Штрафные санкции за простой транспортных средств
Транспортные перевозки осуществляются на транспорте в рамках договора перевозки, регламентированного ГК РФ. Согласно пункту 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное, в число которых входят:
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (далее по тексту - ВК РФ);
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (далее по тексту - КТМ РФ);
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07 марта 2001 г. N 24-ФЗ (далее по тексту - КВВТ РФ);
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденный федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее по тексту - УЖТ РФ);
Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 08 января 1969 г. N 12 (далее по тексту - УАТ РСФСР);
иные нормативные правовые акты.
На основании пункта 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Зачастую в договорах как перевозчики, так и грузоотправители пытаются уменьшить размер установленной гражданским законодательством, транспортными уставами и кодексами ответственности. Согласно пункту 2 статьи 793 ГК РФ соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 794 ГК РФ отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несет ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. При этом согласно пункту 2 статьи 794 ГК РФ отправитель груза освобождается от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:
непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.
На основании пункта 1 статьи 797 ГК РФ до предъявления к отправителю иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к отправителю может быть предъявлен перевозчиком в случае полного или частичного отказа отправителя удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в тридцатидневный срок.
Отметим, что согласно пункту 3 статьи 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 ГК РФ грузоотправитель обязан возместить перевозчику убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. При этом согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ перевозчик вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками на основании пункта 2 статьи 15 ГК РФ понимаются расходы, которые перевозчик произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые перевозчик получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Порядок определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров, определяется в письме Госарбитража СССР от 28 декабря 1990 г. N С-12/НА-225.
Напомним, что если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения.
На основании пункта 1 статьи 39 ГК РФ если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.
Воздушные перевозки. Согласно статье 121 ВК РФ грузоотправитель несет ответственность за вред, причиненный перевозчиком или лицом, перед которым перевозчик несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных грузоотправителем.
На основании пункта 8.7.1 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях союза ССР, утвержденных приказом МГА СССР от 16 января 1985 г. N 19 (далее по тексту - Правила на воздушных линиях), за непредъявление к перевозке предусмотренного планом груза отправитель несет перед перевозчиком ответственность в виде штрафа в размере 25% платы за перевозку за все непредъявленное, но подготовленное к погрузке количество груза.
Согласно пункту 8.7.3 Правил на воздушных линиях порядок предоставления перевозочных средств для восполнения недогруза устанавливается по согласованию между перевозчиком и отправителем. При нарушении согласованного порядка перевозчик за неподачу перевозочных средств и отправитель за непредъявление груза к перевозке несут ответственность, установленную за невыполнение плана перевозок.
На основании пункта 8.7.4 Правил на воздушных линиях по окончании месяца, но не позднее 10 числа следующего месяца перевозчик сообщает отправителю расчет по причитающимся перевозчику суммам штрафа за невыполнение плана перевозок. Сумма, причитающаяся перевозчику, подлежит уплате в 5-дневный срок.
В соответствии с пунктом 8.7.6 Правил на воздушных линиях отправитель освобождается от ответственности за непредъявление к перевозке груза, если это произошло вследствие стихийного бедствия, а также аварий на предприятиях отправителя, вызвавших прекращение производства на срок не менее 3 дней. При этом отправитель, обязанный сдать груз к перевозке по плану или по договору, не освобождается от выполнения плана или договора по месячным (квартальным) планам либо общему объему перевозки по согласованному с перевозчиком графику.
Согласно пункту 8.7.7 Правил на воздушных линиях в случае невыполнения плана или графика отправитель выплачивает перевозчику штраф в полном размере. Размер штрафа уменьшается на 50 процентов, если отправитель предупредит перевозчика о невозможности сдачи к перевозке груза:
во исполнение плана или договора - за 7 дней до начала перевозки;
по разовой заявке, принятой перевозчиком, - за 3 дня до начала перевозки.
Иная ответственность может быть предусмотрена сторонами в договоре перевозки.
Морские перевозки. На основании статьи 176 КТМ РФ отправитель и фрахтователь несут ответственность за причиненные перевозчику убытки, если не докажут, что убытки причинены не по их вине или не по вине лиц, за действия или бездействие которых они отвечают. Иная ответственность может быть предусмотрена сторонами в договоре перевозки.
Таким образом, специальные штрафные санкции за простой морских судов не предусмотрены, то есть в практической деятельности необходимо руководствоваться нормами гражданского законодательства и положениями договоров.
Перевозки внутренним водным транспортом. Согласно пункту 2 статьи 120 КВВТ РФ за сверхнормативный простой судов и задержку возврата контейнеров с грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта, по вине которых они допущены, взыскивается штраф в следующих размерах:
0,5 размера минимального размера оплаты труда за 100 тонн грузоподъемности самоходного грузового судна в час;
0,07 размера минимального размера оплаты труда за 100 тонн грузоподъемности несамоходного грузового судна в час;
одного минимального размера оплаты труда за 100 киловатт мощности буксирного судна в час.
При этом грузоподъемность судна менее чем 50 тонн и мощность двигателя судна менее чем 50 киловатт не учитываются, грузоподъемность судна, равная 50 тоннам и более, и мощность двигателя судна, равная 50 киловатт и более, принимаются за целую сотню.
Согласно статье 122 КВВТ РФ соглашения перевозчиков с грузоотправителями, грузополучателями или буксировщиков с отправителями буксируемых объектов, получателями буксируемых объектов, имеющие целью ограничение установленной КВВТ РФ для грузоотправителей, грузополучателей, отправителей буксируемых объектов и получателей буксируемых объектов ответственности и освобождение от нее, считаются ничтожными.
Железнодорожные перевозки. Согласно статье 94 УЖТ РФ основаниями для возникновения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки являются:
неиспользование поданных вагонов, контейнеров;
неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если иной порядок внесения этой платы не предусмотрен соглашением сторон;
отказ грузоотправителя от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров;
отсутствие собственных или арендованных и предусмотренных в заявке вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами.
На основании статьи 94 УЖТ РФ грузоотправитель несет ответственность за невыполнение принятой заявки в виде штрафа в следующих размерах:
в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах, - 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза;
в отношении грузов, перевозка которых установлена в контейнерах, - 0,5 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, двукратного размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн;
за неиспользование поданных рефрижераторных вагонов, транспортеров либо за отказ от выделенных в установленном порядке рефрижераторных вагонов, транспортеров - 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза.
Грузоотправитель также уплачивает перевозчику сбор за непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке железнодорожную станцию назначения в следующих размерах:
в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах, - 0,04 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза;
в отношении грузов, перевозка которых установлена в контейнерах, - 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, 0,4 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн. Указанный сбор не взимается в случаях, если перевозка грузов должна была осуществляться в вагонах, контейнерах, не принадлежащих перевозчику.
В случае, если грузоотправитель предупредит перевозчика о неиспользовании вагонов, контейнеров не менее чем за 2 дня до дня погрузки грузов, размер штрафа снижается на одну треть.
Штраф за невыполнение принятой заявки по железнодорожным линиям, имеющим узкую колею, взыскивается в размере 50 процентов штрафа при использовании обычных железнодорожных линий.
Согласно статье 100 УЖТ РФ за задержку вагонов с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.
Задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
На основании статьи 101 УЖТ РФ за каждый час задержки универсального контейнера грузоотправители, грузополучатели уплачивают перевозчику штраф в размере:
0,01 размера минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто менее 5 тонн;
0,04 размера минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно;
0,1 размера минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто свыше 10 тонн.
В соответствии со статьей 102 УЖТ РФ за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).
Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 43 "Об утверждении правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 2 Правил основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.
При задержке вагонов перевозчиком составляется акт общей формы, в котором указываются причины задержки вагонов. При необходимости составляются коммерческий акт, акт о техническом состоянии вагона, контейнера и другие документы, предусмотренные Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 45 "Об утверждении правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом".
Автомобильные перевозки. Согласно пункту 141 УАТ РСФСР за задержку по вине грузоотправителя или грузополучателя автомобилей (автопоездов), поданных под погрузку или разгрузку, сверх установленных сроков (простой) грузоотправитель или грузополучатель уплачивает автотранспортному предприятию или организации штраф за каждую минуту простоя автомобиля (автопоезда) грузоподъемностью:
до 4 тонн включительно - в размере 8 копеек;
выше 4 тонн и до 7 тонн включительно - в размере 9 копеек;
свыше 7 тонн и до 10 тонн включительно - в размере 10 копеек;
свыше 10 тонн - в размере 15 копеек.
Следует иметь в виду, что при простое специализированных автомобилей (рефрижераторов, изотермических, автоцистерн и автофургонов различного назначения) размер штрафа увеличивается в два раза.
Этот штраф уплачивается грузоотправителем или грузополучателем также за простой автомобиля по его вине в гараже автотранспортного предприятия или организации или в пути следования.
По истечении одного часа ожидания погрузки автотранспортное предприятие или организация вправе возвратить подвижной состав в гараж или использовать его на других перевозках. В этом случае перевозка считается несостоявшейся, начисление штрафов за простой прекращается и автотранспортное предприятие или организация ответственности за невыполнение перевозки не несет.
Отметим, что на основании пункта 141 УАТ РСФСР автотранспортные предприятия и организации не имеют права взыскивать с грузоотправителей (грузополучателей) штраф за простой под погрузкой по первой ездке в случае опоздания подачи автомобиля в пункт погрузки против согласованного времени более чем на 30 минут.
На практике основанием для начисления штрафа за простой автомобилей служат отметки в товарно-транспортном документе и путевом листе о времени прибытия и убытия автомобилей, а за простой автомобилей в гараже - письменный отказ грузоотправителя или грузополучателя.
Согласно пункту 142 УАТ РСФСР за задержку контейнеров сверх установленных норм предприятия, организации и учреждения - грузоотправители и грузополучатели уплачивают штраф в размере:
90 копеек в час за контейнер массой брутто 30 тонн;
60 копеек в час за контейнер массой брутто 20 тонн;
30 копеек в час за контейнер массой брутто 10 тонн;
20 копеек в час за контейнер массой брутто 5 тонн;
10 копеек в час за контейнер массой брутто 3 тонны;
5 копеек в час за контейнер массой брутто менее 3 тонн.
Грузоотправитель и грузополучатель освобождаются от уплаты штрафа за простой подвижного состава и задержку контейнеров, если простой подвижного состава или задержка контейнеров произошли по причине явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары и т.п.) или аварии на предприятии, в результате которых в соответствии с действующими положениями запрещено производить погрузочно-разгрузочные работы.
Согласно пункту 157 УАТ РСФСР обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности грузоотправителей и грузополучателей при автомобильных перевозках, удостоверяются записями в товарно-транспортных документах, а в случае разногласия между автотранспортным предприятием или организацией и грузоотправителем (грузополучателем) - актами установленной формы.
Перечень обстоятельств, подлежащих удостоверению записями в товарно-транспортных документах, формы актов и порядок их составления устанавливаются Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г.
На основании пункта 158 УАТ РСФСР до предъявления автотранспортным предприятием или организацией иска обязательно предъявление грузоотправителю или грузополучателю претензий.
Ответственность грузоотправителя и грузополучателя также регламентирована приказом Минавтотранса РСФСР от 24 декабря 1987 г. N 176 "Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР".
Порядок бухгалтерского учета и налогообложения штрафных санкций за простой транспортных средств. Согласно пункту 12 ПБУ 10/99 штрафные санкции за простой транспортных средств (штрафы за нарушения условий договоров) относятся к внереализационным расходам и принимаются к бухгалтерскому учету на основании пункта 14 ПБУ 10/99 в суммах, присужденных судом или признанных организацией.
В соответствии с Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов) штрафные санкции за простой вагонов отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств.
Для целей налогообложения налогом на прибыль на основании пункта 13 статьи 265 НК РФ штрафные санкции за нарушения хозяйственных договоров также относятся к внереализационным расходам.
В.В. Худолеев
"Консультант бухгалтера", N 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru