Комментарий к письму ФНС России
от 20.05.2005 N 22-3-11/908
Если фирма или предприниматель перейдет из одной инспекции в другую в связи со сменой адреса, то налоговая инспекция по новому местонахождению владельца ККТ может зарегистрировать в том числе и ККМ, исключенную из Госреестра.
В прошлом году ГМЭК (Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам) решила исключить с 1 июля 2004 года из Государственного реестра большой перечень популярных моделей ККТ, их версий и фискальных регистраторов. После этого налоговые инспекторы неоднократно разъясняли, каким образом нужно применять исключенные из списка ККМ, а также каков срок их дальнейшего использования.
На этот раз налоговая служба в своем письме разрешила регистрировать применяемые организациями и предпринимателями аппараты, которые еще не исчерпали нормативный срок амортизации. Однако из письма следует, что если фирма или коммерсант переходит из одной инспекции в другую в связи со сменой адреса, то налоговая по новому месту нахождения (жительства) владельца ККТ может зарегистрировать кассовый аппарат, исключенный из Госреестра.
Получается, что такая "поблажка" распространяется на те фирмы и предпринимателей, которые меняют место ведения своей деятельности, место жительства или наименование организации (фамилию, имя, отчество предпринимателя). Для других пользователей ККТ это письмо не несет ничего нового.
На первый взгляд все предельно ясно. Однако ранее ФНС России письмом от 15.04.2005 N 22-3-13/584 сообщила, что решение ГМЭК принималось в целях внедрения контрольно-кассовых машин с криптографической защитой фискальной памяти. Инспекторы пояснили, что принятое ГМЭК решение по ККМ является обязательным для всех налогоплательщиков и госслужащих. Обоснованием правовой силы, по мнению сотрудников налогового ведомства, является то, что решение было принято до упразднения ГМЭК.
Однако проблема правомерности и сроков использования ККТ, исключенной из Государственного реестра, отсутствует вовсе. Организации и предприниматели могут совершенно законно использовать все модели (и их версии) ККТ, которые были исключены из Госреестра решением ГМЭК от 12.04.2004.
Во-первых, рассмотрим вопрос о правомерности использования "запрещенных" ККТ. Для этого следует обратиться к двум нормативным актам. Пункт 4 статьи 3 Закона N 54-ФЗ указывает, что изменения и дополнения, вносимые в Государственный реестр ККТ, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня их принятия.
Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763 устанавливает порядок публикации и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Такие документы должны пройти государственную регистрацию в Минюсте и подлежат обязательной официальной публикации в "Российской газете" в течение 10 дней после дня их регистрации. Решение ГМЭК от 12.03.2004 N 1/77-2004 таких стадий вступления в силу документа не проходило. Соответственно оно не влечет правовых последствий. Значит, и запрещать использовать ККТ, перечисленные в нем, налоговые инспекторы не вправе.
Во-вторых, необходимо разобраться, когда срок действия кассовых аппаратов, исключенных из Госреестра, заканчивается. Действительно, статья 3 Закона N 54-ФЗ устанавливает, что в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации. Группы амортизируемого имущества и нормативные сроки амортизации установлены главой 25 Налогового кодекса. Однако следует учитывать, что Налоговый кодекс относится к налоговому законодательству и амортизация имущества осуществляется в целях налогообложения прибыли.
Правовое регулирование налично-денежных расчетов, согласно Указу Президента РФ от 15.03.2000 N 511, относится к гражданскому законодательству. Статья 2 Гражданского кодекса устанавливает, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Соответственно определение срока использования контрольно-кассовой техники на основе срока амортизации ККМ противоречит как налоговому, так и гражданскому законодательству.
Фирмам и предпринимателям, применяющим кассовые аппараты, следует также принять во внимание приказ Госналогслужбы России от 22.06.95 N ВГ-3-14/36. В нем указывается, что налоговые инспекции обязаны по окончании срока применения модели ККМ, указанного в Государственном реестре контрольно-кассовых машин, снимать с учета эти аппараты. Также инспекторы обязаны уведомлять организации и предпринимателей о снятии с учета таких ККМ за 30 дней до истечения срока их применения.
Если это не сделано, то контрольно-кассовую машину можно применять и далее. Данного мнения придерживаются и арбитражные судьи (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.03.2005 N А05-25506/04-26).
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 16, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.