Республика Алтай: реализация новой бюджетной политики
В последнее десятилетие в нашей стране произошли значительные изменения в области бухгалтерского учета и отчетности. Во многом они предопределены Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года N 283. Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов.
В то же время, несмотря на определенные успехи в данной сфере, имеется ряд серьезных проблем. Это в первую очередь неоправданно высокие затраты на подготовку консолидированной бюджетной финансовой отчетности, низкая оперативность ее подготовки. Система контроля качества бухгалтерской отчетности оставляет желать лучшего, а уровень автоматизации бухгалтерского учета в бюджетной сфере можно назвать просто нулевым.
В Республике Алтай складываются благоприятные условия для дальнейшего реформирования бюджетного учета. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. Направления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 года N 249. Главная задача - привести принципы и требования бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с условиями деятельности субъектов бюджетной сферы в рыночной экономике, а также с принципами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности в других сферах экономики.
Основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО-ОС). В рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы министром финансов РФ 26 августа 2004 года был подписан приказ N 70н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету". Этот документ коренным образом изменил принципы и методы бюджетного учета, обеспечил ввод новых механизмов бюджетирования: программно-целевое бюджетирование, бюджетирование, ориентированное на результат, и среднесрочное бюджетирование.
"Электронный Алтай"
Финансовые органы Алтайского региона приступили к мероприятиям по реформированию учета в декабре 2004 года. В республике, в рамках целевой программы "Электронный Алтай", действует подпрограмма по реформированию бюджетного учета 2004-2005 года, утвержденная Правительством.
На реализацию мероприятий согласно этому документу выделено 25 миллионов рублей. Из них 15 миллионов рублей предоставил республиканский бюджет, 10 - муниципальные бюджеты и внебюджетные источники. Построение автоматизированной системы осуществляется параллельно с обучением бухгалтерских кадров.
Целевая подпрограмма в республике реализуется в два этапа. В рамках первого этапа (декабрь 2004 - январь 2005 года) проведен семинар, посвященный бюджетной реформе и бюджетному учету в секторе государственного управления РФ. На семинар были приглашены ведущие специалисты Минфина России, которые рассказали о практическом применении положений новой Инструкции по бюджетному учету.
В рамках второго этапа (февраль - сентябрь 2005 года) был проведен тендер на поставку программного обеспечения для построения автоматизированной системы бухгалтерского учета и на переподготовку бухгалтеров бюджетных учреждений. Победитель тендера - "Корпорация Парус" - поставляет необходимое количество лицензий для 250 бюджетных учреждений различных уровней. Оптовая покупка сэкономит для бюджета республики, по предварительным подсчетам, до 10 миллионов рублей. Мероприятия по повышению квалификации бухгалтерских работников позволят сэкономить республике до одного миллиона бюджетных средств. Ведь без знания новой Инструкции будет невозможно своевременно сдать отчетность. "Парус" проводит обучение для 600 бухгалтеров по 40-часовой программе.
Внедрение любого программного продукта - мероприятие дорогостоящее. Но без автоматизации вести учет вручную по новой Инструкции невозможно. В целях минимизации бюджетных расходов министерство финансов начало плановое внедрение собственными силами. В первую очередь программный продукт корпорации будет установлен в бюджетных учреждениях, где учет не автоматизирован. Министерство не планирует переводить на "Парус" учреждения, работающие на программных продуктах других компаний.
Реформы начинаются с учета
Хочется обратить внимание руководителей бюджетных учреждений и глав муниципальных образований на важность такой проблемы, как использование современных технических средств при ведении бухгалтерского учета. План счетов согласно новой Инструкции содержит более двух тысяч 26-значных счетов. Чтобы запомнить такое количество проводок, необходим кибернетический разум. Внедрение новых правил учета не оставляет современным бухгалтерам ни малейшей возможности вести бюджетный учет вручную. Использование современных технологий не только повышает оперативность и качество подготовки экономической информации, но и позволяет своевременно принимать грамотные управленческие решения.
Ведение учета по новым правилам позволит бюджетникам и органам государственного управления получать точную информацию о стоимости бюджетных услуг, величине необходимых и осуществленных затрат на достижение определенного результата. Например, на обучение одного школьника или лечение одного больного. Это даст возможность сравнивать, что выгоднее: содержать бюджетную аптеку для обслуживания социально незащищенного населения или купить необходимые лекарства у коммерсанта. Да и отсутствие конкуренции в социальной сфере доводит ситуацию до абсурда. Порой, даже имея возможность оплатить бюджетные услуги, вы не сможете получить их своевременно и должного качества. А альтернативных вариантов нет, сфера услуг у нас просто не развита. Но чтобы что-то изменить в этом отношении, начинать нужно с учета. Именно на этой стадии формируются позиции, подлежащие дальнейшему сравнению. Кроме того, на основе нового бюджетного учета возможно применение метода начислений, о котором говорил в Бюджетном послании Президент России.
Практический подход
Министерство финансов Республики Алтай осваивает практические подходы к реализации новой бюджетной политики региона, которая включает и методологию бюджетного учета, и формирование сводной финансовой отчетности, и исполнение бюджета. Мы понимаем, что самое больное для работников бюджетных бухгалтерий - техническое оснащение. На устаревшую компьютерную технику, которая еще порой встречается в наших учреждениях, невозможно поставить даже правовые программы. Мы работаем над этой проблемой. В настоящее время подводятся итоги очередного открытого конкурса на поставку компьютерной техники. Комиссия по реформированию бюджетного процесса распределит технику по главным распорядителям, которые решат, в какие бюджетные учреждения ее лучше направить.
Реализация республиканской подпрограммы позволит не только своевременно перейти на новые правила ведения бухгалтерского учета, но и решить важные финансово-экономические задачи. Это - снижение затрат на подготовку консолидированной бюджетной финансовой отчетности, повышение качества и оперативности информации, формируемой в учете, изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, усиление контроля качества бухгалтерской отчетности, повышение квалификации бухгалтерских работников.
Наше досье
Гашкина Светлана Антоновна
В 1987 г. поступила на работу в областной финансовый отдел контролером-ревизором и параллельно заочно обучалась в Новосибирском институте народного хозяйства, который окончила в 1990 г. по специальности финансы и кредит. Прошла все ступеньки служебной лестницы контрольно-ревизионной работы и в 1991 г. назначена главным бухгалтером финансового отдела правительства Республики Алтай.
С марта 1994 г. работала главным бухгалтером в Управлении Федерального казначейства по Республике Алтай.
В 1995 г. назначена на должность заместителя руководителя управления.
В 1999 г. возглавила Управление Федерального казначейства по Республике Алтай.
В декабре 2003 г. назначена и.о. министра финансов Республики Алтай, а 26 января 2004 г. утверждена в этой должности.
В 2000 г. окончила заочное отделение юридического факультета Алтайской академии экономики и права.
В 2003 г. окончила курсы переподготовки специалистов в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
В 2002 г. награждена нагрудным знаком "Отличник финансовой работы", а также Почетной грамотой правительства Республики Алтай.
С.А. Гашкина,
министр финансов Республики Алтай
"Бюджетный учет", N 7, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100