Проблемы интегрирования национальных систем здравоохранения
в условиях глобализации
Исследования закономерной эволюции национальных систем здравоохранения крайне актуальны в направлении поиска и вскрытия характерных тенденций формирования и развития либеральных отношений между производителями и потребителями медицинских услуг.
Концепция рыночных реформ в здравоохранении, впервые выдвинутая среди европейских стран Великобританией и Нидерландами в 80-е годы ХХ века, уже к началу ХХI века стала актуальной для большинства европейских государств, в том числе и бывших социалистических стран, ступивших на путь рыночных преобразований.
Д. Черниховский[1], анализируя реформы здравоохранения в западных странах, прогнозирует эволюционное развитие абсолютного большинства национальных европейских систем здравоохранения с ослаблением государственных функций обеспечения медицинского обслуживания и появлением социальных институтов, осуществляющих организацию и управление потреблением медицинской помощи.
В целом взаимосвязи и взаимозависимость между многими факторами и иерархиями причинной цели в предоставлении медико-санитарного обслуживания легче могут быть поняты при рассмотрении этих систем как открытых, построенных со специальной целью социальных систем[2].
В условиях интеграции стран Европы в рамках единого Европейского Союза (ЕС), состоявшееся и перспективное вступление в этот Евросоюз государств, возникших на территории СССР - крайне актуальными становятся проблемы единства и специфичности национальных систем здравоохранения.
Следует предположить, что, не смотря на национальные и экономические особенности отдельно взятой системы здравоохранения, переменные, характеризующие специфичность той либо иной национальной системы здравоохранения, в определенной степени могут быть классифицированы по ряду общих для всех систем признаков.
По нашему мнению, в современных условиях развития Европейской цивилизации к некоторым общим характерным чертам эволюции национальных систем здравоохранения могут быть отнесены, наряду с прочими, следующие вектора:
изменение правового статуса форм и содержания отношений между медицинскими работниками и пациентами, между производителями и потребителями медицинских услуг;
преимущественный характер экономической, финансовой составляющей здравоохранения в целом и в производственных и межличностных отношениях субъектов сферы оказания медицинской помощи;
возникновение форм и механизмов конкуренции между одноранговыми субъектами производства и предложения медицинских услуг;
поиск и формирование своеобразной системы многоканальности финансовых потоков для создания устойчивости финансирования медицинской помощи в условиях ослабления, якобы гарантированного государственного бюджета;
формирования методов и форм эффективной защиты прав пациентов, как своеобразных противовесов в условиях маркетинговых отношений в медицине. Повышение роли институтов стандартизации, лицензирования и аккредитации, а также действенной системы экспертизы качества медицинской помощи.
В абсолютном большинстве Европейских стран реформы национальных систем здравоохранения обусловлены в первую очередь решением проблем по сдерживанию расходов покрытия объема предоставленных медицинских услуг. Исключением, возможно, являются Германия и Франция, которые занимает два первых места среди стран Европейского Союза по расходам на здравоохранение.
Таким образом, при исследовании закономерного эволюционного развития и возможных методах и формах модернизации национальных систем здравоохранения стран мирового содружества можно выделить, среди немаловажных прочих тенденций, две основополагающие:
развитие и приоритетность рыночных отношений субъектов системы здравоохранения;
решение не простых задач по сдерживанию (регулированию) расходов, необходимых на покрытие медицинского обслуживания населения.
При подобной развитии событий в рамках каждой из национальных систем здравоохранения, интеграционные процессы, по нашему убеждению, будут носить двойственный характер - с одной стороны это адаптация в рамках конкретной национальной системы здравоохранения сущностей и структур систем здравоохранения, а также форм и методов управления этими системами, иных государств, в поисках оптимальности функционирования собственной системы; с другой - возникновение здоровой конкуренции между национальными рынками здоровья в соответствующем сегменте рынка медицинских услуг.
Первое направление, естественно, ведет к определенной степени открытости и доверия, а также к тесному сотрудничеству и высокой степени интеграции.
В свою очередь, конкуренция в условно негативной своей области приведет к некоторой "закрытости" национальных систем здравоохранения по отношению к конкурирующей стороне.
Методологически целесообразно рассматривать проблемы привлечения иностранных инвестиций в национальные системы здравоохранения, будь то на государственном или региональном уровнях, исходя из основ конкурентного соперничества.
Будут ли готовы инвесторы вкладывать средства в конкурирующую структуру, предоставляющую медицинские услуги? Могут ли лечебно-профилактические учреждения, да и сама национальная система здравоохранения в целом быть инвестиционно привлекательными? Какие приоритеты государственных выгод, в частности, в сфере социального благополучия, могут явиться определяющими с целью корпоративности на уровне сущности и структур различных систем здравоохранения, а так же на уровне инвестирования либо объединения финансовых средств?
Вскрытые противоречия между объективной необходимостью углубления интеграции национальных систем здравоохранения и естественной конкуренцией, как обязательного элемента рыночных отношений, в условиях глобализации возможно при создании наднациональных структур, занимающихся вопросами общественного здоровья. Структуры эти, по всей видимости, обязаны взять на себя решение проблем становления и развития интегрированной системы здравоохранения, проблем, в том числе и финансового обеспечения. Подобные структуры, в определенной степени, могут усилить и скоординировать действия по разработке теоретических и методологических решений, прикладного обеспечения работ по интеграции в рамках национальных и общих задач здравоохранения и, несомненно, решить вопросы концентрации и инвестирования соответствующих финансовых корпоративных средств. Вполне понятно, что в правовом поле должно быть законодательно обеспечено возможное единство.
Таким образом, к примеру, исследовать проблемы перспективного развития кадрового и иного ресурсного потенциала отдельно взятой национальной системы здравоохранения, развития и соотношения современных и перспективных медицинских технологий, привлечение иностранных инвестиций в национальные системы здравоохранения, по нашему убеждению, представляется возможным лишь в рамках системного подхода, с учетом реалий, условно определенных категорией "глобализация".
По всей видимости, уже сегодня необходимо включение в курсы учебных программ подготовки и переподготовки специалистов в области общественного здоровья тем под условным названием "Европейские интеграционные процессы и здравоохранение. Здравоохранение в условиях глобализации".
Представляемая публикация не претендует на глубину и исчерпывающее исследование обозначенной проблемы. Задачи автора значительно скромнее: затронуть вопросы, решение которых, в доступной нам литературе, представлено крайне недостаточно.
Литература
1. Chernichovsky D. Health System Reform in Industrialized Democracies: An Emerging Paradigm/The Milbank Quarterly, 1995. - V. 73. - N 3. - С.339-372.
2. Вопросы политики в области здравоохранения в бывших социалистических странах. Стратегия улучшения систем здравоохранения в бывших социалистических странах. / Г. Жаркович с соавт. - М.: Федеральный фонд ОМС, 1998. - С. 21.
И.А. Тогунов,
д.м.н., профессор кафедры управления Владимирского
филиала Российской академии государственной службы
при Президенте Российской Федерации, профессор кафедры
биомедицинской инженерии Владимирского Государственного
университета, член редакционного совета журнала
"Менеджер здравоохранения", Российская академия государственной
службы при Президенте Российской Федерации Владимирский филиал
"Менеджер здравоохранения", N 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru