Структурно - логические схемы санкционирования расходов
На страницах нашего журнала тема учета санкционирования расходов уже рассматривалась ("Бюджетный учет" N 4/2005, стр. 24). Тем не менее, из-за новизны этих операций мы решили осветить ее более детально.
Полномочия участников бюджетного процесса и новый Порядок организации работы по доведению через органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2003 г. N 50н. В этом приказе определен порядок взаимодействия и документооборота по прохождению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета, а также определены основные понятия казначейского исполнения бюджета.
Счета санкционирования расходов и обязательств в Плане счетов бюджетного учета построены на основе положения Бюджетного кодекса об исполнении бюджета главными распорядителями. В их задачу входит довести до своих нижестоящих распорядителей и получателей определенные ограничения, которые позволяли бы подведомственным учреждениям выполнять определенные функции, и при этом израсходовать определенные средства.
Счета по учету объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета выделены в отдельный раздел 5 "Санкционирование расходов бюджета" Плана счетов бюджетного учета, учет на которых также ведется по принципу двойной записи. На этих счетах подлежат учету:
- у главного распорядителя: бюджетные ассигнования, утвержденные лимиты бюджетных обязательств и доведенные до получателя бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств;
- у получателя бюджетных средств: лимиты бюджетных обязательств, полученные лимиты бюджетных обязательств и принятые денежные обязательства.
Таблица 1. Структурно-логическая схема санкционирования расходов
бюджета для главного распорядителя
Счет 1 503 01 000 "Бюджетные ассигнова- ния" |
Счет 1 501 01 000 "Утвержденные лимиты бюджетных обязатель- ств" |
Счет 1 501 02 000 "Лимиты бюджетных обязательств распо- рядителей бюджетных средств" |
Счет 1 501 04 000 "Переданные лимиты бюджетных обязатель- ств" |
|||||||
1 | ||||||||||
1 000 | -- | 1 000 | 2 | |||||||
700 | -- | 700 | ||||||||
3 | ||||||||||
300 | -- | 300 | ||||||||
4 | ||||||||||
100 | -- | 100 | ||||||||
400 | 400 | |||||||||
300 | 300 | |||||||||
200 | 200 |
Контроль, но не отчетность
В течение финансового (бюджетного) года счета санкционирования расходов и обязательств учреждения не закрываются. Отраженные в учете суммы в бюджетной отчетности не учитываются. Они необходимы исключительно для контроля за соответствием:
- принимаемых обязательств выделенным лимитам бюджетных обязательств;
- объемов полученных и неполученных лимитов бюджетных обязательств выделенным в соответствии с бюджетной росписью лимитам бюджетных обязательств.
По завершении финансового года остатки по счетам санкционирования расходов бюджета на следующий год не переходят. Бюджетный учет по счетам санкционирования расходов бюджета ведется обособленно от балансовых счетов в Главной книге.
Все счета учета санкционирования расходов бюджета пассивные. Учет на счетах санкционирования расходов бюджета ведется в разрезе следующих счетов:
0 501 00 000 "Лимиты бюджетных обязательств";
0 502 01 000 "Принятые бюджетные обязательства текущего года";
0 503 01 000 "Бюджетные ассигнования".
Учет у главного распорядителя
Бюджетные обязательства главного распорядителя бюджетных средств отражаются по кредиту счета 0 502 01 000 "Принятые бюджетные обязательства текущего года" (как у получателя). Суммы утвержденных бюджетных ассигнований отражаются по дебету счета 0 503 01 000 "Бюджетные ассигнования", а утвержденные и переданные лимиты бюджетных обязательств для получателей бюджетных средств - на счете 0 501 02 000 "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств".
Общая структурно-логическая схема отражения в учете счетов санкционирования расходов бюджета, затрагивающая главного распорядителя, представлена в таблице 1.
Как видно из приведенной схемы санкционирования расходов бюджета, у главного распорядителя бюджетных средств суммы утвержденных бюджетных ассигнований в объеме одной тысячи рублей отражаются по дебету счета 0 503 01 000 "Бюджетные ассигнования" и кредиту счета 0 501 01 000 "Утвержденные лимиты бюджетных обязательств" (операция обозначена стрелкой под цифрой "1").
Суммы утвержденных лимитов бюджетных обязательств по распорядителям (операция обозначена стрелкой 2) в объеме 700 тысяч рублей отражаются по дебету счета 0 501 01 000 "Утвержденные лимиты бюджетных ассигнований" и кредиту счета 0 501 02 000 "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств".
Операции 3 и 4 имеют место при вносимых в течение финансового года изменениях лимитов бюджетных обязательств. Кроме того, операция 3 может иметь место при увеличении лимитов бюджетных обязательств, скажем, на 300 тысяч рублей, что отражается по дебету счета 0 501 01 000 "Утвержденные лимиты бюджетных ассигнований" и кредиту счета 0 501 02 000 "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств".
Операция 4 может иметь место при уменьшении сумм лимитов бюджетных обязательств на 100 тысяч рублей (в нашем примере), что отражается по дебету счета 0 501 02 000 "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств" и кредиту счета 0 501 01 000 "Утвержденные лимиты бюджетных обязательств".
Суммы лимитов бюджетных обязательств, переданные в соответствии с целевым предназначением бюджетных средств распорядителю для доведения до получателей бюджетных средств, отражаются (соответственно на суммы 400, 300 и 200 тысяч рублей) бухгалтерскими записями операцией 5 по дебету счета 0 501 02 000 "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств" и кредиту счета 0 501 04 000 "Переданные лимиты бюджетных обязательств".
Таблица 2. Бухгалтерские записи,
характерные для распорядителей бюджетных средств
Наименование операции | Дебет | Кредит |
Учтены суммы полученных лимитов бюджетных обязательств для доведения до получателей бюджетных средств |
0 501 05 000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств" |
0 501 02 000 "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных сред- ств" |
Суммы лимитов бюджетных обязатель- ств в пути* |
- / - | 0 501 06 000 "Лимиты бюджетных обязательств в пути" |
Поступили лимиты бюджетных обязате- льств, ранее отраженных как суммы в пути |
0 501 06 000 "Лимиты бюджетных обязательств в пути" |
0 501 02 000 "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных сред- ств" |
Суммы лимитов бюджетных обязатель- ств переданы получателям бюджетных средств |
0 501 02 000 "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средс- тв" |
0 501 04 000 "Переданные лимиты бюджетных обязательств" |
Получены от главного распорядителя бюджетных средств суммы невыяснен- ных лимитов бюджетных обязательств |
0 501 05 000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств" |
0 501 07 000 "Лимиты бюджетных обязательств невыясненные" |
Пришла информация по суммам невыяс- ненных лимитов бюджетных обязатель- ств |
0 501 07 000 "Лимиты бюджетных обязательств невыясненные" |
0 501 02 000 "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных сред- ств" |
* Лимиты доведены главными распорядителями бюджетных средств в отчетном периоде, но не получены распорядителями бюджетных средств для распределения в отчетном периоде |
Учет у распорядителя
Бухгалтерские записи распорядителя бюджетных средств при отражении в бюджетном учете операций по санкционированию расходов бюджета характеризуют его одновременно и как распорядителя (см. таблицу 2), и как получателя бюджетных средств.
Если рассматривать распорядителя бюджетных средств как получателя, выстраивается следующая цепочка. Бюджетные обязательства нужно отражать по кредиту счета 0 502 01 000 "Принятые бюджетные обязательства текущего года". Лимиты бюджетных обязательств - на счете 0 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств", а лимиты бюджетных обязательств для получателей бюджетных средств у распорядителя на счете 0 501 02 000 "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств". Суммы лимитов бюджетных обязательств, информация по которым требует выяснения, отражаются по кредиту счета 0 501 07 000 "Лимиты бюджетных обязательств невыясненные".
Общая структурно-логическая схема отражения в учете счетов санкционирования расходов бюджета, затрагивающая распорядителя, представлена в таблице 3.
Таблица 3. Структурно-логическая схема санкционирования расходов
бюджета для главного распорядителя
Счет 1 501 05 000 "Полученные лимиты бюджетных обязатель- ств" |
Счет 1 501 02 000 "Лимиты бюджетных обязательств распо- рядителей бюджетных средств" |
Счет 1 501 04 000 "Переданные лимиты бюджетных обязате- льств" |
Счет 1 501 07 000 "Лимиты бюджетных обязательств невыяс- ненные" |
|||||||
6 | ||||||||||
400 | -- | 400 | ||||||||
7 | 700 | |||||||||
100 | -- | 7 | ||||||||
300 | -- | |||||||||
7* | 7* | |||||||||
100 | -- | -- | ||||||||
8 | ||||||||||
200 | -- | 200 | 400 | |||||||
200 | -- | 200 | 300 | |||||||
100 | -- | 100 | 200 |
Рассмотрим подробнее некоторые операции из таблицы 3. Операция 6 возникает случае, если распорядитель получил от главного распорядителя суммы лимитов бюджетных обязательств для доведения получателям. Например, 400 тысяч рублей. Бухгалтерская запись будет такой:
Дебет 0 501 05 000
"Полученные лимиты бюджетных обязательств"
Кредит 0 501 02 000
"Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств".
Распорядителю наряду с лимитами бюджетных обязательств для распределения могут поступить и невыясненные лимиты бюджетных обязательств. В качестве наглядного примера рассмотрим операцию 7 (под номером "7" в таблице 3; на сумму 100 тысяч рублей). Невыясненные лимиты бюджетных обязательств отражают следующей бухгалтерской записью:
Дебет 0 501 05 000
"Полученные лимиты бюджетных обязательств"
Кредит 0 501 07 000
"Лимиты бюджетных обязательств невыясненные".
После выяснения целевого назначения этих средств они попадают на счет 0 501 02 000 "Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств".
Данная операция обозначается в таблице 3 по номером "7*". Если средства имеют другое назначение - их возвращают.
В операции 8 отражены суммы лимитов бюджетных обязательств, переданных в соответствии с целевым назначением получателям бюджетных средств (соответственно на суммы 200, 200 и 100 тысяч рублей):
Дебет счета 0 501 02 000
"Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств"
Кредит 0 501 04 000
"Переданные лимиты бюджетных обязательств".
Учет у получателя бюджетных средств
В бюджетном учете предусмотрена регистрация у получателей бюджетных средств сумм полученных лимитов. В случае уменьшения лимитов или централизованной поставки (закупки) через главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (за счет уменьшения лимитов) у получателя делается сторнирующая проводка.
В соответствии с новым порядком ведения бюджетного учета учреждение обязано регистрировать у себя суммы всех принятых обязательств. Напомню, что юридические обязательства возникают в момент заключения договоров со сторонними организациями и физическими лицами. В случае расторжения или изменения условий (уменьшение суммы) договора нужно сделать сторнирующую запись.
Общая структурно-логическая схема отражения в учете счетов санкционирования расходов бюджета, затрагивающая получателя, представлена в таблице 4.
Таблица 4. Структурно-логическая схема санкционирования расходов
бюджета для получателя
Счет 1 501 05 000 "Полученные лимиты бюджетных обязатель- ств" |
Счет 1 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств полу- чателей бюджетных средств" |
Счет 1 501 06 000 "Лимиты бюджетных обязательств в пу- ти" |
Счет 1 502 01 000 "Принятые бюджетные обязательства теку- щего года" |
|||||||
9 | ||||||||||
200 | -- | 200 | ||||||||
10 | ||||||||||
100 | -- | 10 | ||||||||
-- | 100 | |||||||||
10* | ||||||||||
100 | -- | 100 | ||||||||
11 | 11 | |||||||||
150 | -- | -- | 150 |
Рассмотрим подробнее отдельные операции из таблицы 4. У получателей суммы полученных лимитов бюджетных обязательств, принятые от распорядителя бюджетных средств, отражаются так же, как операция 9 (200 тысяч рублей):
Дебет 0 501 05 000
"Полученные лимиты бюджетных обязательств"
Кредит счета 0 501 03 000
"Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств".
Далее рассмотрим операции, обозначенные в таблице 4 как "10" и "10*".
Операция 10 отражает доведенные распорядителем, но не полученные в текущем отчетном периоде суммы лимитов бюджетных обязательств. Бухгалтерская запись будет такой:
Дебет 0 501 05 000
"Полученные лимиты бюджетных обязательств"
Кредит 0 501 06 000
"Лимиты бюджетных обязательств в пути".
Операция 10* отражает поступление лимитов бюджетных обязательств:
Дебет 0 501 06 000
"Лимиты бюджетных обязательств в пути"
Кредит 0 501 03 000
"Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств".
Принятые обязательства текущего года у получателей бюджетных средств отражаются так:
Дебет 0 501 03 000
"Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств"
Кредит 0 502 01 000
"Принятые бюджетные обязательства текущего года".
И.Н. Ксендзов,
руководитель аналитического отдела консалтинговой компании
"Бюджетный учет", N 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100