При отключении электроэнергии организация, торгующая за наличные, не вправе использовать бланки строгой отчетности. Именно так следует понимать Письмо Минфина России от 13.07.2005 N 03-01-20/3-129. На чем основано и насколько правомерно такое утверждение?
Из Письма Минфина РФ от 13.07.2005 N 03-01-20/3-129 следует, что Законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) не предусмотрено ни освобождение от применения ККТ при отключении электроэнергии, ни утверждение специального бланка строгой отчетности, предназначенного для использования в таких случаях.
Проанализируем нормы Закона о ККТ и посмотрим, насколько обоснованно такое заявление.
Освобождение от применения ККТ организаций и индивидуальных предпринимателей в случае отключения электроэнергии Законом о ККТ действительно не предусмотрено. В силу п. 3 ст. 2 Закона от применения ККТ освобождаются только те организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перечисленные в этом пункте виды деятельности (например, продажу газет и журналов в газетно-журнальных киосках, продажу лотерейных билетов, торговлю в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив и др.), а также организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Закон о ККТ не предусматривает также и утверждения специального бланка строгой отчетности, применяемого при отключении электроэнергии. Однако из чего следует, что утверждение такого бланка должно оговариваться в Законе о ККТ особо? Действующее законодательство вообще не устанавливает перечень ситуаций, в отношении которых следует утверждать бланки.
Скорее всего в этом случае официальные органы проводят аналогию с законодательством, действовавшим до вступления Закона о ККТ в силу: в перечне организаций, освобожденных от применения ККМ, утвержденном Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.93 N 745 и применявшимся ранее, отдельным пунктом было выделено: "... организации... в случае отключения электроэнергии... при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций по форме, разработанной и утвержденной Министерством финансов".
То, что в Законе о ККТ отсутствует специальная норма о применении бланка строгой отчетности при отключении электроэнергии, по нашему мнению, не должно означать невозможность его применения.
В Законе о ККТ (п. 2 ст. 2) содержатся общие нормы, определяющие порядок применения бланков строгой отчетности:
1) бланки строгой отчетности могут применяться организациями и индивидуальными предпринимателями в случае оказания услуг населению. При этом обращаем внимание, что согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.93 N 163) реализация товаров (код 121101) также относится к услугам (услуги розничной торговли - код 121100);
2) расчеты с использованием бланков осуществляются в порядке, определяемом Правительством РФ. Во исполнение этого требования п. 2 ст. 2 Закона о ККТ Правительством РФ было издано Постановление от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Постановление N 171). Пункт 2 этого Постановления гласит: "... формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным настоящим Постановлением, но не позднее 1 января 2007 г.".
Форма бланка строгой отчетности, применяемого в случае отключения электроэнергии, утверждена Письмом Минфина РФ от 12.03.99 N 16-00-24-32, которое по настоящее время официально не отменено. Единственное требование к применению этого бланка состоит в том, что отключение электроэнергии должно быть зарегистрировано в энергоснабжающей организации.
Поскольку ни Закон о ККТ, ни Постановление N 171 не содержат прямого запрета на применение бланков строгой отчетности при отключении электроэнергии и, кроме того, Постановление N 171 допускает возможность применения ранее утвержденных бланков, бланк строгой отчетности, утвержденный Письмом Минфина РФ от 12.03.99, по нашему мнению, применять можно (по крайней мере до 1 января 2007 г., если, конечно, новая подобная форма не будет утверждена раньше).
Возможность выдачи покупателю бланка строгой отчетности при отключении электроэнергии косвенно подтверждается и арбитражной практикой. Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 05.05.2004 по делу N Ф03-А04/04-2/776 признал правильным решение арбитражного суда первой инстанции о том, что при отключении электроэнергии работник был обязан при продаже товаров выдать покупателю бланк строгой отчетности.
К сведению
Бланки строгой отчетности изготавливаются типографским способом. На них должны быть указаны сведения об изготовителе: сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж (Постановление N 171).
Ю. Самохвалова,
эксперт "ЭЖ"
1 сентября 2005 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 38, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.