Проверяющие органы предъявляют к нашему учреждению претензии по поводу получения нашим учреждением прибыли при оказании платных услуг, считая, что, во-первых, получение прибыли не является целью деятельности медицинского учреждения, а во-вторых, полученная учреждением прибыль - это потеря для местного бюджета. Поэтому проверяющие делают вывод о том, что "в "идеале" прибыль не должна формироваться". Насколько правомерно подобное заключение?
Фраза о том, что прибыль при оказании платных услуг "в "идеале" не должна формироваться" является некорректной, поскольку в идеале прибыль как раз должна формироваться.
Статья 50 ГК РФ устанавливает, что "Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность". При этом согласно статье 2 ГК РФ "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг".
Кроме того, платные услуги не должны оказываться по ценам ниже себестоимости. В цену услуги должна закладываться прибыль как источник средств на развитие учреждения (приобретение нового оборудования и т.д.), а также на решение социальных задач и формирование фонда материального поощрения работников.
Требование не иметь прибыли это, по сути дела, ни что иное, как требование нарушать налоговое законодательство - обманывать налоговые органы и скрывать (уменьшать) прибыль фиктивными затратами (которые на самом деле не были затрачены на оказание платных услуг).
Говорить о потере средств для бюджета из-за того, что медицинские учреждения имеют прибыль также не совсем корректно. Во-первых, прибыль поступает в федеральный бюджет и бюджет субъекта Федерации (прибыль не попадет лишь в местный бюджет, но, как правило, в той или иной форме частично возвращается: путем финансирования определенных мероприятий и т.д.). Во-вторых, если средства израсходованы полностью (расходы = доходам), то еще не означает, что эти расходы рациональны. В-третьих, прибыль медицинских учреждений - это, по сути, экономия бюджета (в том числе и местного) так как учреждения за счет прибыли могут приобрести дополнительное оборудование, осуществить другие необходимые платежи, на что не хватает бюджетных средств.
Ф.Н. Кадыров,
д.э.н.
1 июля 2005 г.
"Менеджер здравоохранения", N 7, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru