Госконтроль руками аудиторов
Налоговая, ОБЭП, пожарники - вот далеко не исчерпывающий перечень структур проверяющих российских бизнесменов. В последнее время к этому списку прибавилась Счетная палата, несмотря на бытующее мнение большинства бухгалтеров, что проверяет она исключительно бюджетников.
Проверками обычных коммерческих фирм аудиторами Счетной палаты наш журнал заинтересовался после звонка Анатолия, подписчика из Новокузнецка. "Кроме того, что к нам каждую неделю поочередно приходят с визитами господа проверяющие из налоговой, из ОБЭП, из милиции, пожарники, - возмущался Анатолий, - так теперь и из Счетной палаты хотят прийти. Как они могут нас проверить - ведь мы не бюджетное учреждение?"
Схемами балуетесь?
Еще не подведены итоги объявленного Президентом Владимиром Путиным конкурса по подготовке законопроекта по разграничению налоговой оптимизации и криминальных схем ухода от уплаты налогов. Поэтому проверяющие проводят "границу" криминализации там, где считают нужным, ориентируясь на сумму доначисленных налогов.
Конечно, наш подписчик прав: аудиторы счетных палат главным образом осуществляют контроль за расходованием бюджетных средств. Более того, как заявил в конце июля это года председатель Счетной палаты Сергей Степашин в Магадане на совещании руководителей области, выявление финансовых нарушений не является самоцелью для аудиторов. Главная задача - найти причины допущенных ошибок, способствовать организации эффективной бюджетно-финансовой системы.
Однако, поскольку собираемость налогов - один из элементов эффективной бюджетно-финансовой системы, в поле зрения аудиторов может попасть любая фирма. Широкие полномочия государственных контролеров по их проверке предусмотрены законом о счетной палате. Как утверждают аудиторы Счетной палаты, все схемы обогащения за счет бюджетных денег уже давно им известны. Насколько это утверждение верно, судить вам.
Все законно
"Несмотря на то что в схемах уклонения от налогов задействованы в основном фирмы-однодневки, - рассказывает юрисконсульт Алексей Задорожный, - в сети аудиторов попадаются и крупные организации. Наиболее опасна для бюджета схема с субвенциями, так как она является в принципе законной".
Бюджетный кодекс дает субвенции (от лат. subvenire - приходить на помощь) очень пространное определение. Для обычных фирм интересна такая ее трактовка: субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах для определенных целевых расходов.
Фирмы выбирают регион, в котором органами власти предоставляются субвенции, и регистрируются в нем. При этом они честно уплачивают в региональный бюджет все налоги. Одновременно такая фирма получает 70-80 процентов от уплаченных налогов обратно в виде субвенций.
Это не противоречит законодательству. В статье 80 Бюджетного кодекса прописано, что из бюджета любого уровня можно финансировать любую негосударственную фирму. Если такое финансирование будет в форме бюджетных инвестиций, то фирма должна передать соответствующим органам власти часть своих акций (долей) на сумму, эквивалентную полученным инвестициям.
В случае если подобное финансирование осуществляется в форме субвенций, то требование о передаче доли в капитале на получателя бюджетных средств не распространяется. И тут как ни проверяй, придраться не к чему - все законно. Именно поэтому регионов, где органы власти предоставляют субвенции, осталось не так много. Наиболее известны в этом плане Ярославская и Самарская области.
И все же субвенции находятся под тщательным контролем Счетной палаты. Поэтому полученные "на развитие бизнеса" деньги нужно расходовать строго по назначению. Но скорее такое требование звучит как издевка над аудиторами. Ведь под "развитие бизнеса" можно списать практически любые расходы.
Лакомый НДС
Под пристальным вниманием Счетной палаты находятся операции по возмещению НДС. В первую очередь, конечно, экспортерами, но внутренние обороты также не остаются без внимания. Как ни странно, суммы, которых лишается бюджет из-за зачета фирмами "неэкспортного" НДС, гораздо выше. Как утверждают аудиторы Счетной палаты, суммы "обычного" НДС очень трудно отследить и проверить.
"Связано это с тем, - поясняет налоговый аналитик Анастасия Крупинская, - что в данной ситуации возмещение НДС осуществляется не из средств бюджета, а самими налогоплательщиками путем зачета суммы входного НДС". Партнеры по бизнесу передают друг другу по цепочке НДС в составе платежей за товары (работы, услуги). При этом разницу между суммой НДС, содержащейся в поступлениях за товары, и суммой НДС, подлежащей возмещению, то есть содержащейся в платежах за приобретенные товары, фирмы должны заплатить в бюджет. Каждое звено в этой цепочке может использоваться в качестве "отмывочной" станции для незаконного предъявления к зачету из бюджета до 18 процентов оборота на каждом этапе.
Доход, замаскированный под убыток
Среди известных схем уклонения от налогов представители Счетной палаты называют схему, которая подпадает под статью 40 Налогового кодекса. Фирма продает продукцию своим "карманным" однодневкам по цене ниже рыночной. После чего получает от них обратно наличку.
Эту схему практикуют многие товаропроизводители. Пока аудиторов особенно интересуют те, кто производит алкогольные и табачные товары. Ведь кроме обычных налогов они снижают еще и сумму акцизов.
Например, еще несколько лет назад аудиторы выявили, что на имеющихся мощностях было произведено в 5 раз больше алкогольных напитков, чем было показано в отчетности. Была проведена тщательная проверка. Оказалось, что официально оборудование ликеро-водочных заводов задействовано лишь на 5-7 процентов. На месте ликеро-водочного завода может оказаться любая фирма, если аудиторы заподозрят, что значительная сумма налогов "проплыла" мимо бюджета.
Сообщение уйдет куда следует
Отказ аудиторам Счетной и контрольно-счетных палат в предоставлении информации или предоставление ложной информации карается лишением свободы сроком до восьми лет (ст. 287 УК). А вот штрафовать и наказывать ни Счетная палата, ни региональные контрольно-счетные палаты не могут. Они "всего лишь" отправляют сообщения в прокуратуру, налоговые инспекции и другие заинтересованные госструктуры.
В порядке взаимодействия аудиторы при возникновении трудностей, связанных с проверкой, могут обращаться за помощью к ОБЭП. В свою очередь обэповцы также могут приглашать аудиторов в качестве экспертов.
Наша основная задача - проверить бюджет
Виктор Двуреченских, председатель Контрольно-счетной палаты г. Москвы был заметно удивлен повышенным интересом наших подписчиков к работе своего ведомства.
- Нужно различать Федеральную контрольно-счетную палату и региональные. Первая имеет очень широкие полномочия, в том числе доступ к банковской и налоговой тайне. У нас как у региональной палаты таких полномочий нет. Да и не наше это... Мы проверяем прежде всего исполнение бюджета. Методы, которые применяет Контрольно-счетная палата, не имеют ничего общего с работой правоохранительных органов. Наши аудиторы - специалисты по финансово-хозяйственному анализу.
- А как же известная история о том, что ваши аудиторы при проверках продовольственной безопасности столицы обнаружили, что зерна было завезено в несколько раз меньше, чем показано в отчетах? Наверняка для этого понадобились встречные проверки всей цепочки поставщиков?
- Нет, всего лишь простой экономический анализ. Наши аудиторы проанализировали грузопотоки и доказали, что даже при доставках речным транспортом (самый дешевый и грузоподъемный в данной ситуации) зерна должны были завезти в 5 раз меньше. А ведь немалую его часть завозили железнодорожным транспортом! Для того чтобы проверить железнодорожные поставки, необязательно назначать встречные проверки поставщиков: копии железнодорожных накладных хранятся в архиве железной дороги.
Впрочем, проверка первичных документов нашим аудиторам в случае с зерном не понадобилась. Поймите, в Москве десять тысяч получателей бюджетных средств, аудиторов же в нашей палате всего 180. Понятно, что всех проверить невозможно. Естественно, мы проводим своеобразный отбор или действуем по заданию Правительства Москвы. Недавно проверяли аптеки: как налажено снабжение лекарствами льготников.
- Обеспокоенность наших читателей понять можно. Представители Росфиннадзора постоянно заявляют о своих намерениях проверять всю цепочку прохождения бюджетных денег, в том числе и в тех фирмах, которые непосредственно из бюджета ничего не получали (подробности в теме номера октябрьского "Расчета" за прошлый год). Все наслышаны о бюджетной реформе и уверены, что от представителей "государева ока" можно ожидать чего угодно.
- Возможно, мои слова прозвучат немного пафосно, но мы живем в правовом государстве. Полномочия представителей Контрольно-счетной палаты четко прописаны в специальных федеральном и региональных законах. Кстати, они гораздо шире, чем у Росфиннадзора. Сотрудники этой службы, на мой взгляд, выдают желаемое за действительное. Любой знающий юрист докажет, что они имеют право проводить проверки исключительно бюджетополучателей.
- Итак, бухгалтеру обычной коммерческой фирмы, не получающей средств из бюджета, никогда не придется пересечься с вашими аудиторами?
- Такую вероятность исключать нельзя. Администрации городов иногда выступают гарантами организаций, чья деятельность далека от бюджетной. Местные власти некоторых регионов до сих пор предоставляют различные льготы коммерческим фирмам. Кроме того, аудиторы Федеральной контрольно-счетной палаты могут проверить причины возникновения значительной недоимки по налогам и возможности ее погашения.
Если обнаружены недостатки, фирма получает предписание их устранить. Не устраняет - материалы направляются в прокуратуру. Конечно же, аудиторы могут появиться в офисе обычной фирмы только в случае подозрения, что нарушения вылились в крупные суммы.
- Что вы понимаете под крупными суммами? Их размер указан в Уголовном кодексе?
- Не обязательно. Например, анализ поступлений в бюджет показывает плохую собираемость НДС. Аудиторы определяют первую десятку крупнейших недоимщиков и начинают с ними работать. Наверняка в этой десятке окажутся фирмы, не совершившие налогового преступления. Если же фирма подпадает под подозрение о налоговом преступлении, то даже в случае выполнения предписания Контрольно-счетной палаты об устранении нарушений, материалы в течение десяти дней должны быть переданы в прокуратуру. Однако повторюсь, что проверки, связанные с налоговой тайной, могут проводить исключительно аудиторы Федеральной контрольно-счетной палаты.
- В регионах есть представительства федералов?
- Конечно. Полагаю, ваших встревоженных подписчиков проверять будут именно они.
Г. Бурыхин
"Расчет", N 9, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru