Основные направления бюджетной политики на 2006 год
В развитие Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года Президент Российской Федерации В. Путин в соответствии со статьей 170 Бюджетного кодекса подготовил и направил в Федеральное Собрание 24 мая 2005 года Бюджетное послание, которое содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2006 году. Послание состоит из шести частей.
Главная цель Бюджетного послания Президента Российской Федерации - это обеспечение макроэкономической устойчивости России.
Первая часть подводит итоги бюджетной политики 2004 и начала 2005 года. Президент РФ дал точную оценку итогам бюджетной политики в 2004 - начале 2005 года, обратив внимание на погрешности в прогнозных расчетах правительства по ряду основных показателей: по уровню инфляции, величине бюджетных затрат на проведение реформы системы социальной поддержки. В ней подчеркивается, что, несмотря на в целом стабильную макроэкономическую ситуацию, прогнозный уровень инфляции превышен и остается недопустимо высоким. Отдельно отмечается снижение единого социального налога с 35,6 до 26 процентов. В послании также говорится о начале практической реализации реформы федеративных отношений, делегирования федеральных полномочий субъектам Федерации. Хорошей новостью стало и сокращение объема государственного внешнего долга - в послании упомянуто о погашении задолженности России перед Международным валютным фондом.
Социальная реформа, проводимая в стране, в послании получила двоякую оценку. С одной стороны, пенсии выросли (особенно этот рост коснулся инвалидов, пенсионеров старше 80 лет и ветеранов Великой Отечественной войны), а зарплаты бюджетников были в очередной раз проиндексированы. Однако бюджетные расходы на проведение монетизации льгот оказались, по утверждению президента, неоправданно заниженными.
Во второй части бюджетного послания назван ряд проблем, требующих решения. Среди них - улучшение налогового климата для отечественного бизнеса и реализации долгосрочных проектов, упрощение рассмотрения проекта федерального бюджета, совершенствование механизма государственных закупок, чрезмерная концентрация функций государственной власти на федеральном уровне, а также неурегулированность исполнения судебных решений по искам к органам государственной власти и местного самоуправления. Отдельно в послании ставится проблема невыполнения прогнозных планов приватизации.
Третья часть послания ставит задачи бюджетной политики на 2006-й и ближайшие несколько лет. Приоритетной названа задача обеспечения макроэкономической устойчивости, последовательного снижения уровня инфляции. Для этого планируется:
разработать и утвердить финансовый план на ближайшие три года;
ужесточить механизм включения в федеральный бюджет новых расходных обязательств;
освоить целевое распределение бюджетных ресурсов, а также принять ряд дополнительных мер.
Особо отмечается, что в 2006 году Стабилизационный фонд следует использовать только для погашения внешнего долга. Одной из задач также является привлечение частного капитала к осуществлению важнейших инфраструктурных проектов национального масштаба.
Четвертая часть послания посвящена налоговой политике и предлагает ряд мер для совершенствования налоговой системы. Среди них:
отмена налога на имущество при наследовании;
совершенствование механизмов начисления амортизации;
введение мер налогового стимулирования в особых экономических зонах;
предоставление отсрочек налоговых платежей.
Пятая часть послания устанавливает основные приоритеты бюджетных расходов. Так, в качестве приоритетных направлений названо:
выполнение финансовых обязательств перед населением;
повышение оплаты труда в ближайшие годы;
обеспечение в 2006 году улучшения материального положения пенсионеров.
Президент предлагает также повысить результативность бюджетных расходов и оказать поддержку региональным мероприятиям по оказанию социальной помощи.
Последняя, шестая часть послания посвящена межбюджетным отношениям. В частности, президент коснулся практического осуществления в 2006 году реформы местного самоуправления и предложил оказывать помощь субъектам Российской Федерации в ее проведении. Кроме того, предлагается оказать содействие по оздоровлению бюджетов субъектов Российской Федерации, а также пересмотреть порядок работы Федерального фонда регионального развития и обеспечить достаточные средства для Фонда софинансирования социальных расходов.
В целях реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 22, ст. 2180; N 52, ст. 5502), во исполнение Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.03.2005 N 118, и одобренного Правительством РФ графика разработки перспективного финансового плана Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2006 год и Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации подготовило Методические материалы по формированию перспективного финансового плана Российской Федерации на 2006 - 2008 годы по субъектам бюджетного планирования.
Н.Н. Жоромкая,
зам. Начальника Отдела департамента бюджетной политики
Министерства финансов Российской Федерации
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 7-8, июль-август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы"
для бюджетных учреждений и некоммерческих организаций
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Отдел подписки и распространения: (495) 236-33-89, 258-00-27, 237-77-95
Отдел рекламы: (495) 277-28-66, 274-05-12
Почтовый адрес редакции: 115093, Москва, Люсиновская ул., 51.
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Роспечать - 81765
Пресса России - 14502