О некоторых подходах к проблеме государственного
регулирования предоставления платных медицинских услуг населению
(на примере Москвы и Санкт-Петербурга)
От редакции
В прошлом номере нашего журнала были опубликованы приказ Департамента здравоохранения Правительства Москвы "О мерах по упорядочению практики оказания платных медицинских услуг в медицинских учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы" и распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга "О порядке предоставления платных медицинских услуг".
Не секрет, что медицинская общественность многих регионов рассматривает наработки Москвы и Санкт-Петербурга как своего рода полигон апробирования новых идеологических подходов к оказанию платных услуг.
Сегодня мы публикуем комментарий к этим документам, в котором приведено сопоставление позиций органов управления здравоохранением Москвы и Санкт-Петербурга по ключевым проблемам предоставления платных медицинских услуг.
Учитывая, что в сфере оказания платных медицинских услуг по-прежнему остается много нерешенных вопросов, хотелось бы услышать точки зрения наших читателей на эту проблему. Приглашаем всех к дискуссии по проблемам оказания платных услуг.
Анализ опубликованных документов (включая материалы коллегии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, опубликованные в 12-м номере журнала за прошлый год) показывает близость исходных позиций органов управления здравоохранением Москвы и Санкт-Петербурга в вопросах оказания платных услуг. Признается важность платных услуг как дополнительного источника для поддержания материально-технической базы учреждений здравоохранения, повышения уровня оплаты труда медицинского персонала и, в конечном счете, улучшения возможностей оказания медицинской помощи населению.
Одновременно признается, что оказание бюджетными учреждениями здравоохранения платных медицинских услуг неизбежно порождает целый ряд проблем, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, с соблюдением финансовой дисциплины и т.д. Это предполагает необходимость совершенствования государственного регулирования порядка предоставления платных медицинских услуг.
Если взглянуть на проблему шире (выходя за пределы Москвы и Санкт-Петербурга), то хорошо видно, что подходы к регулированию вышестоящими органами власти порядка оказания платных медицинских услуг отличаются большим разнообразием. В одних случаях, понимая неизбежность предоставления бюджетными учреждениями платных услуг, власти стараются не замечать имеющих место очевидных нарушений (подмена платными услугами бесплатной медицинской помощи; ухудшение возможности получения гражданами бесплатной медицинской помощи из-за параллельного оказания в одних и тех же кабинетах платных и бесплатных услуг и т.д.). В других же случаях имеет место перестраховка: вводятся необоснованные ограничения в оказании платных услуг (например, в основное рабочее время без учета специфики услуг; в праве учреждений самостоятельно использовать полученный от оказания платных услуг доход и т.д.). Очевидно, и в первом, и во втором случае мы имеем дело с крайностями. В то же время, поиск "золотой середины" вряд ли можно признать приемлемым - нельзя пытаться найти "допустимый уровень нарушений".
Представляется, что подход к регулированию порядка предоставления платных медицинских услуг должен быть другим: необходимо попытаться выявить основные ключевые проблемы, возникающие в процессе оказания платных медицинских услуг, и найти решение каждой из них. В этом тоже видится единство подходов Москвы и Санкт-Петербурга.
Структура рассматриваемых документов, несмотря на наличие ряда аналогичных разделов, довольно сильно различается. В московском приказе много внимания уделено вопросам ценообразования, приведено "Типовое положение об отделении (кабинете) по оказанию платных медицинских услуг населению". В санкт-петербургском распоряжении более подробно прописаны основания для предоставления услуг на платной основе, регламентирован порядок получения учреждениями здравоохранения разрешения на предоставление платных медицинских услуг (в Москве этому посвящен отдельный документ).
К достоинствам распоряжения, изданного в Санкт-Петербурге, можно отнести то, что в его подготовке и обсуждении приняли участие представители Территориального фонда ОМС, Комитета финансов и ряда других Комитетов, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, медицинские Ассоциации и Ассоциация страховщиков, кафедры медицинских Вузов, научно-исследовательские организации Санкт-Петербурга и Москвы, широкие круги медицинской общественности (к сожалению, информации о порядке разработки московского приказа у нас нет). Все это позволило создать нормативный документ, согласованный со всеми сторонами, имеющими отношение к этой проблеме. А это крайне важно, учитывая, что оказание платных услуг прямо или косвенно затрагивает интересы не только самого населения, но и, например, всех субъектов системы обязательного медицинского страхования.
К достоинствам московского документа относятся более широкий список основных используемых понятий, а также "Перечень документов, регламентирующих деятельность медицинских учреждений по оказанию платных медицинских услуг" (Приложение N 5). При этом характерно, что в обоих документах отсутствуют ссылки на Конституцию РФ. Совершенно ясно, что отсутствие ссылок на Конституцию ни в коей мере не является каким-либо нарушением, и можно было бы ограничиться констатацией этого факта. Однако, например, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга делают по этому поводу укор исполнительной власти. Поэтому коснемся вопросов, связанных с Конституцией более подробно.
Очевидно, дело не в том, упоминается ли Конституция в документах, регламентирующих порядок предоставления платных медицинских услуг, или нет, а в том, противоречат ли рассматриваемые документы Конституции или нет. Для этого обратимся к статье 41 Конституции РФ, которая гласит: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений". Эта статья означает не запрет на оказание платных услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, как это некоторые пытаются трактовать, а лишь то, что за счет бюджета и средств обязательного медицинского страхования помощь для граждан должна предоставляться бесплатно.
Представим сравнительный анализ приказа Департамента здравоохранения Правительства Москвы "О мерах по упорядочению практики оказания платных медицинских услуг в медицинских учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы" и распоряжения Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга "О порядке предоставления платных медицинских услуг" по другим позициям в виде таблицы.
Сравнительный анализ приказа Департамента здравоохранения
Правительства Москвы и распоряжения Комитета по здравоохранению
Санкт-Петербурга
Таблица
Сравниваемые позиции | Приказ Москвы | Распоряжение Санкт-Петербург |
Сфера действия документов |
Медицинские учреждения системы Департамента здравоохранения города Москвы (преамбула приказа) |
Правила обязательны для исполнения не только всеми городскими учрежде- ниями здравоохранения Санкт-Петер- бурга, но также иными медицинс- кими организациями при оказании ими медицинской помощи в рамках реализации территориальной прог- раммы госгарантий (п. 1.2). |
Комментарий: в Санкт-Петербурге федеральные, ведомственные и частные ор- ганизации, работающие в системе ОМС или оказывающие определенные виды медицинской помощи бесплатно для населения за счет финансирования из бюджета по договорам, обязаны придерживаться этих правил при предоставлении гражданам, имеющим право на бесплатную медицинскую помощь в указанных ситуациях, дополнительных платных услуг. |
||
Определение платных меди- цинских услуг |
Платные медицинские услуги - меди- цинские услуги и услуги медицинского сервиса, оказываемые медицинскими учреждениями пациентам за счет лич- ных средств граждан, организаций, средств добровольного медицинского страхования и иных источников, пре- дусмотренных законодательством. (п. 1) |
Платные медицинские услуги - это медицинские услуги, которые в соответствии с действующим законо- дательством не должны предостав- ляться за счет средств государст- венных внебюджетных фондов и бюд- жета, а также все медицинские ус- луги, предусмотренные действующими отраслевыми классификаторами, кото- рые предоставляются на возмезд- ной основе по желанию граждан (п. 1.3) |
Комментарий: в санкт-петербургском документе определение одновременно содержит и два важнейших основания для предоставления услуг на платной основе: к платным услугам относятся и "заведомо платные" услуги и любые "бесплатные" оказываемые по желанию граждан. |
||
Основания для оказания платных услуг |
- Выполнение в полном объеме учреж- дением территориальной программы го- сударственных гарантий. - Отсутствие соответствующих меди- цинских услуг в Гарантированной программе и целевых комплексных программах. - Наличие лицензии на соответствую- щие виды медицинской деятельности и специального разрешения на оказа- ние платных медицинских услуг. - Добровольное желание пациента получить медицинскую услугу за плату. - Оказание платных медицинских услуг гражданам иностранных государств. (п. 2.2) |
- отсутствие обязательств по оплате данного вида медицинской помощи (медицинской услуги) из средств бюджетов и внебюджетных фондов; - оказание медицинских услуг по инициативе гражданина (п. 2.1) |
Комментарий: ключевые основания совпадают. Требование наличия лицензии имеется в п. 3.4 распоряжения (СПб). Однако в санкт-петербургском документе в качестве основания отсутствует требование выполнения плановых заданий в рамках программы госгарантий. Это объясняется тем, что, во-первых, текущий (ежедневный) контроль выполнения плана по всем подведомственным учреждениям осуществлять невозможно, а разрешать оказывать платные услуги только в конце месяца после того, как выполнен месячный план - бессмысленно. Во-вторых, не всегда невыполнение плана - вина учреждений (например, в роддомах). В-третьих, соблюдение прав граждан на бесплатную помощь должно обеспечиваться требованием недопущения ухудшения условий оказания медицинской помощи лицам, имеющим право на бесплатную медицинскую помощь (п. 2.4) |
||
Конкретизация видов ус- луг, средств и материа- лов подлежащих оплате |
Приведен в п. 3.1 | Приведен в п. 2.2, 2.3 и 2.4 |
Комментарий: в целом перечень услуг совпадает. Однако перечень в распоряжении (СПб), во-первых, шире. Во-вторых, включает еще и перечень средств и материалов, подлежащих оплат. В-третьих, выделяется перечень ситуаций. |
||
Время и место оказания платных услуг |
В специально организованных струк- турных подразделениях (отделениях, кабинетах). Оказание платных меди- цинских услуг медицинским персоналом осуществляется в свободное от основ- ной работы время (п. 2.6). |
Жестко не регламентируется |
Комментарий: в московском приказе имеется некоторая неясность относительно того, касается ли требование оказания платных медицинских услуг в свободное от основной работы время, в том числе, и работников хозрасчетных подразделений (что было бы нелогичным). |
||
Возможность оказания платных медицинских услуг в основное рабочее время |
В порядке исключения (при условии первоочередного оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и при выполнении специалистами объемов медицинской помощи по Гарантирован- ной программе): - в случаях, когда технология их проведения ограничена рамками основ- ного рабочего времени медицинского учреждения; - в случаях, когда условия работы за счет интенсивности труда позволяют без ущерба для оказания бесплатной медицинской помощи (п. 2.7) |
- если это не создает препятствий для получения бесплатной медицинс- кой помощи лицам, имеющим на это право; - если в силу особенностей процесса оказания медицинской помощи невоз- можно организовать предоставление медицинских услуг за плату во внерабочее время (п. 3.6). |
Комментарий: принципиально важно то, что оба документа допускают оказание платных услуг в основное рабочее время. Описания ситуаций, при которых это возможно, по смыслу очень близки. (см. специальный материал на эту тему в ж. "Менеджер здравоохранения" N 5 за 2004 г.). |
||
Возможность оказания платных услуг вне общей очереди |
Внеочередная госпитализация в стационар при предоставлении платных медицинских услуг проводится только на специальные выделенные койки - внебюджетные (сверх государственного муниципального заказа). (п. 2.8) |
Оказание плановой медицинской помощи возможно вне общей очереди при недопущении ухудшения условий оказания медицинской помощи лицам, имеющим право на бесплатную медицинскую помощь: в хозрасчетных кабинетах и подразделениях; основной работы время и т.д. (п. 2.4). |
Комментарий: при близости идеологических подходов, санкт-петербургский документ предоставляет больше возможностей для использования данного основания предоставления услуг на платной основе. |
||
Форма заключения договора (письменная или устная) |
Договор с пациентом может быть заключен в устной или в письменной форме: - устная форма договора в соответст- вии с п. 2 ст. 159 ГК РФ предусмот- рена в случаях предоставления услуг немедленно, при заключении договора (письменным доказательством ее предоставления являются: медицинская карта больного с перечнем предостав- ленных услуг, кассовый чек или бланк строгой отчетности об оплате услуг, сумма в котором соответствует прейскуранту услуг); - письменная форма договора в соответствии со ст. 161 ГК РФ пре- дусмотрена в случаях предоставления услуг, исполнение которых носит пролонгированный по времени характер (п. 2.10). |
Договор о предоставлении платных медицинских услуг с гражданами (физическими лицами) и организация- ми (юридическими лицами) должен заключаться в простой письменной форме (п. 3.8). |
Комментарий: несмотря на кажущуюся противоположность подходов, они по своей сути близки. Ни один из рассматриваемых нормативных актов не требует непременного наличия письменного документа во всех без исключения ситуациях. Дело в том, что совершение лицом, получившим предложение (оферту), действий по выполнению указанных в нем условий договора (оплата соответствующей суммы и т.д.) считается согласием заключить договор (акцептом) (ст. 438 ГК РФ). Причем, если согласие заключить договор получено подобным образом, то в соответствии со ст. 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной. То есть зак- лючить письменный договор (договор, приравненный к письменному) можно не подписывая письменного (бумажного) документа. |
||
Ценообразование | Цены устанавливаются по утвержденным методикам или в фиксированном виде Департаментом здравоохранения города Москвы, однако, могут изменяться руководителем медицинского учрежде- ния (раздел 4, а также приложения NN 2-4) |
Государственное регулирование цен (тарифов) на платные медицинские услуги не применяется. Цены на медицинские услуги формируются в порядке, предусмотренном Методичес- кими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тари- фов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Министерством эконо- мики Российской Федерации от 06.12.1995 N СИ-484/7-982. (раздел 7). |
Комментарий: Существует постановление Правительства РФ, прямо запрещающее государственное регулирование цен на целый ряд видов товаров и услуг, в т.ч. и на платные медицинские услуги. Речь идет о постановлении Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Поэтому в Санкт-Петербурге не вмешиваются в вопросы ценообразования (контролируя только правильность методики и то, чтобы уровень цен был не ниже себестоимости), а в Москве дают право учреждениям отходить от утверждаемого уровня цен. (см. специальный материал в ж. "Менеджер здравоохранения" N 2 за 2004 г., а также в рубрике "Вопросы и ответы в N 2 за 2005 г.). |
||
Наличие льгот на платные услуги |
Пенсионерам предоставлена 50% скидка, а часть категорий вообще освобождены от оплаты некоторых услуг (раздел I приложения 3). |
Не предусмотрены (п. 7.4) |
Комментарий: предоставление льгот со стороны вышестоящих органов требует соответствующего финансирования с их стороны, иначе это будет означать финансовое нарушение (см. специальный материал в ж. "Менеджер здравоохранения" N 7 за 2005 г.???, а также в рубрике "Вопросы и ответы в N 12 за 2004 г.). |
||
Возможность предоставле- ния платных немедицинских услуг |
Медицинские учреждения предоставляют за плату услуги медицинского сервиса и косвенно связанные с медицинскими (пребывание в стационаре с целью обеспечения ухода, доставка лекарств на дом, транспортные услуги, прокат изделий медицинского назначения, выдача дубликатов медицинской документации по запросу граждан (п. 3.3) |
Учреждения здравоохранения вправе предоставлять за плату немедицинс- кие услуги (дополнительные бытовые и сервисные услуги, включая пребы- вание в палатах повышенной комфорт- ности; дополнительный уход, не обусловленный медицинскими показа- ниями; дополнительное питание и т.д.; транспортные и другие услуги) (п. 1.7) |
Комментарий: позиции близки. К сожалению, в ряде регионов медицинским учреждениям запрещают оказывать платные немедицинские услуги. (см. специальный материал на эту тему в ж. "Менеджер здравоохранения" N 5 за 2005 г.). |
||
Регулирование оказания платных услуг в форме оказания медицинской по- мощи по программам добро- вольного медицинского страхования |
Правила в полном объеме регулируют порядок оказания медицинских услуг в системе добровольного медицинского страхования (раздел 6) |
Правила не регулируют порядок ока- зания медицинских услуг в системе добровольного медицинского страхо- вания в части получения специально- го разрешения вышестоящего органа управления здравоохранением на осу- ществление указанных видов деятель- ности (п. 1.5). |
Комментарий: в п. 2 Постановления Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" сказано: "Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей". Оказание же медицинских определение. Соответственно, специального разрешения вышестоящего органа на осуществление указанных видов деятельности не требуется. |
||
Права страховых организа- ций контролировать поря- док оказания платных ус- луг |
Не прописаны | Учреждения здравоохранения при предоставлении за плату по желанию граждан медицинских услуг, входящих в территориальную программу ОМС, обязаны по требованию страховой организации предъявить для ознаком- ления договор о предоставлении дан- ных видов медицинской помощи (п. 4.4). |
Комментарий: в Санкт-Петербурге созданы возможности для дополнительного контроля за обоснованностью взимания денежных средств с |
||
Возможности контроля за соблюдением добровольнос- ти получения пациентами платных услуг |
При оказании медицинских услуг, пре- дусмотренных Гарантированной програ- ммой, на платной основе по желанию пациента медицинские учреждения обязаны информировать пациента о возможности получения им услуги бесплатно и дополнительно к договору получить его письменное согласие на платную медицинскую услугу, содержа- щее информацию об ознакомлении паци- ента о имеющейся альтернативе бесплатного получения медицинских услуг и волеизъявлении пациента на получение медицинских услуг за плату (п. 2.10). |
В различных выражениях содержится требование зафиксировать в медицин- ской карте отказ пациента от полу- чения бесплатной для него медицинс- кой помощи в обычных условиях (пп. 2.3-2.5) |
Комментарий: общие подходы к этой проблемы в рассматриваемых документах близки. |
||
Регламентация использова- ния средств, полученных от оказания платных ус- луг, на оплату труда |
Фонд оплаты труда формируется после оплаты всех обязательных платежей, но не превышает предельно допустимый уровень 60% от полученного дохода (п. 5.5) На оплату труда администра- тивного персонала предусматривается в суммарном объеме до 5% от средств, направляемых на оплату труда (п. 5.6) |
Вышестоящие и иные органы не вправе ограничивать направление использо- вания средств, полученных за счет предоставления платных медицинских услуг (устанавливать максимальный размер или долю средств, направляе- мых на оплату труда или другие ста- тьи расходов и т.д.) (п. 8.2) |
Комментарий: в соответствии с п. 6 статьи 161 Бюджетного кодекса "Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников". (см. специальный материал на эту тему в ж. "Менеджер здравоохранения" N 9 за 2004 г. а также в рубрике "Вопросы и ответы в N 1 за 2004 г.). |
||
Оплата труда руководителя учреждения |
Размер материального поощрения глав- ному врачу за организацию работы по оказанию платных медицинских услуг устанавливает соответствующий (по подчиненности) орган управления здравоохранения (п. 5.6). |
Размер материального поощрения ру- ководителей государственных учреж- дений здравоохранения за организа- цию предоставления платных медицин- ских услуг согласовывается Комите- том по здравоохранению (п. 8.4) |
Комментарий: позиции совпадают и соответствуют статье 145 Трудового кодекса РФ. |
||
Обязанность учреждения использовать доходы от платных услуг на возмеще- ние дефицита средств из общественных источников |
Не оговаривается. | На возмещение недостатка средств бюджета или обязательного медицинс- кого страхования по решению руково- дителя государственного учреждения здравоохранения может направляться только часть прибыли от оказания платных медицинских услуг, оставша- яся после уплаты налогов (п. 8.3) |
Комментарий: возмещение недостатка средств бюджета или обязательного медицинского страхования за счет платных услуг - право, а не обязанность медицинского учреждения. |
В завершение отметим, что если попытаться вкратце выразить наиболее рациональную, на наш взгляд, позицию органов управления здравоохранением по проблеме оказания платных услуг, то ее можно сформулировать следующим образом: следует не замалчивать сложные вопросы оказания платных услуг (оказание платных услуг в основное рабочее время и т.д.), делая вид, что их не существует, а попытаться четко регламентировать поведение учреждений здравоохранение в этих ситуациях.
Органы управления здравоохранением Москвы и Санкт-Петербурга в ряде случаев пошли по разному пути. Но в целом документы объединяет то, что в них сделаны попытки регламентировать основные ситуации, вызывавшие до этого споры и конфликты (условия оказания платных услуг вне общей очереди, в основное рабочее время и т.д.). Тем самым, устанавливаются более четкие "правила игры" и одновременно снимаются многие необоснованные ограничения по оказанию платных услуг. В конечном счете, это будет служить интересам и граждан, и самих медицинских учреждений.
Ф.Н. Кадыров,
д.э.н., профессор
"Менеджер здравоохранения", N 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru