Бюджетный учет в "Сибирских Афинах"
Про Томск известно, что это географический центр России. Если вооружиться линейкой и произвести замеры, в этом легко убедиться. Томск славится своей архитектурой, деревянными кружевами, белокаменными храмами, количеством и качеством вузов и их выпускниками. За это его заслуженно прозвали "Сибирскими Афинами". А теперь Томск славится и предусмотрительностью своих бухгалтеров, которые начали готовиться к революции в бюджетном учете загодя.
Нет программы - нет учета
По сложившейся традиции, с вопросами о новой Инструкции, автоматизации и обучении бухгалтеров я первым делом обратилась в финорган - к председателю комитета казначейского исполнения бюджета - главному бухгалтеру департамента финансов администрации Томской области О.Я. Старостенко.
- Ольга Яковлевна, как бы вы охарактеризовали Инструкцию N 70н?
- Если смотреть концептуально, а не с точки зрения практического применения, то задачи и позиции, которые рассматриваются Инструкцией, мне нравятся. Стремление приблизиться к международным стандартам говорит о том, что наша страна становится все более цивилизованной. Ведь прежде сектор государственного управления не имел единого нормативного документа, который бы обеспечивал учет изменений всех активов, обязательств и финансовых потоков в этом секторе. Финансовые органы пользовались одной инструкцией, а бюджетные учреждения - другой. И это затрудняло консолидацию отчетности, а сводная отчетность не отражала в полной мере действительного состояния всех активов и обязательств сектора государственного управления.
Так, например, не учитывались непроизведенные активы, не начислялась амортизация основных средств, не формировался результат деятельности единиц сектора государственного управления. Начисление доходов осуществлялось, но в бухгалтерском учете эти данные не находили отражения. Многие доходные источники вообще никем не администрировались. А сейчас каждый доходный источник бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов имеет своего администратора и находит отражение в учете. Как можно оценивать активы государства, не имея единого нормативного документа, определяющего порядок ведения бюджетного учета и отчетности в государственном секторе? Новая Инструкция призвана снять эту проблему.
Еще одним положительным шагом в реформировании учета в секторе государственного управления является интеграция бюджетного учета с бюджетной классификацией, что позволяет отследить, как видоизменяются объекты учета, формируются текущие доходы и расходы.
Единственное, что мне не нравится, - громоздкость системы. Но в любом случае - говорить, во что выльется это новшество, пока рано. Когда составим первый отчет по новой Инструкции, тогда и будет понятно, чего мы достигли, и отвечает ли новшество поставленным задачам или нет.
- Как идет процесс обучения бухгалтеров для работы по новой Инструкции?
- У нас этот вопрос курирует департамент государственной службы и административной реформы администрации области. Был проведен конкурс между теми томскими вузами, которые могли разработать и предоставить качественную программу для обучения и повышения квалификации госслужащих. Выиграла его Сибирская академия государственной службы (Томский филиал). Одновременно повышением квалификации наших бухгалтеров занимается и Международный факультет экономики Государственного университета. Повышение квалификации бухгалтерских и экономических кадров бюджетной сферы Томской области проводится за счет средств областного бюджета.
- Решен ли вопрос с техническим обеспечением?
- Бухгалтеры и руководители бюджетных учреждений уже давно озаботились этим вопросом. Кроме того, мы провели огромную работу по автоматизации, когда ставили программу АЦК - систему казначейского исполнения бюджета области. Так что этот вопрос уже перестал быть таким актуальным. Больше нас волнует выбор программы для автоматизации процесса бюджетного учета - это сейчас самое главное. Потому что нет программы - нет учета. Ведь просто руками, калькулятором и экселевскими таблицами современный учет сделать невозможно. Расширение учетного пространства, кардинальное изменение технологии учета, увеличение количества знаков в счете до 26, применение бюджетной классификации в самом учете - все эти факторы предполагают обязательное применение качественного, высокотехнологичного программного продукта.
- То есть бюджетные учреждения еще не определились с выбором программы для работы по новому Плану счетов?
- В отношении учреждений, финансируемых из областного бюджета, к сожалению, могу констатировать факт отсутствия единого программного продукта, который позволил бы унифицировать учетный процесс и создать единое информационное пространство в секторе государственного управления на нашей территории. Распоряжением администрации Томской области в начале текущего года был определен единый программный продукт одной из фирм-разработчиков. Но потом от этой идеи пришлось отказаться.
- Почему?
- Потому что программный продукт не прошел конкурсную процедуру. Мы-то обосновывали свой выбор тем, что выбранная нами компания предлагает программный продукт, интегрированный с АЦК (Автоматизированный Центр Контроля), обеспечивающий казначейское исполнение областного бюджета и местных бюджетов Томской области. Такая интеграция позволит перебрасывать все финансовые потоки из АЦК в бухгалтерскую программу и обратно. И если мы хотим создать единое информационное поле, то надо привлекать именно эту программу. Но комитет по информатизации департамента экономики области и альтернативные компании-подрядчики высказали свое несогласие по процедуре выбора программного продукта. Сейчас идет конкурсная процедура между претендующими программными продуктами. Процесс затягивается, и в связи с этим возникает угроза срыва внедрения новой Инструкции в тех учреждениях, которые ожидают этот программный продукт для работы.
- Скажите, кто же все-таки должен отвечать на вопросы бухгалтеров бюджетных учреждений по введению Инструкции N 70н? Сотрудники Минфина России или региональных финорганов?
- Федеральное казначейство рекомендовало нам организовать методологический совет и руководить внедрением новой Инструкции, давать консультации и осуществлять методологическое руководство бюджетным учетом в бюджетных учреждениях на территории области. Но проблема в том, что, во-первых, у нас просто нет штатных единиц, чтобы заниматься этой проблемой. Во-вторых, мы по закону не обладаем правом вести методологическую работу. Этим правом наделен только Минфин России. Поэтому сегодня в лучшем случае мы можем распоряжением начальника департамента финансов администрации области создать рабочую группу по внедрению новой Инструкции. В настоящий момент такое распоряжение подписано. В рабочую группу вошли я, главные бухгалтеры управления начального профессионального образования, департамента здравоохранения, департамента общего образования и другие. Этим же распоряжением утвержден план мероприятий по внедрению нового Плана счетов бюджетного учета.
Они предвидели революцию
Несмотря на занятость, Светлана Михайловна Игнатова, главный бухгалтер департамента финансов города Томска, смогла выкроить время для беседы. Даже без предварительной договоренности.
- Светлана Михайловна, сейчас самый актуальный вопрос для бюджетной сферы - внедрение Инструкции N 70н. На каком этапе находится у вас эта работа?
- Мы предчувствовали реформы, поэтому подготовку начали давно - два года назад. Тогда все бухгалтеры жаловались, что работают на разрозненных программах. Особенно от этого страдали централизованные бухгалтерии сферы образования. А надо сказать, что у нас департамент и два управления образования, которым подведомственны более двухсот бюджетных учреждений. Многие руководители обращались к нам с просьбой помочь им в автоматизации бухучета. И департамент финансов занялся этой проблемой глобально - было решено внедрить комплексную автоматизированную систему бухгалтерского учета (АСБУ) во всех бюджетных учреждениях Томска.
В соответствии с Бюджетным кодексом муниципальные контракты на сумму более двух тысяч минимальных размеров оплаты труда должны размещаться на конкурсной основе. Чтобы выбрать программу для всего города, департамент финансов организовал городской конкурс. Для этого распоряжением мэра была создана рабочая группа.
На тот момент в городе действовала комплексная автоматизированная система "АЦК Финансы", разработанная и внедренная компанией "Бюджетные Финансовые Технологии", в рамках которой возможно было создать единую систему автоматизации бюджетного и бухгалтерского учета, в том числе и с учетом возможных изменений законодательных требований в дальнейшем. Решать задачу нужно было без отрыва от бюджетного процесса. Мы разработали технические требования к системе, одним из условий которой должна быть интеграция с действующими системами казначейского исполнения бюджета города и Реестром муниципальных закупок.
Поскольку занимающихся бюджетным учетом фирм достаточно мало, то и участников конкурса тоже было немного. В это время в области проводилось общероссийское совещание, на котором присутствовали представители фирм-разработчиков, обсуждались вопросы автоматизации казначейского исполнения бюджетов. На совещании, в частности, была продемонстрирована бухгалтерская программа, которая удовлетворяла всем заявленным требованиям, в том числе и основному - возможности полной интеграции с уже функционирующей в бюджетной сфере города комплексной автоматизированной системой "АЦК Финансы". В итоге она была признана победителем в конкурсе. С конца 2003 года начался поэтапный процесс внедрения программы, рассчитанный до середины 2005 года. Перевод всех структурных подразделений администрации на единую АСБУ потребовал и технического перевооружения: дополнительно было закуплено серверное, активное сетевое и компьютерное оборудование. Внедрение АСБУ в отрасли образования было оставлено на 2005 год.
- Почему? Ведь они же и были инициаторами!
- Да. Но мы оставили образование напоследок потому, что в это время менялась структура отрасли, из состава органов управления исключались централизованные бухгалтерии и на их основе создавались муниципальные учреждения. Этот процесс начался в середине 2003 года и закончился к концу 2004 года.
- Какие меры предпринял город, чтобы помочь бухгалтерам в освоении Инструкции N 70н?
- Столкнувшись с этой проблемой, мы поняли, что в плане реформирования бухгалтерского учета нужна централизация. Распоряжением мэра был создан координационный совет по вопросам реформирования бюджетного учета, который разработал перечень необходимых мероприятий. В частности, большое внимание уделено переподготовке и повышению квалификации всех без исключения бухгалтеров бюджетных учреждений города. Ведь сначала было так, что приезжает представитель какой-нибудь фирмы с лекциями и семинарами, а мы стараемся обзвонить и уговорить главбухов обучиться за свой счет. Теперь обучение стало обязательным, идет централизованно - в компьютерном классе непосредственно на внедренной бухгалтерской программе.
- Каких действий вы ждете от Министерства финансов РФ?
- Принятие новой Инструкции по бюджетному учету происходило тогда, когда новая бюджетная классификация еще не была утверждена. В настоящее время есть расхождения Инструкции с новой экономической классификацией по некоторым позициям. Поэтому мы ждем от Министерства финансов РФ поправок в Инструкцию. Ждем нормативный документ, который разъяснит порядок применения бюджетными учреждениями постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", а также документ, регламентирующий правила ведения регистров бюджетного учета.
- Как обстоят дела с централизованными бухгалтериями?
- Дело в том, что первоначально городские централизованные бухгалтерии были в структуре органов управления. Это противоречило законодательству. На основе централизованных бухгалтерий были созданы муниципальные учреждения. Теперь они юридические лица со своими уставами, работающие на договорной основе с органами управления и бюджетными учреждениями и выполняющие соответствующие функции. Причем все свои функции они сохранили - получились мини-финорганы. Кроме ведения бухгалтерского учета и составления отчетности централизованные бухгалтерии составляют проект сводной сметы расходов по отрасли и по учреждениям, подведомственным управлениям, ведут реестры закупок. Работы у них прибавилось, к ним обращаются все новые учреждения. Так что централизованные бухгалтерии у нас не распадаются, а еще больше укрепляются.
Конечно, сначала было много вопросов, как правило, юридического характера. Или по поводу платежей - никого не устраивали "четырехэтажные" платежные документы, было много трений с налоговыми органами. Но эти проблемы удалось разрешить, и теперь все идет, как положено: по каждому учреждению отдельный баланс, отдельный учет. Такая централизация подняла учет на новый уровень.
- Я слышала, что недавно для томских бухгалтеров по Инструкции N 70н был проведен телемост с московскими специалистами.
- Да. Томским филиалом Сибирской академии госслужбы была предложена такая новая форма обучения. Филиалом на базе бизнес-инкубатора Томского университета систем управления и радиоэлектроники был организован телемост с Москвой. Лекции читали ведущие специалисты Федерального казначейства и Минфина России. В итоге первые слушатели телемоста - ученики академии - теперь сами преподают бухгалтерам бюджетных учреждений, сами читают лекции.
Среди бухгалтеров лодырей нет
Чтобы узнать, как работают в Томске централизованные бухгалтерии, я отправилась в гости к П.В. Ануфриеву, главному бухгалтеру управления культуры администрации г. Томска.
- Централизованная бухгалтерия управления культуры (МУ "ЦБ УК") как муниципальное учреждение и юридическое лицо начало свою работу 1 января 2004 года, - начал рассказ о своей работе Петр Владимирович.- Централизованная бухгалтерия ведет учет в 13 бюджетных учреждениях. В их числе семь музыкальных школ, две художественные школы, одна школа искусств, муниципальная информационная библиотечная система (объединяющая 23 библиотеки). Также мы ведем учет финансово-хозяйственной деятельности аппарата управления культуры (это самостоятельное юридическое лицо) и собственный бухгалтерский учет. Кроме того, пять муниципальных учреждений культуры, находящихся на самостоятельном балансе, финансируются через централизованную бухгалтерию управления культуры.
В структуре централизованной бухгалтерии имеется планово-экономическая служба, поэтому бухгалтерия кроме функций по ведению учета выполняет функции планирования и анализа финансово-хозяйственной деятельности, то есть управленческие.
Через кассу централизованной бухгалтерии идет сбор всех наличных денежных средств и их выдача. Это обеспечивает надлежащий контроль за процессом оборота средств с точки зрения соблюдения требований законодательства.
- Это помогает вам поддерживать порядок в учете?
- Конечно! С точки зрения качества ведения учета централизованная бухгалтерия - это выход из положения. Заработная плата в бюджетной отрасли невелика, поэтому привлечь для работы высококвалифицированного бухгалтера сложно, в результате учет ведется с недочетами. А централизованная бухгалтерия ведет все дела на очень высоком профессиональном уровне за счет специализации работников на конкретных функциях учета и возможности профессиональной помощи друг другу. Работа в централизованной бухгалтерии очень напряженная, объемы огромные, но есть возможность воспитывать квалифицированных сотрудников, используя опыт своих же работников. Необходимо поднять статус бухгалтеров, в том числе и зарплату.
- Ваша центральная бухгалтерия ведет учет:
- Составляет отчетность, сдает ее в налоговую инспекцию, перечисляет налоги. Правда, тут есть некоторое несоответствие с налоговым законодательством. Ведь оно предусматривает персональную оплату любого налога, а мы это делаем по договору, доверенности. Иногда из-за этого мнение бухгалтерии не совпадает с мнением директоров учреждений. Получается, будто мы представляем разные интересы: цель руководителя немного обойти закон, а наша - этого не допустить.
- Как вы выходите из такого положения?
- Первое - это высокая квалификация наших сотрудников. Мы доказываем свою правоту. Но иногда приходится воздействовать на таких руководителей силой воли и характера. Мы никогда не идем на поводу. Все должно быть грамотно и в соответствии с законодательством. В год проверок бывает не один десяток, проверяет Контрольно-ревизионное управление, Соцстрах, налоговая инспекция, банк, Счетная палата и другие контролирующие органы. Но за последние годы нам никаких крупных замечаний не было, в том числе и от банка. Работники бухгалтерии знают о четком соблюдении инструкций банком и о строгости проверок, проводимых им. У нас, слава богу, результат по этим проверкам положительный - всегда полный порядок по кассовым операциям.
- Сейчас один из самых насущных вопросов - введение Инструкции 70н. Что вы как специалист можете о ней сказать?
- Я думаю, идет несистемный переход. Введена новая бюджетная классификация, которая разработана с учетом требований международных стандартов, - это веление времени. Причины я понимаю, но путь должен был быть иным.
- Вы бы как сделали?
- Я бы в первый год при старом Плане счетов перешел на новую классификацию и развернул бы ее внятно, чтобы люди знали, откуда, с какой статьи что платить. Сейчас же у бухгалтеров одни вопросы - за последние четыре месяца Минфин России уже несколько раз менял рекомендации. А бухгалтерам приходится домысливать - одни понимают так, другие по-другому:
Приведу только один пример. Я считаю, что все затраты на праздничные мероприятия должны относиться к одной статье расходов. Там же очень много разных расходов - транспортные, проживание артистов, призы, украшение зала, пригласительные билеты, афиши. А разработчики нового Плана счетов и бюджетной классификации нам рекомендуют, что транспортные расходы должны быть отнесены к транспортным услугам, проживание должно отражаться в той же статье, где и проживание по командировочным расходам, призы - это уже третья статья: И получается, что расходы на мероприятия размазаны по отчетности и ничего не видно.
Необходимо все классифицировать, навести порядок, чтобы легче было работать. И только после этого делать переход. План счетов и бюджетная классификация должны быть увязаны очень четко и логично. Ведь на самом деле среди бухгалтеров лодырей нет, и поставленную перед нами задачу мы выполним.
Инвентаризация прежде всего
Городская дума - тоже бюджетное учреждение. За рассказом об особенностях работы бухгалтера в органах законодательной власти и о том, насколько успешно там происходит внедрение Инструкции N 70н, я обратилась к О.В. Андреевой, главному бухгалтеру Думы города Томска.
- Олеся Валерьевна, прежде чем приступить к внедрению Инструкции N 70н, вы провели у себя инвентаризацию?
- Да. В силу объективных причин всерьез заняться изучением новой Инструкции нам удалось лишь в конце февраля. В конце 2004 года необходимо было проанализировать состояние имущественно-материальных ценностей и финансовых обязательств. Ведь в Инструкции N 70н именно в отношении этих объектов учета выработаны иные принципы учета, а лучшего способа, чем проведение инвентаризации, для определения состояния и наличия любого объекта еще не придумано! Эту работу следовало провести, чтобы максимально "очистить" баланс от ветхого имущества, объектов, которые не соответствуют условиям отнесения их к основным средствам, материалам и нематериальным активам в свете Инструкции N 70н. То есть инвентаризация стала основой успешного перехода на новую Инструкцию.
- Как вы оцениваете Инструкцию N 70н? Возникают ли сложности с ее внедрением?
- Думаю, она своевременна. В ней заложены три критерия бюджетного учета. Это объединение бухгалтерского учета исполнения бюджетов и бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. То есть произошло объединение Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной приказом Минфина России от 17 февраля 1999 г. N 15н, и Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н. А также применение метода начислений и интеграция Плана счетов бюджетного учета с бюджетной классификацией. Новая Инструкция по бюджетному учету призвана обеспечить открытость и прозрачность всех операций.
Но надо сказать, что данный документ вверг бухгалтеров бюджетных учреждений в состояние легкого шока, так как теперь в кратчайшие сроки предстоит освоить ведение бюджетного учета по новым правилам.
Кроме того, Инструкция N 107н содержала в себе требования почти всех нормативных документов, касающихся организации бухгалтерского учета. В ней содержалось все, что нужно знать бухгалтеру. Можно сказать, она была своеобразной Библией бухгалтера. А с переходом на новый План счетов все изменилось. Инструкция, утвержденная приказом Минфина России N 70н, посвящена исключительно методологии бюджетного учета. Она не дублирует положения нормативных документов, касающихся организации бухгалтерского учета, а дополняет их. И теперь нам придется самостоятельно формировать библиотеку нормативных документов, которые потребуются для работы.
- С какими еще сложностями вы сталкиваетесь в своей работе?
- В первую очередь и у руководителя аппарата, и у меня, главного бухгалтера, возникли сложности в организации работы бухгалтерии в новых условиях на всех ее участках. Ведь нам необходимо не допустить отставания в учете и обеспечить своевременное предоставление достоверной отчетности в полном объеме.
Работать главным бухгалтером в бюджетном учреждении всегда было нелегко, а в период перехода на новый План счетов стало еще труднее: надо не просто самому разобраться во всех тонкостях, но и научить этому подчиненных, а также довести до руководства особенности новой методологии учета.
- Во многих регионах жалуются на кадровую проблему - не хватает квалифицированных бухгалтеров. Для вас этот вопрос тоже актуален?
- На мой взгляд, недостатка в квалифицированных бухгалтерских кадрах в Томске нет. Участвуя в профессиональных мероприятиях, семинарах, курсах повышения квалификации, я встречаюсь с бухгалтерами разного уровня. И все они, с моей точки зрения, грамотные, хорошо подготовленные специалисты, готовые постоянно самосовершенствоваться.
Томск заслуженно называют Сибирскими Афинами. Это город молодежи, город вузов и сузов, где традиционно готовят высокообразованную, эрудированную смену нынешним специалистам по бухгалтерскому учету.
- Сейчас многие приходят к мысли, что вести бухучет в централизованных бухгалтериях намного удобнее и выгоднее, чем содержать штат бухгалтеров в каждом бюджетном учреждении. Каково ваше мнение о целесообразности подобного шага?
- Наверное, это и удобней для учета, и выгодно с финансовой точки зрения. И если пойдет узкая специализация, в итоге кадры будут более подготовленными и квалифицированными.
Но есть и минусы: удаленность централизованных бухгалтерий. Соответственно, возникают транспортные расходы. Без близости финансовых и бухгалтерских служб зачастую бывает трудно решать те или иные вопросы, касающиеся деятельности учреждения. Для того чтобы полностью осознать целесообразность любых изменений, надо прежде окунуться в эту среду, наработать опыт.
Кроме того, существуют сложности в автоматизации бухгалтерского и бюджетного учета централизованных бухгалтерий.
- Работа бухгалтера в городской Думе отличается от работы в других бюджетных учреждениях?
- К особенностям работы в органах представительной власти можно отнести постоянную готовность к отчету перед депутатами, их избирателями. Наша бухгалтерия всегда открыта для любых проверяющих. Это накладывает на всех сотрудников бухгалтерии особую ответственность за выполняемую работу и формирует определенные человеческие и рабочие качества.
- Какие именно?
- Это приветливость, порядочность, ясность в изложении фактов, оперативность в исполнении должностных обязанностей.
С.А. Стрельникова,
корреспондент "Бюджетного учета"
"Бюджетный учет", N 7, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100