Комментарий к письму Минфина РФ от 16 августа 2005 г. N 03-06-05-07/20
"О порядке исчисления налога на игорный бизнес при переустановке
объекта налогообложения в течение налогового периода"
Налоговый кодекс предусматривает особый порядок расчета налога на игорный бизнес для организаций и предпринимателей, которые устанавливают или списывают "игорные" объекты (например, игровые автоматы, столы). Но на практике может возникнуть ситуация, когда "игорный" объект в течение месяца надлежит поставить или снять с налогового учета не в связи с покупкой или продажей, а по причине его территориального перемещения. В письме Минфин разъяснил, как в таком случае рассчитать сумму "игорного" налога, куда его следует перечислить и в какую инспекцию подать отчет.
Двойное налогообложение
Финансисты рассмотрели ситуацию, когда организация перемещает объекты игорного бизнеса между своими структурными подразделениями в рамках одного налогового периода. Однако с аналогичными проблемами может столкнуться и индивидуальный предприниматель, меняющий место нахождения, например, игрового автомата.
Так, если игровой автомат (игровой стол, касса тотализатора или букмекерской конторы) изменил свое месторасположение, организация (предприниматель) обязана зарегистрировать данный объект в инспекции по новому месту его нахождения, а также снять с учета в инспекции, курирующей территорию его предыдущего месторасположения. И сделать это надлежит не позднее чем за два рабочих дня до переустановки (п. 3 ст. 366 НК РФ).
В Налоговом кодексе предусмотрен особый порядок расчета суммы налога при установке или выбытии игровых автоматов (столов, касс тотализаторов и букмекерских контор) в течение месяца (п. 3, 4 ст. 370 НК РФ). Так, налогоплательщик, чьи объекты игорного бизнеса установлены до или выбыли после 15-го числа налогового периода, должен заплатить налог в полной сумме. Если же они установлены после или выбыли до 15-го числа месяца, то только в половинном размере налоговой ставки. Но в то же время, если налогоплательщик будет прямо следовать указанным выше нормам, это неизбежно приведет к двойному налогообложению. Например, если организация до 15-го числа месяца снимет игровой автомат с учета в одной инспекции и поставит в другой, ей придется заплатить налог по этому объекту на 50 процентов больше.
Работники финансового ведомства указывают, что такой порядок расчета налога противоречит "принципам равенства налогообложения и экономической обоснованности установления налогов" (ст. 3 НК РФ). Они считают, что налогоплательщикам, производящим переустановку игровых автоматов (столов, касс тотализаторов и букмекерских контор), нет никаких оснований для того, чтобы руководствоваться положениями пунктов 3 и 4 статьи 370 Налогового кодекса. Финансисты обращают внимание, что такой порядок расчета предусмотрен для приобретенных (вновь вводимых) или же проданных (отчужденных, уничтоженных) объектов. А при их перерегистрации в связи с территориальным перемещением смены налогоплательщика (лица, на которое зарегистрирован объект налогообложения) не происходит: владелец не покупает и не продает своих объектов.
Конструктивные предложения
Специалисты финансового ведомства признают, что порядок расчета налога при переустановке объекта законодательно не урегулирован. При этом они предлагают расчет суммы налога увязывать с датой установки перерегистрированного объекта игорного бизнеса. К сожалению, в своем письме они рассмотрели лишь частную ситуацию, когда "игорный" объект организация снимает с учета и вновь устанавливает до 15-го числа месяца. В этом случае налогоплательщик должен заплатить налог из расчета полной ставки и представить соответствующую декларацию по его новому месту "дислокации". Причем если объект "перебазировался" в другой регион, то и рассчитывать налог следует по ставке, установленной в том субъекте Российской Федерации.
Но в то же время организация (предприниматель) может, например, снять с регистрации игровой автомат в одном регионе и установить его в другом во второй половине налогового периода. Такой вариант финансовые работники не рассматривают. Можно предположить, что в этом случае налогоплательщик должен представить декларацию и заплатить "игорный" налог в инспекцию по предыдущему месту нахождения. Причем также в размере полной ставки, поскольку, как уже было отмечено выше, объект был и остается зарегистрированным на одно и то же лицо. И приносит ему доход в течение всего налогового периода. Таким образом, по мнению финансистов, налог нужно платить в бюджет того региона, на территории которого объект "пробыл" дольше.
Н.В. Семененко,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 17, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.