебет 79-2, Кредит 51 - 10 000 руб. - перечислены с расчетного счета денежные средства кредитору,
Дебет 79-2, Кредит 62 - 15 000 руб. - списана сумма дебиторской задолженности.
В учете головной организации:
Дебет 79-2, Кредит 99 - 10 000 руб. - отражена сумма прибыли, полученная от филиала,
Дебет 51, Кредит 79-2 - 10 000 руб. - зачислены на расчетный счет денежные средства, полученные от филиала,
Дебет 62, Кредит 79-2 - 15 000 руб. - отражена сумма дебиторской задолженности.
Когда текущие операции между филиалом и головной организацией завершены, следует открыть еще один субсчет к счету 79, на который нужно предварительно собрать оставшиеся в бухгалтерском учете филиала суммы пассивов (резервов и кредиторской задолженности). В бухгалтерском учете сторон данная операция отражается следующим образом.
В учете филиала:
Дебет 96, Кредит 79-2 - 3000 руб. - списана сумма резервов, созданных филиалом,
Дебет 76, Кредит 79-2 - 10 000 руб. - списана сумма кредиторской задолженности.
В учете головной организации:
Дебет 79-2, Кредит 96 - 3000 руб. - отражена сумма резервов, созданных филиалом,
Дебет 79-2, Кредит 76 - 10 000 руб. - отражена сумма кредиторской задолженности.
О.А. Глушецкая,
ЗАО "Аудиторская фирма "Критерий-Аудит"
"Аудиторские ведомости", N 9, 10, сентябрь, октябрь, 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а