Считаем эффективность налогового планирования
Для любого плана важной особенностью является возможность его проверить. Понять, совпадает ли то, что мы ожидали, с тем, что получили. Это правило касается и налогового планирования (о том, что это такое, читайте подробнее в статье "Обойдется ли компания без налогового планирования?" на стр. 42). Существуют достаточно известные формулы, по которым компания может проверить, правильно ли она выбрала методы и способы оптимизации своего налогообложения, не нуждаются ли они в корректировке.
Проверьте на экономию
Процент экономии, который вы получаете, применяя разработанную в процессе налогового планирования схему (так же, как и экономию от системы налогообложения, которая уже сложилась в компании на практике), можно рассчитать по следующей формуле:
/---\ /---------------------\ /--------------------\ /----\
| Кэ| = |сумма налогов, начис-| / |объем реализованной| | |
| | |ленная за период | |продукции за период | x |100%|,
\---/ \---------------------/ \--------------------/ \----/
где Кэ - показатель налоговой экономии компании. Рассчитать его можно и за год, и за каждый отчетный период.
В сумму налогов, начисленных за период, следует включать не только те суммы, которые вы сами рассчитали, но и суммы, доначисленные в этом периоде налоговой инспекцией (включая пени и штрафы). Подведем результаты:
- если налоговая экономия фирмы за отчетный период у вас составляет 20-25 процентов (и держится на этом уровне несколько периодов подряд), значит, ваша система налогового планирования работает эффективно и не нуждается в корректировке. Фирме можно ограничиться анализом изменений в законах, чтобы вовремя корректировать свои действия и избегать рисков.
- 25-40 процентов показывают, что система работает недостаточно эффективно. Ситуацию можно скорректировать за счет внутренних резервов (силами бухгалтерии) или привлечь налогового консультанта, чтобы выявить слабые места и подправить их.
- 40-70 процентов - сам налоговый план требует корректировки. Нужно провести анализ законодательства еще раз (лучше всего в этом случае привлечь специалистов) и составить новую схему.
- если же ваш показатель больше 70 процентов, возникает вопрос: зачем вести такой бизнес, не лучше ли заняться чем-то другим?
Поясним на примере: так, если у фирмы "Апрель" по итогам первого полугодия 2005 года объем реализованной продукции составил 120 878 128 рублей, а сумма начисленных налогов - 29 818 210, то процент налоговой экономии составит:
29 818 210 руб. / 120 878 128 руб. x 100% = 24,66%.
Это значит, что фирма работает эффективно и ее план налоговых действий не нуждается в корректировке.
Проверьте на результативность
Существуют и отдельные показатели результативности налогового планирования.
1 группа - показатели, позволяющие получить общую характеристику эффективности методов и схем, которые вы выбрали.
Эн - коэффициент эффективности налогообложения.
Эн = планируемая сумма чистой прибыли / общая сумма налоговых платежей
Чем выше коэффициент, тем лучше (ведь показатель будет увеличиваться, если в результате оптимизации компания заплатит меньше налогов, чем, допустим, в прошлом году или чем планировалось в начале года).
Налогоемкость реализованной продукции также достаточно интересный вопрос. Долю, которую занимают налоговые платежи, рассчитываем по формуле:
/----\ /------------------------\ /------------------------------\
| Дн | = |сумма налоговых платежей| / |объем реализованной продукции.|
\----/ \------------------------/ \------------------------------/
Итак, если фирма "Знак" заплатила 300 тысяч налогов за год (из них 50 тысяч - доначисленные суммы, пени и штрафы), объем реализации в котором был 1 400 000 рублей, то коэффициент налогоемкости - 0,2. А вот если бы компания грамотно подходила к налоговому процессу и ей, возможно, не начислили бы дополнительные суммы, тогда при сумме налогов в 250 тысяч рублей коэффициент был бы 0,17. Другими словами, в этом случае все наоборот - чем меньше показатель (по сравнению с прошлыми периодами), тем удачней вы оптимизировали налоговый процесс компании.
2 группа - это частные показатели, характеризующие долю групп налоговых платежей, например, в цене продукции и в прибыли.
Так, пусть Кц - это коэффициент налогообложения цены.
/---\ /----------------------------------\ /---------------\
|Кц | = |сумма налоговых платежей, входящих| / |цена продукции |
| | |в цену продукции (например, НДС,| | |
| | |акцизы) | | |
\---/ \----------------------------------/ \---------------/
Кп - коэффициент налогообложения прибыли.
Кп = сумма налоговых платежей, уплачиваемых из валовой прибыли / сумма валовой прибыли
Принцип расчета одинаковый: соотношение части и целого. Значит, чем меньше показатель коэффициентов, тем лучше для компании. Тем меньшую часть из цены или из прибыли она передает в бюджет. И тем больше останется в ее распоряжении.
3 группа - показатели эффективности использования налоговой льготы. Они также рассчитывается достаточно просто:
Л1 - коэффициент льготного налогообложения,
/--\ /------------------\ /-----------------------------------\
|Л1| = |налоговая экономия| / |сумма обязательств без учета льгот.|
| | |в результате льгот| | |
\--/ \------------------/ \-----------------------------------/
Эту формулу можно использовать как при выборе той или иной льготы (то есть рассчитать для предполагаемой экономии), так и по итогам работы. Сравните показатели. Чем ближе коэффициент к единице, тем лучше. Если этот показатель очень низок, то лучше льготу не использовать - толку слишком мало, а основание для более тщательной проверки инспекторов есть. В этом случае лучше всего решить, нужна ли вообще эта льгота.
Л2 - коэффициент эффективности льготирования.
/---\ /-------------------------------\ /----------------------\
|Л2 | = |налоговая экономия в результате| / |общий объем реализации|
| | |использования льготы | | |
\---/ \-------------------------------/ \----------------------/
Этот показатель также лучше рассчитать как до, так и после использования льготы.
Чем выше показатель, тем лучше. Если в конце года показатель по сравнению с тем, который мы планировали (или с тем, который был в прошлом году), уменьшается, - надо задуматься о том, правильно ли используется льгота и нужна ли она.
И напоследок
По последней формуле можно рассчитать общую налоговую эффективность региона, в котором вы работаете:
/--\ /---------------------------------\ /------------------------\
|Эр| = |объем выручки от реализации вашей| / |общая величина налоговых|
| | |компании (за период) | |обязательств в регионе|
| | | | |(за этот же период). |
\--/ \---------------------------------/ \------------------------/
Последняя формула показалась нам очень интересной, и мы попросили наших читательниц, бухгалтеров компаний из Поволжья и Урала, рассчитать налоговую эффективность их региона по результатам 2004 года.
Так, у фирмы, работающей в одном из регионов на Урале, при выручке в 197 455 809 рублей общая величина налогов составила 42 142 178 рублей:
Эр = 197 455 809 руб. / 42 142 178 руб. = 4,69.
У компании из региона в Поволжье такой результат:
при выручке в 223 451 988 рублей, налоги - 60 785 401 рубль, итого:
Эр = 223 451 988 руб. / 60 785 401 руб. = 3,68 (коэффициент эффективности получился ниже).
На этом примере видно, что такой анализ - достаточно простой способ определить хотя бы примерно привлекательность того или иного региона. И принять это во внимание как при анализе результатов деятельности фирмы, так и при решении вопроса о месте размещения нового филиала.
А. Андропова
Л. Изотова
"Расчет", N 9, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru