Приобретение товаров по дисконтным картам
Дисконт - неотъемлемая часть маркетинговой политики
Определение "дисконт" встречается в наше время довольно часто и обозначает ценовую скидку за товар более низкого сорта по сравнению с базисной нормой.
Дисконтная пластиковая карта, являясь элементом маркетинговой системы, представляет собой документ, по которому продавец предлагает покупателю совершать последующие покупки по льготной цене, т.е. получать скидку от цены вновь приобретаемых товаров при условии предъявления дисконтной пластиковой карты.
Держатель дисконтной пластиковой карты - лицо, правомерно владеющее этой картой, в силу чего имеющее право на получение скидок или иных льгот в торгово-сервисной организации.
Эмитент дисконтных пластиковых карт - организация, выпустившая эти карты и взявшая на себя обязательство обеспечить их прием и предоставление скидок (иных льгот).
Реализация товаров с некоторой скидкой (постоянной, разовой, накопительной и т.п.), или "дисконтом", имеет целью расширение потенциального круга покупателей и, как следствие, увеличение выручки от реализации товаров. При этом торговая организация может выпускать собственные дисконтные карты или же принимать участие в дисконтных системах других продавцов. В любом случае необходимо учитывать требования налогового законодательства, а также нормативных актов в сфере бухгалтерского учета.
На практике торговые организации применяют простые и накопительные дисконтные карты. Простая дает право ее владельцу на фиксированную скидку с цены приобретенных товаров (любых или только определенных). Владелец накопительной дисконтной карты пользуется правом на увеличение предоставляемой скидки с достижением определенной совокупной стоимости приобретенных товаров.
Реализация дисконтных пластиковых карт - элемент маркетинговой политики, основанный на убеждении, что покупатель совершает покупки исходя из принципа рациональности. В этом случае принято считать (совершенно справедливо), что, заплатив предварительно деньги, покупатель обязательно придет снова. По крайней мере, он постарается оправдать свой первоначальный взнос (т.е. будет приходить, пока не наступит момент, когда стоимость приобретения дисконтной пластиковой карты сравняется с общей величиной полученных скидок).
Таким образом, стоимость приобретения дисконтной пластиковой карты - это плата за право совершения покупок по льготным ценам в будущем.
При применении системы накопительных дисконтных карт торговые предприятия организуют автоматизированный учет стоимости покупок по соответствующим картам или четко определенным их владельцам.
Максимальный размер скидок по простым и накопительным дисконтным картам устанавливается организацией самостоятельно. При этом принятое решение во исполнение норм действующего законодательства рекомендуется оформлять письменным распоряжением руководителя организации.
Скидки по простым дисконтным картам, как правило, невелики. А вот при накопительной системе они достигают более 30%. Скидки могут предоставляться ступенчато. При достижении определенной величины скидки клиенту может выдаваться новая дисконтная карта другого цвета, оформления, наименования. Карты с максимальным размером скидки могут иметь соответствующие наименования - золотая, карта VIP или др.
Размеры предоставляемых скидок (в том числе шкалу скидок при накопительной системе) также рекомендуется оформлять письменным распоряжением руководителя организации.
При определении размеров предоставляемых скидок торговые предприятия должны учитывать положения п. 2 ст. 40 НК РФ, согласно которому налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:
при реализации товаров (работ, услуг) между взаимозависимыми лицами;
по товарообменным (бартерным) операциям;
при совершении внешнеторговых сделок;
при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Таким образом, если размер предоставляемой скидки составит более 20%, торговым организациям следует скорректировать налоговую базу по соответствующим налогам с учетом того, что реализация должна была быть произведена по рыночным ценам. А это ведет, как правило, к увеличению сумм уплачиваемых налогов.
Формально максимальный размер скидки, который организация может предоставить от уровня обычной розничной цены, составляет 20%. При этом необходимо учитывать, что сами розничные цены в торговой организации могут быть ниже уровня средних рыночных цен. Таким образом, размер предоставляемой покупателям скидки становится еще меньше.
Обоснованием применения скидок свыше 20% могут являться используемая торговой организацией маркетинговая политика, имеющая своей целью продвижение товаров на рынок; сезонные и иные колебания потребительского спроса на товары; потеря товарами качества или иных потребительских свойств; истечение (приближение даты истечения) сроков годности или реализации товаров; реализация опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей (п. 3 ст. 40 НК РФ). Однако соответствующее решение должно быть правильно оформлено. В частности, в организации могут быть изданы распоряжения следующего содержания:
"В рамках проводимой организацией маркетинговой политики, направленной на увеличение роста продажи и расширение круга потенциальных клиентов, установить предоставление накопительных скидок в размере 20% при совокупной стоимости приобретенных товаров на сумму 50 000 руб. и более; в размере 25% - 65 000 руб. и более; в размере 30% - 85 000 руб. и более".
"В связи с приближением истечения сроков годности товаров данной номенклатуры установить по ним скидку в размере 30%".
"В связи с необходимостью поддержания объема продаж товаров данной номенклатуры в летний период времени установить по ним скидку в размере 40%".
Для обоснования решений о применении скидок более 20% от рыночных цен каждая из торговых организаций должна обладать единой маркетинговой политикой, предусматривающей порядок применения скидок во всех возможных ситуациях, включая сезонность продаж, истечение срока годности, необходимость продвижения товара и др. В свою очередь руководителю организации или иным уполномоченным лицам могут быть предоставлены права на установление конкретного размера скидки в соответствующих условиях. Маркетинговой политикой при этом могут быть определены условия для принятия того или иного решения.
Необходимость разработки соответствующих локальных нормативных актов организации указана, в частности, в письме Управления МНС по г. Москве от 22.11.01 г. N 03-12/53959. Со ссылкой на письмо МНС России от 15.08.01 г. N ВГ-6-02/621@ в нем говорится, что установленные организацией цены, размеры и период применения скидок с цены после их обоснования (с проведением соответствующих расчетов) должны быть закреплены в специальных внутренних документах, составляемых при оформлении маркетинговой политики как составной части учетной политики. К ним могут относиться такие организационно-распорядительные документы, как приказ или распоряжение руководителя организации и др.
Указание на формирование цены сделки с учетом размера соответствующих скидок (надбавок) в рамках проведения маркетинговой (в том числе ценовой) политики также необходимо включить в текст договора купли-продажи товаров, реализуемых со скидкой. В розничной торговле данные условия могут быть закреплены в правилах продажи товаров для населения, разработанных торговой организацией.
При отсутствии фактических обстоятельств, обусловливающих необходимость предоставления маркетинговых скидок и соответствующим образом оформленных документами, налоговым органом могут быть не приняты во внимание устные ссылки на проводимую маркетинговую политику, и соответственно он вправе требовать доначисления сумм уплачиваемых налогов с учетом принятия в расчетах рыночных цен на реализованные товары.
Следует также учитывать, что с работниками, занятыми операциями по эмиссии, учету, хранению, выдаче и уничтожению дисконтных карт, в соответствии с положениями ст. 244 ТК РФ должны быть заключены письменные договоры о полной материальной ответственности.
Указанные работники включены в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, а также в Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества, утвержденные постановлением Минтруда России от 31.12.02 г. N 85. Типовая форма договора также утверждена этим постановлением.
Бухгалтерский учет дисконтных карт
Изготовленные торговыми предприятиями дисконтные карты подлежат учету в зависимости от того, будут ли они реализованы покупателям за отдельную плату, переданы им безвозмездно или переданы с сохранением на них права собственности за торговой организацией.
Изготовленные за счет средств предприятия карты являются ее имуществом и в соответствии с положениями п. 2 ПБУ 5/01 должны быть учтены в составе материально-производственных запасов. Они отражаются в составе материалов на балансовом счете 10 "Материалы" или же в составе товаров, предназначенных для продажи и подлежащих учету на балансовом счете 41 "Товары".
При выдаче покупателям дисконтных карт за плату или бесплатно в обоих случаях торговая организация должна исчислить к уплате суммы НДС. Обусловлено это п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, согласно которому как реализация товаров, так и их безвозмездная передача включаются в объект налогообложения по данному налогу.
При получении дисконтных карт от их изготовителей (распространителей и т.п.) в бухгалтерском учете торгового предприятия оформляются следующие записи:
Д-т 10, 41, К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - стоимость полученных изготовленных дисконтных карт (без НДС);
Д-т 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", К-т 60, 76 - НДС со стоимости полученных дисконтных карт;
Д-т 60, 76, К-т 51 "Расчетные счета" - оплачены изготовленные дисконтные карты;
Д-т 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС", К-т 19 - на основании счетов-фактур поставщиков и документов, подтверждающих оприходование дисконтных карт, произведен зачет сумм НДС со стоимости оплаченных карт.
При реализации дисконтных карт их стоимость может определяться суммой расходов на их изготовление или любой другой ценой, принятой организацией.
В бухгалтерском учете расходы на участие в дисконтных системах прочих эмитентов отражаются в зависимости от условий заключенных соглашений, а также характера производимых расходов. Если принятые торговой организацией условия участия в дисконтной системе действуют в течение определенного времени, то осуществленные платежи на основании п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности должны быть отражены в составе расходов будущих периодов:
Д-т 97 "Расходы будущих периодов", К-т 51 - вступительные и иные платежи, связанные с участием в дисконтной системе сторонних эмитентов;
Д-т 44, К-т 97 - произведенные расходы относятся на издержки обращения в порядке, установленном торговой организацией (равномерно, пропорционально объему продаж или другим способом).
Реализация товаров с помощью дисконтных карт
В соответствии с п. 6.5 ПБУ 9/99 величина выручки от реализации товаров определяется в бухгалтерском учете с учетом всех предоставленных скидок. Это означает, что предоставляемая торговой организацией скидка (в том числе по дисконтным картам) автоматически уменьшает размер выручки от реализации товаров.
Однако розничные предприятия вправе согласно п. 13 ПБУ 5/01 учитывать товары по продажной стоимости, и в этом случае необходимо организовать дополнительный учет сумм наценок, устанавливаемых без учета того, что по каким-либо товарам будет предоставлена скидка, а также сумм предоставленных скидок, определяемых фактически при реализации товаров.
В этом случае в бухгалтерском учете торгового предприятия делаются следующие записи:
Д-т 41, субсчета "Товары на складах", "Товары в розничной торговле", К-т 60, 76 - стоимость приобретенных товаров (без НДС);
Д-т 19, К-т 60, 76 - НДС со стоимости приобретенных товаров;
Д-т 41, субсчет "Товары в розничной торговле", К-т 42 "Торговая наценка" - начислена торговая наценка по товарам (сформирована продажная цена товаров);
Д-т 50, К-т 90, субсчет "Выручка" - выручка от реализации товаров (продажная цена за минусом суммы предоставленных скидок);
Д-т 90, субсчет "Себестоимость продаж", К-т 41, субсчет "Товары в розничной торговле" - продажная цена реализованных товаров;
Д-т 90, субсчет "Себестоимость продаж", К-т 42 (сторно) - сумма предоставленной скидки на основании дисконтной карты покупателя (оформляется сторнировочной записью);
Д-т 90, субсчет "Себестоимость продаж", К-т 42 (сторно) - за минусом суммы предоставленной скидки сторнирована сумма торговой наценки по реализованным товарам;
Д-т 90, субсчет "Налог на добавленную стоимость", К-т 68, субсчет "Расчеты по НДС" - НДС со стоимости реализованных товаров.
При реализации товаров по дисконтным картам налоговая база по НДС определяется исходя из суммы фактической выручки, т.е. за минусом предоставленной скидки.
Пример 1. За отчетный месяц розничной торговой организацией реализовано товаров по продажным ценам без учета скидок на сумму 1 180 000 руб. (в том числе НДС - 180 000 руб.). Учет товаров ведется по продажным ценам.
Себестоимость реализованных товаров составила 560 000 руб., соответственно торговая наценка - 620 000 руб. (1 180 000 - 560 000).
Предоставлены скидки на основании дисконтных карт покупателей в сумме 34 000 руб.
Выручка от реализации товаров с учетом скидок за отчетный месяц составила 1 146 000 руб. (1 180 000 - 34 000), в том числе НДС - 174 814 руб.
В бухгалтерском учете предприятия делаются следующие записи:
Д-т 50, К-т 90, субсчет "Выручка" - 1 146 000 руб. - выручка от реализации товаров (с НДС с учетом предоставленных скидок);
Д-т 90, субсчет "Налог на добавленную стоимость", К-т 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 174 814 руб. - НДС со стоимости реализованных товаров;
Д-т 90, субсчет "Себестоимость продаж", К-т 41 - 1 180 000 руб. - списана продажная цена реализованных товаров;
Д-т 90, субсчет "Себестоимость продаж", к-т 42 - 34 000 руб. (сторно) - сторнирована сумма предоставленной покупателям скидки;
Д-т 90, субсчет "Себестоимость продаж", К-т 42 - 586 000 руб. (620 000 - 34 000) (сторно) - сторнирована сумма реализованной торговой наценки;
Д-т 90, субсчет "Прибыль (убыток) от продаж", К-т 99 "Прибыли и убытки" - 411 186 руб. (1 146 000 - 174 814 - 1 180 000 + 34 000 + 586 000) - прибыль от реализации товаров за отчетный месяц.
Выявленный на балансовом счете 90 финансовый результат может быть перепроверен путем вычитания из суммы полученной выручки (без НДС) себестоимости реализованных товаров - 411 186 руб. (1 146 000 - 174 814 - 560 000).
Рассмотрим некоторые особенности появившихся в последнее время и популярных дисконтных карт.
Дисконтные пластиковые карты могут быть именными либо на предъявителя. Именная выдается конкретному лицу и гарантирует право на получение скидки только указанному в ней лицу. Карта на предъявителя обеспечит получение скидки любому предъявившему ее лицу.
Некоторые торговые организации, выдавая дисконтные пластиковые карты, оставляют за собой право собственности на них. Это означает, что они могут в любой момент отозвать эти карты. Не передавая права собственности на дисконтную пластиковую карту, продавцы в заключаемом с покупателем посредством выдачи карты договоре устанавливают условие, в соответствии с которым они имеют право расторгнуть договор в одностороннем порядке. Принимая дисконтную пластиковую карту от продавца, покупатель принимает все условия договора и соглашается с ними.
Благодаря развитию маркетинга появилось много видов дисконтных пластиковых карт. Общим для них является то, что они не несут платежной функции, как банковские пластиковые карты, но во многих случаях служат для расчетов за товары и услуги предприятий торговли или сервиса, выполняя дисконтную, расчетную функцию и т.д. В качестве примера можно привести сервисные телефонные и таксофонные карты, транспортные карты, топливные карты и т.д.
С развитием карточных технологий появляются новые виды карт, в частности мультиаппликационные, примером может служить дисконтная пластиковая карта, выпущенная банком совместно с магазином. Такая карта наряду с платежной функцией (в качестве банковской карты) выполняет еще и дисконтную (как карта магазина).
Пример 2. При совершении покупок в магазинах торговой сети "Арбат Престиж" с использованием карты с логотипом сети ее держателю предоставляется скидка 5%. Эта карта является накопительной: как только баланс пополняется на сумму 377 у.е., ее владелец имеет право обменять ее на карту VIP-клиента, которая предоставляет уже 30%-ную скидку на товары.
Распространены расчеты за бензин с применением топливных пластиковых карт. Они бывают двух видов:
карты с магнитной полосой;
смарт-карты, т.е. карточки со встроенной микросхемой.
Топливные пластиковые карты подразделяются на денежные топливные пластиковые карты и литровые топливные пластиковые карты, фиксирующие объем оплаченного топлива.
Пример 3. Приобретение бензина посредством топливных пластиковых карт происходит согласно заключенному с процессинговым центром или иной уполномоченной компанией договору поставки топлива или договору на заправку нефтепродуктами.
Юридическое оформление использования топливных пластиковых карт может осуществляться двумя способами:
посредством заключения договора купли-продажи с предварительной оплатой. При этом договор предусматривает внесение покупателем бензина (держателем карты) 100%-ной предоплаты. Отпуск топлива начинается с даты получения организацией-покупателем топливных пластиковых карт по требованию держателя карты.
В условиях инфляции преимуществом такой схемы оплаты является то, что договор заключается по ценам, установленным на дату подписания договора, и изменению не подлежит;
посредством заключения договора беспроцентного займа, который оформляется выдачей топливной пластиковой карты, фиксирующей сумму займа и объем требований заимодавца к заемщику. Согласно условиям договора заимодавцем выступает покупатель (клиент), а заемщиком - торгово-сервисная организация. При совершении покупки с использованием такой карты заключается и исполняется договор купли-продажи; при этом денежное требование продавца по договору купли-продажи погашается зачетом денежного требования покупателя к продавцу по договору займа (ст. 410 ГК РФ). Топливная пластиковая карта выступает как средство учета погашения денежных средств, а также как документ, подтверждающий существование и исполнение соответствующих договоров между продавцом и покупателем. Вместе с тем использование такого варианта оформления отношений посредством топливной пластиковой карты между потребителем и торгово-сервисной организацией на регулярной (систематической) основе может иметь для последней организации негативные последствия. Нетрудно догадаться, что такой вариант позволяет не платить НДС с полученной предоплаты. Высока и вероятность того, что налоговые органы не оставят такой способ оформления отношений без внимания.
Ежемесячно после обработки данных процессинговый центр представляет организации-покупателю следующие документы: счет-фактуру, акт приема-передачи на объем и стоимость выбранного топлива, отчет (или реестр) операций по топливным пластиковым картам.
Оплата бензина посредством топливных карт позволяет возместить НДС, поскольку поставщик должен выдать счет-фактуру, который практически невозможно получить при оплате бензина за наличный расчет на АЗС.
Возможно заключение договоров, по которым поставщик передает право собственности на топливо в момент приобретения топливной пластиковой карты. При таком условии договора необходимо составить и подписать акт приема-передачи топлива на дату приобретения топливной пластиковой карты и счета-фактуры. В противном случае организация не сможет своевременно предъявить НДС к возмещению из бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ принять к вычету НДС организация может только после того, как получит счет-фактуру поставщика и оприходует по учету приобретенное топливо.
У самих покупателей товаров по сниженным в результате применения дисконтных схем ценам не возникает объекта обложения по налогу на доходы физических лиц даже при наличии материальной выгоды. Опираясь на п. 1 ст. 212 НК РФ такой объект налогообложения может возникнуть только у физических лиц, являющихся взаимозависимыми по отношению к торговой организации, т.е. у ее работников.
О. Глушецкая,
ЗАО "Аудиторская фирма "Критерий-Аудит"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 38, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71