Ресурсные платежи: контроль и взаимодействие
В Ульяновской области за последние годы наблюдается положительная динамика поступления ресурсных платежей и земельного налога: в 2002 году - 722 млн. руб., в 2003-м - 789 млн. руб. и в 2004-м - 1145 млн. руб.
Чем обусловлен такой рост? Безусловно, немалое влияние оказало увеличение ставок ресурсных налогов. Но главное - это усиление налогового администрирования. А оно, как известно, связано с деятельностью государственных органов, осуществляющих оформление и выдачу лицензий на право
природопользования и учет земельных участков, а также природоохранных органов. В Ульяновской области это - Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России, Горнотехническая инспекция Средневолжского округа, Управление Федеральной регистрационной службы и территориальные отделы Роснедвижимости. Со всеми этими учреждениями наше Управление заключило соглашения о взаимодействии в вопросах контроля за соблюдением налогового законодательства пользователями недр и земельными участками.
В результате в Управлении сосредоточены сведения о выданных лицензиях на право пользования водными объектами, недрами, а также об утвержденных лимитах, количестве добытых полезных ископаемых, объемах забора (сброса) воды и т. д. Все необходимые данные поступают по каждому природопользователю с указанием как места его нахождения, так и места пользования природными ресурсами. До нижестоящих налоговых инспекций такая информация доводится по электронной почте.
Эти сведения налоговики используют при проведении контрольных мероприятий, в которых участвуют и представители природоохранных организаций. В 2002 году, например, вместе со специалистами Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ульяновской области (ГУПР) было проведено 20 выездных налоговых проверок, в 2003-м - 17, а в 2004-м - 22. По фактам, выявленным в ходе контрольной работы, налоговики направляют в ГУПР сообщения о безлицензионном пользовании недрами и водными объектами.
Как усилить контроль за соблюдением законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды? Какие совместные действия в этом направлении необходимо предпринять налоговикам и сотрудникам ГУПР? Эти вопросы, а также проблемы, связанные с незаконной заготовкой и оборотом древесины, рассматривались на совещании, которое наше Управление провело с участием представителей ГУПР. В ходе этого совещания был намечен план конкретных мер.
Наше Управление проводит мониторинг уплаты НДПИ крупными недропользователями. Кроме того, мы ежемесячно проводим анализ поступления ресурсных платежей по налоговым инспекциям области и в целом по Управлению. Обобщенные сведения письмом доводятся до каждой инспекции. Это делается в целях повышения собираемости платежей и сокращения недоимки.
В результате предпринимаемых мер общая сумма недоимки по ресурсным платежам в 2004 году в целом по области уменьшилась на 103,4 млн. руб.
Ульяновская область
Количество инспекций: 12, все участвуют в программе модернизации налоговых органов.
Численность налогоплательщиков: 1 141 742, в том числе организаций - 22 708, граждан - 1 119 034 (по состоянию на 1 января 2005 года).
Поступления в консолидированный бюджет за 2004 год: 6 627 655 тыс. руб. (119,6% от аналогичного показателя 2003 года).
Сайт: www.r73.nalog.ru
В.А. Крюков,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга,
руководитель Управления ФНС России по Ульяновской области
"Российский налоговый курьер", N 16, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99