Формы защиты прав и интересов предпринимателя
при несогласии с решением налогового органа
Продолжаем цикл статей о способах защиты прав индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля.
Рассмотрим, как предприниматель может обратить в свою пользу такой, казалось бы, бесперспективный метод защиты, как обжалование решения инспекции в ее вышестоящий орган - налоговое управление. На первый взгляд, оба налоговых органа руководствуются одними и теми же письмами, разъяснениями и инструкциями ФНС РФ, даже если те противоречат законодательству. Однако практика показывает, что, пользуясь определенной методикой, можно заставить Управление ФНС РФ признать неправоту подведомственной инспекции.
Порядок обжалования решений налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности достаточно подробно регламентируется ст.ст. 138-141 НК РФ, а также Регламентом рассмотрения споров в досудебном порядке, утв. приказом МНС РФ от 17.08.2001 N БГ-3-14/290.
Как и возражения, обжалование решения налогового органа является способом досудебного урегулирования спора и осуществляется по воле налогоплательщика. Однако данная стадия внесудебной защиты прав налогоплательщика заключается в обжаловании решения, то есть правоприменительного, властного акта государственного органа, в отличие от акта проверки, который к таковым не относится.
При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган налогоплательщику необходимо учитывать следующее.
1. Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган. Налоговые органы представляют собой единую систему, состоящую из ФНС РФ и его территориальных подразделений. К территориальным налоговым органам относятся, в частности, налоговые инспекции по городам, районам в городах, округам, а также управления по областям, краям, республикам в составе РФ. Соответствующие управления являются вышестоящими по отношению к инспекциям, а ФНС РФ является вышестоящей по отношению и инспекциям и к управлениям.
При обжаловании решения территориальной налоговой инспекции налогоплательщик может обратиться с жалобой в вышестоящий орган - в управление, в ФНС РФ, или одновременно в данные органы. Однако при этом необходимо учитывать, что в случае, если жалоба будет направлена непосредственно в ФНС РФ, минуя управление, она может быть направлена для рассмотрения в соответствующее управление. При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган налогоплательщик также вправе обжаловать данное решение в суд (одновременно или в последующем), то есть административное обжалование не лишает налогоплательщика на судебное обжалование.
2. Обжалование налогоплательщиком решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает его исполнение.
Впрочем, с индивидуальных предпринимателей бесспорное взыскание все равно не возможно - суммы недоимки пени и штрафов с них взыскиваются только в судебном порядке (ст.ст. 48, 115 НК РФ)
Вместе с тем, исполнение обжалуемого решения может быть полностью либо частично приостановлено решением руководителя налогового органа, принявшего такой акт, либо вышестоящим налоговым органом. Основанием для приостановления является наличие у лица, рассматривающего жалобу, достаточных оснований полагать, что обжалуемое решение не соответствуют законодательству (что на практике практически не случается).
При этом мы считаем, что для рассмотрения вопроса о приостановлении исполнения решения налогоплательщику необходимо обратиться с указанной просьбой, изложив ее непосредственно в жалобе, либо сопроводительном письме к ней, с обоснованием причин для приостановления.
3. Налогоплательщик вправе подать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
В соответствии с п. 5 ст. 101 НК РФ копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.
Иначе говоря, в соответствии с нормами налогового кодекса течение данного срока начинается со дня, следующего за днем вручения решения о привлечении к ответственности либо передачи его иным способом, либо с седьмого дня, следующего за днем отправки решения по почте.
Согласно ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока, при этом под месяцем понимается календарный месяц. К примеру, решение вручено налогоплательщику 3 сентября 2005 г.; срок на досудебное обжалование истекает 3 декабря.
При этом необходимо учитывать, что при исчислении трехмесячного срока выходные и праздничные дни не прерывают его течение.
При пропуске срока на обжалование решения жалоба налогоплательщика налоговым органом не рассматривается. Вместе с тем, в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом. Восстановление пропущенного срока, по нашему мнению, как и в предыдущем случае, должно осуществляться по просьбе налогоплательщика, выраженной в жалобе или отдельном документе.
Пример
Руководителю УФНС РФ по Свердловской области
Мартынову Г.Н.
от индивидуального предпринимателя Ильина П.К.
Жалоба
на решение о привлечении налогоплательщика
к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения
от 16 августа 2005 года N 313
С 15 июля 2005 по 4 августа 2005 года Инспекцией ФНС РФ N 2 по г.
Екатеринбургу (далее по тексту - ИФНС РФ) была проведена выездная
налоговая проверка моей деятельности по вопросу правильности исчисления и
уплаты единого налога при применении упрощенной системы налогообложения в
период с 1 июля 2003 г. по 30 июня 2005 г.
По результатам проверки ИФНС РФ составлен Акт выездной налоговой
проверки от 5 августа 2005 года N 218 (далее по тексту - Акт проверки) и
принято Решение о привлечении налогоплательщика к налоговой
ответственности за совершение налогового правонарушения от 16 августа
2005 года N 313 (далее по тексту - Решение).
Согласно Решению был дополнительно начислен единый налог при
применении упрощенной системы налогообложения в сумме 783 500 руб., пени
в размере 213 540 руб., а также применен штраф в соответствии со ст. 122
Налогового кодекса РФ в размере 156 700 руб.
_________________________________________
(указываются общие суммы дополнительно
начисленных сумм).
Вместе с тем, мы считаем, что выводы (ряд выводов) проверяющих не
соответствуют действующему законодательству о налогах и сборах, в связи с
чем начисление единого налога при применении упрощенной системы
налогообложения в сумме 354 500 руб., пени в сумме 151 350 руб. и штрафа
в размере 70 900 руб. неправомерно.
______________________________________________
(указываются суммы по жалобе в целом).
В обоснование своей позиции хотелось бы указать следующее...
_________________________________________________________________________
(далее по аналогии с возражениями)
Кроме того, в заключение хотелось бы отметить, что при проведении
проверки (вынесении решения, привлечении налогоплательщика к
ответственности) ИФНС РФ не были соблюдены требования налогового
законодательства, чем существенно нарушены мои права и законные интересы,
что, по моему мнению, служит основанием для отмены обжалуемого решения, а
именно... (указывается на нарушения порядка проведения проверки и
привлечения налогоплательщика к ответственности).
В заключение возражений указывается:
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 138 НК РФ прошу
признать недействительным Решение о привлечении налогоплательщика к
налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 16
августа 2005 года N 313 полностью отменить (или "отменить в части
обжалуемых эпизодов").
Индивидуальный предприниматель П.К. Ильин
4. При подаче жалобы налогоплательщику необходимо учитывать, что Регламентом рассмотрения споров в досудебном порядке установлены случаи, когда жалоба не подлежит рассмотрению.
К таким случаям относятся: пропуск срока подачи жалобы; отсутствие указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований; подписание жалобы неуполномоченным лицом (подача жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика; при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом); наличие информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе. При этом заявителю должно быть сообщено о невозможности рассмотрения его жалобы в десятидневный срок со дня ее получения. Отказ налогового органа в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах трехмесячного срока.
5. Жалоба подается налогоплательщиком в письменной форме.
Вместе с тем, установив требования к форме жалобы, НК РФ, как и в предыдущем случае, не устанавливает требования к ее содержанию, структуре.
Структура изложения материалов в жалобе, по нашему мнению, должна быть аналогичной структуре возражений по акту проверки, за исключением некоторых особенностей, обусловленных различиями данных способов досудебного урегулирования спора. В отличие от возражений, налогоплательщик в жалобе на решение должен указать не только на несогласие с фактами и выводами, изложенными в решении, но и указать свое требование о его отмене, (полностью или частично). В описательной части жалобы, по нашему мнению, необходимо указать на факты и выводы, изложенные в решении, с которым не согласен налогоплательщик, а также нормативные положения, обосновывающие его позицию. При подготовке жалобы налогоплательщику желательно подтвердить свою позицию нормативными документами ФНС РФ, Минфина РФ, а также судебно-арбитражной практикой. Как показывает практика, наличие ссылок на данные документы в жалобе налогоплательщика значительно увеличивают вероятность принятия вышестоящим налоговым органов положительного решения. Кроме того, в отличие от возражений по акту проверки, при составлении жалобы по существу вменяемых налогоплательщику правонарушений, последний может приводить в свою защиту доводы, указывающие на нарушение процессуальных правовых норм, допущенных при проведении налоговой проверки, рассчитывая при этом на отмену решения именно по этим основаниям.
6. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом осуществляется, как правило, без участия налогоплательщика, подавшего жалобу, и в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе вынести четыре вида решений: оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение или вынести новое решение. Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
В.В. Брызгалин,
директор Агентства правовой безопасности "Налоговый щит"
www.apbnalog.ru
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11759 от 04.02.2002.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47
E-mail: public@delo-press.ru