Госслужба в вопросах и ответах
В нашу редакцию поступает много вопросов, связанных с трудовым правом, и в частности с государственно-служебными отношениями. В поисках ответа на них мы обратились к С.И. Петровой, советнику Департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития РФ.
Повышение тарифных ставок
Вопрос о повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки интересует всех бюджетников. Сейчас же речь пойдет конкретно о служащих, занятых в воинских частях и учреждениях, подведомственных министерствам, службам и агентствам, где предусмотрена военная и приравненная к ней служба (гражданский персонал силовых ведомств).
Действие постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 902 о повышении в 1,2 раза размеров тарифных ставок Единой тарифной сетки не распространяется на гражданский персонал силовых ведомств, за исключением Федеральной таможенной и Федеральной миграционной служб.
На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоявшемся 11 февраля 2005 года, было рассмотрено обращение Федерации профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил Российской Федерации. В нем шла речь о возможности повышения в 2005 году заработной платы гражданскому персоналу силовых ведомств. На заседании комиссии было принято решение рекомендовать Правительству Российской Федерации подготовить соответствующие предложения.
В настоящее время вопрос о распространении постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 902 в 2005 году на работников, занятых в воинских частях и учреждениях, подведомственных силовым ведомствам, рассматривается в Правительстве РФ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в том числе и Минобороны России.
На 25 процентов больше
Немало вопросов возникает и о выплате повышенных на 25 процентов должностных окладов специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения и образования, работающим на селе, по сравнению с окладами специалистов, занимающихся этой работой в городских условиях.
Следует отметить, что согласно статье 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ с 1 января 2005 года Закон РСФСР от 21 декабря 1990 г. N 438-1 "О социальном развитии села" признан утратившим силу.
В соответствии со статьей 153 Федерального закона N 122-ФЗ вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты) не могут быть ниже размеров, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Поэтому повышенные на 25 процентов должностные оклады специалистам вышеупомянутых категорий с 1 января 2005 года должны получать только те, кто получал их по состоянию на 31 декабря 2004 года. Те лица которые поступили на работу в государственные органы после 31 декабря 2004 года, не имеют оснований для получения повышенных на 25 процентов должностных окладов за работу в сельской местности.
Сокращение и увольнение
Если была изменена структура государственного органа или он был реорганизован, то может произойти и сокращение должностей государственной службы. Но государственный служащий может продлить трудовые отношения со своим ведомством. Это возможно в том случае, если работодатель предлагает ему иную должность гражданской службы в том же либо в другом государственном органе с учетом его квалификации, образования, стажа государственной службы или работы по специальности.
Представитель нанимателя может предложить гражданскому служащему и нижестоящую вакантную должность, если нет возможности предложить что-то лучшее. В таком случае сотрудник вправе отказаться от предложения о замещении нижестоящей должности и требовать уволить его по основанию, допускающему получение пенсии за выслугу лет за два года до достижения пенсионного возраста. Если до пенсионного возраста еще далеко, то при отказе сотрудника от предложений для замещения иной должности гражданской службы он освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части I статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.
Освобождение от занимаемой должности в связи с реорганизацией федеральных органов должно производиться в соответствии с пунктом 2 статьи 81 Трудового кодекса с предоставлением компенсации, предусмотренной пунктом 9 статьи 31 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Исчисление среднего заработка
При увольнении работника по сокращению штата в 2004 году расчет средней заработной платы производился в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса и постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы". В подпункте "м" пункта 2 Положения, утвержденного данным постановлением Правительства РФ, сказано, что при расчете среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат. К ним относятся премии и вознаграждения, включая вознаграждения по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет.
Пример 1. Сотрудник муниципального образовательного учреждения К.Н. Иванов уволился 31 декабря 2004 г., и это был его последний рабочий день. Соответственно 31 декабря 2004 г. ему должны были выплатить денежную компенсацию.
В этом случае расчетным периодом будут 12 месяцев, предшествующих 31 декабря 2004 г. Кроме того, т.к. день увольнения является последним днем месяца (в данном примере 31 декабря 2004 г.), то этот месяц входит в расчетный период для исчисления среднего заработка.
При увольнении государственного служащего в связи с сокращением штата ему обязаны выплатить выходное пособие в размере среднего заработка и средний заработок в течение трех месяцев со дня увольнения (без зачета выходного пособия).
У бухгалтеров возникают вопросы о включении материальной помощи и разовых премий в справку о средней заработной плате, предоставляемой в Фонд занятости населения. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 213 материальная помощь не учитывается при исчислении среднего заработка. А вот если системой оплаты труда бюджетного учреждения были предусмотрены разовые премии, то в этом случае они включаются в среднюю заработную плату.
Единовременное денежное вознаграждение
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 26 мая 2005 г. N 589 введено единовременное денежное вознаграждение для лиц, замещающих государственные должности с 1 октября 2004 года, в размере одного должностного оклада. В связи с этим часто возникает вопрос: учитывается ли это вознаграждение при исчислении среднего заработка или нет? С 1 апреля 2005 года единовременное денежное пособие является нормой прямого действия.
Пример 2. Работник государственного учреждения здравоохранения И.И. Семенов в мае и апреле 2005 г. получил единовременное денежное поощрение. В мае 2005 г. он пошел в отпуск. В этом случае расчетным периодом будут являться февраль, март и апрель. Так как апрель вошел в расчетный период, то единовременное денежное поощрение за апрель месяц должно быть учтено при исчислении среднего заработка.
Если бы работник ушел в отпуск в июне, то соответственно единовременное денежное поощрение учитывалось бы и за апрель, и за май. Если же отпуск был в апреле, то расчетным периодом был январь-февраль-март. Так как апрель в него не вошел, то перерасчет среднего заработка не должен производиться.
Нужно помнить, что при любом расчете, связанном с заработной платой, указанное единовременное денежное поощрение выплачивается в установленном порядке, то есть пропорционально отработанному времени.
Стаж государственной службы
На федеральном уровне вопросы включения в стаж государственной службы регулируются Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 982. В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 приложения к вышеназванному Указу в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, включаются периоды работы в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах на территории СССР.
Пример 3. Н.Б. Лобова с 9 июня 1989 г. до 1992 г. работала в войсковой части N 52702. Согласно письму Центрального организационно-планового управления капитального строительства Министерства обороны РФ от 2 августа 2002 г. N 1847 условное наименование "Войсковая часть 52702" принадлежало Главному управлению строительной промышленности (ГУСП) Министерства обороны РФ. До 1992 г. оно входило в состав центральных органов военного управления.
Следовательно, период работы Н.Б. Лобовой с 9 июня 1989 г. до 1992 г. в данной войсковой части включается в стаж государственной службы федеральных государственных служащих. Это дает ей право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.
С.И. Петрова,
советник Департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития РФ
"Бюджетный учет", N 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100