"ГУП: эффективная защита от ревизии"
(интервью с И.В. Сергеевой, генеральным директором ООО "КАО-АУДИТ")
Статья "Прицельный аудит", напечатанная в N 8 за этот год нашего журнала, вызвала большой интерес читателей и массу вопросов по системе контрревизионных мероприятий и внутреннего финансового и хозяйственного контроля. На вопросы читателей отвечает генеральный директор ООО "КАО-АУДИТ" Ирина Владимировна Сергеева
Ирина Владимировна, ваша фирма в основном проводит аудит государственных унитарных предприятий. С какими проблемами они сталкиваются при осуществлении хозяйственной деятельности?
В деятельности ГУПов есть два специфических момента. Во-первых, им на праве хозяйственного ведения передана государственная собственность. Во-вторых, им выделяются бюджетные средства. Естественно, что государство тщательнейшим образом контролирует деятельность таких предприятий. А любая ревизия или проверка - это стресс для руководства предприятия.
Какие госструктуры могут проверять ГУПы?
На федеральном уровне - это Счетная палата России, Банк России, Главное контрольное управление Администрации Президента РФ, Федеральная налоговая служба, Минфин России и его структурные подразделения, в частности Главное управление федерального казначейства, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета. Деятельность ГУПов также имеют право проверять подразделения ведомственного финансового контроля других федеральных органов исполнительной власти. На уровне субъектов Российской Федерации существует аналогичная структура органов государственного финансового контроля.
Допустим, в ГУП пришла ревизия. Что будут проверять контролирующие органы?
В первую очередь насколько законно и эффективно используются материальные и денежные средства, достоверно ли отражаются результаты финансовой и хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности, соблюдаются ли нормы налогового законодательства. Кроме того, проверяющие выявляют факты расточительства, финансовые и хозяйственные злоупотребления.
Если такие факты будут выявлены, кого накажут прежде всего?
Конечно же, руководителя ГУПа. Во-первых, на него, как, впрочем, и на руководителя любого другого предприятия, возлагается ответственность за организацию бухучета. Это следует из статьи 6 Федерального закона о бухгалтерском учете*(1). Кроме того, ответственность руководителя унитарного предприятия специально оговорена в статье 25 Федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях*(2). Так, руководитель ГУПа должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. Он также несет ответственность за убытки, причиненные предприятию его виновными действиями или бездействием, в том числе в случае утраты имущества ГУПа. В такой ситуации собственник имущества ГУПа вправе предъявить руководителю иск о возмещении убытков.
Второе лицо по степени ответственности - это главный бухгалтер.
Как руководству ГУПа избежать проблемных ситуаций? Что Вы посоветуете?
На мой взгляд, руководитель предприятия прежде всего должен тщательно подбирать специалистов в бухгалтерскую службу.
Бухучет - один из главных механизмов управления производством и сбытом продукции. На основе бухгалтерских данных формируется финансовая, налоговая, хозяйственная и управленческая политика предприятия. Если бухучет организован правильно, то руководитель и главный бухгалтер имеют полное представление об имущественном и финансовом состоянии предприятия.
На предприятии также необходимо создать систему контрревизионных мероприятий, внутреннего финансового контроля, при которой полностью бы исключался риск возникновения различных нарушений, в том числе мошенничества с денежными и материальными средствами. Если такая система функционирует, то при ревизиях и проверках и само предприятие, и его должностные лица смогут избежать санкций.
Ирина Владимировна, насколько я помню, Вы упоминали об этой системе в одном из своих интервью*(3). Многих наших читателей интересует, что она предусматривает и как ее создать.
Эта система предусматривает ряд обязательных мероприятий. Перечислю некоторые из них. Прежде всего должен быть организован постоянный контроль за деятельностью каждого участка ГУПа. Например, если речь идет о сохранности материальных и денежных средств, то нужно проводить не только плановые, но и внеплановые инвентаризации. Здесь большую роль может сыграть служба внутреннего аудита, внутрипроверочная комиссия или специально созданный на предприятии контрольный орган.
Необходимо также разработать и оптимизировать документооборот с учетом специфики деятельности конкретного предприятия с целью осуществления жесткого контроля за оформлением и прохождением каждого документа.
К проведению внешних ревизий и проверок нужно планомерно готовиться и, конечно же, обобщать их результаты, чтобы, как в известной поговорке, не наступить на одни и те же грабли.
Чем могут помочь руководителю ГУПа ваши аудиторы?
Прежде всего мы оказываем квалифицированную помощь по адаптации системы контрревизионных мероприятий, внутреннего финансового и хозяйственного контроля с учетом специфики конкретного предприятия. Причем независимо от формы собственности. В частности, разрабатываем стандарты контроля, осуществляем мониторинг результатов ревизий и проверок, которые проводились ранее, определяем оптимальные стратегические направления внутреннего контроля.
Мы также разрабатываем конкретные рекомендации для создания и эффективного функционирования служб внутреннего аудита, внутрипроверочных комиссий и специально созданных на предприятии контрольных органов. Кроме того, мы обучаем персонал таких служб контрольным процедурам и приемам контроля.
Наконец, мы учим руководителей предприятий и главных бухгалтеров эффективно и правильно взаимодействовать с внешними аудиторами и другими проверяющими. Так, при проведении внешних ревизий и проверок нужно уметь грамотно и обоснованно доказывать свою правоту, правильность принятых управленческих решений, их экономическую целесообразность. Как показывает наша практика, в большинстве случаев это помогает избежать возможных санкций как к предприятию, так и к его руководству.
Беседовала Т. Пономарева
"Российский налоговый курьер", N 17, сентябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ. - Примеч. ред.
*(2) Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ. - Примеч. ред.
*(3) См. статью "Прицельный аудит" // РНК, 2005, N 8. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99