Не бойтесь! Это милиция:
(новый порядок проведения проверок хозяйственной
деятельности органами МВД РФ)
Ты виноват уж тем, что хочется мне
кушать... Сказал и в темный лес
ягненка поволок!
И.А. Крылов
Наиболее часто в качестве проверяющих выступают сотрудники специализированных служб милиции. Изменения, которые произошли за последние годы в формах собственности, организационно-правовых формах хозяйствующих субъектов, в системе государственного управления постоянно требуют корректировки их инструкций по проведению проверок. Это привело к многочисленным изменениям и дополнениям, внесенным в Закон РФ "О милиции" (последние из которых были внесены Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ), а также подписанием нового приказа МВД РФ от 02.08.2005 N 636 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности" (далее - Инструкция).
Проверка и ревизия - основные формы контроля милиции за
деятельностью хозяйствующих субъектов
Основным нормативно-правовым актом для сотрудников милиции является Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", последние редакции которого изменили процедуру проверки хозяйствующих субъектов и, существенно ограничили права сотрудников милиции. Изменения, внесенные в указанный нормативный акт 08.12.2003, лишили сотрудников милиции права на проведение контрольной закупки*(1), а последующими изменениями и дополнениями 2005 года данные органы утратили право опечатывать кассы, помещения хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проведения проверок и ревизий.
Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденная приказом МВД РФ от 02.08.2005 N 636, детализирует положения пункта 25 части 1 статьи 11 Закона "О милиции" применительно к проверке организаций, предприятий, учреждений независимо от формы собственности, а также предпринимателей без образования юридического лица и устанавливает две формы контроля: проверка и ревизия, которые проводятся в срок не более 30 дней.
Полномочия на проверку
Началом срока проведения проверки, ревизии является день вынесения постановления о ее проведении. Окончанием срока является день подписания всеми проверяющими акта проверки, ревизии. Данное постановление выносится только начальником органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителем по установленной форме (см. Пример 1) и регистрируется в специальном журнале. Например, в городе, районе города или иного муниципального образования полномочиями на вынесение данного постановления обладает только начальник ГОВД, РУВД, РОВД и его первый заместитель - начальник криминальной милиции. Исчерпывающий перечень лиц, уполномоченных выносить данное постановление, представлен в Приложении 2 указанной Инструкции.
Основанием для вынесения постановления является наличие данных о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, а целью - установление оснований для возбуждения уголовного дела (п. 4 Инструкции). Соответственно, вынесение такого постановления при наличии первоначальных сведений о признаках административного, гражданского правонарушения или дисциплинарного проступка неправомерно.
Фактические данные о признаках уголовного преступления в экономической сфере могут быть получены сотрудниками милиции из гласных источников (заявлений граждан и должностных лиц, материалов средств массовой информации и в процессе изучения и анализа экономической деятельности хозяйствующих субъектов), а также негласных источников (информации, полученной в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, сообщений конфиденциальных сотрудников и иных информаторов).
Пример 1
Постановление N 21
о проведении проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной,
предпринимательской, торговой деятельности
"01" сентября 200 5 года
--- --------- -
Начальник РУВД полковник милиции Калюжный С.Н.
-------------------------------------------------------------------------
(специальное звание, Ф.И.О. должность лица, назначающего проверочное
мероприятие)
Центральный РУВД г. Воронежа
-------------------------------------------------------------------------
(наименование органа внутренних дел)
в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации
"О милиции"
постановил:
1. Провести проверку, ревизию (ненужное зачеркнуть) финансовой,
хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности
---------------
ООО "Эконта", ИНН 710987451354
-------------------------------------------------------------------------
(полное наименование юридического лица (данные лица, осуществляющего
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), ИНН
2. Поручить проведение проверки, ревизии (ненужное зачеркнуть)
Старшему оперуполномоченному ОБЭП капитану мил. Ануфриеву А.С.,
-------------------------------------------------------------------------
оперуполномоченному ОБЭП старшему л-ту мил. Казакову Е.А.,
-------------------------------------------------------------------------
оперуполномоченному УНП капитану мил. Петрову В.Н.
-------------------------------------------------------------------------
(фамилии, имена, отчества, занимаемые должности, специальные звания
уполномоченных на проведение проверки, ревизии сотрудников милиции)
3. В ходе осуществления проверки, ревизии (ненужное зачеркнуть)
провести 1. Осмотр производственных, складских и торговых помещений
----------------------------------------------------------------
2. Изучение документов на материальные ценности и денежные средства за
-------------------------------------------------------------------------
(действия, предусмотренные пунктом 25 части 1 статьи 11
период с 01.01.2005 по 01.10.2005 г.
--------------------------------------------------------------------------
Закона Российской Федерации "О милиции")
Место печати
Печать РУВД Калюжный
---------------------------------------
(подпись лица, вынесшего постановление)
С постановлением ознакомлен
Коммерческий директор ООО "Эконта" Марков С.С.
-------------------------------------------------------------------------
(должность, Ф.И.О. представителя юридического лица, Ф.И.О. лица,
осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица (его представителя)
01 сентября 2005 г. Марков
-------------------- --------------
(дата) (подпись)
Копию настоящего постановления получил
01 сентября 2005 г. Марков (С.С. Марков)
-------------------- ------------------------
(дата) (подпись)
Отметка об отказе в получении постановления
-----------------------------
Правом проведения проверки обладают только те сотрудники, в обязанности которых входит выявление преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
Их компетенция по пресечению и выявлению преступлений в сфере экономики определена приказами МВД РФ*(2). Данные сотрудники осуществляют свою деятельность в специализированных подразделениях милиции:
- подразделения по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями;
- региональные управления по борьбе с организованной преступностью;
- отделы по борьбе с преступными посягательствами на грузы;
- участковые инспекторы МОБ;
- отделы по борьбе с преступлениями на потребительском рынке;
- специализированные подразделения на режимных объектах и при закрытых административно-территориальных образованиях.
Как видим, список "уполномоченных" на проверки сотрудников закрытый. Это означает, что представители иных подразделений милиции (паспортных, лицензионно-разрешительных, кадровых, вневедомственной охраны и т.д.) либо не располагают таким правом вообще, либо реализуют данное право частично в пределах своей компетенции или в процессе взаимодействия с представителями уполномоченных подразделений милиции. Например, при досмотре транспортного средства в пути и изучении документов на груз сотрудниками ГИБДД или при проведении совместных оперативно-профилактических мероприятий.
Для наибольшей эффективности проводимой проверки к ней могут привлекаться сотрудники отдела документальных проверок и ревизий ФСНП, специалисты, сотрудничающие с милицией на гласной договорной основе, ревизоры подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.
Действующая Инструкция также устанавливает (п. 7), что процесс проведения проверки, ревизии может фиксироваться путем фото- и киносъемки, видеозаписи и при помощи иных технических средств фиксации данных. Физические носители информации упаковываются, опечатываются и прилагаются к акту проверки, в котором также делается отметка о применении технических средств.
Процедура проверки
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке хозяйственной деятельности. В процессе ее проведения сотрудники милиции вправе:
- производить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;
- производить досмотр транспортных средств в присутствии не менее двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в отсутствие указанного лица;
- изымать, с обязательным составлением протокола, отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;
- изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
- требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более тридцати дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности;
- самостоятельно проводить проверки и ревизии в указанные сроки, изымать документы (либо их копии) с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий.
Таким образом, перечисленные права сотрудников милиции закреплены законодательно. Следовательно, воспрепятствование их деятельности или неповиновение законному распоряжению влечет для представителя проверяемой организации (индивидуального предпринимателя) административное наказание, предусмотренное ст. 19.3 КоАП РФ.
Проверяемым лицам следует также избегать конфликтов с работниками милиции, т.к. из всех проверяющих органов только сотрудники милиции имеют право на административное задержание.
Следует также учитывать, что понятия "осмотр" и "досмотр" не являются равнозначными и отличаются по осуществляемым в процессе их проведения контрольным действиям.
Осмотр является визуальным наблюдением за различными объектами, производственными участками и осуществляется путем их посещения. При проведении подобной проверки в помещении и на территории, которые занимает юридическое лицо либо лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель), представители данного юрлица (предприниматель либо его представители) могут присутствовать при ее проведении (п. 25 ст. 11 Закона "О милиции") и давать соответствующие пояснения проверяющим сотрудникам милиции.
Пример 2
В торговых организациях проверяющими может быть проведен тщательный осмотр маркировки, товарных знаков, наличия акцизных марок, других отличительных признаков конкретных товаров, а также установлены нарушения использования контрольно-кассовых машин.
При осмотре весового хозяйства могут быть обнаружены: отсутствие клейма на весоизмерительных приборах, облегченные гири, утяжеленные чаши для взвешивания, разбалансированные весы и др.
В процессе осмотра производственных, складских, торговых помещений могут быть установлены факты нарушения правил хранения продукции, неудовлетворительная организация контрольно-пропускного режима, сокрытие объектов от налогообложения и др.
Досмотр, наряду с визуальным восприятием хозяйственной деятельности, дополнительно сопровождается контрольными действиями со стороны проверяющих лиц, которые осуществляются с согласия собственника (представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя).
Пример 3
Досмотр транспортного средства может сопровождаться требованием открытия кабины, багажного отделения, вскрытия упаковочный тары транспортируемого груза (ящиков, коробок, упаковочного материала и т.п.).
Примечательно, что действия при досмотре в определенных чертах похожи на проведение обыска. Однако имеются и существенные отличия, поскольку обыск осуществляется и оформляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (ст. 182 УПК РФ) и при его проведении, соответственно, не требуется согласия собственника.
При изучении документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, сотрудники милиции чаще всего используют наиболее доступный и простой метод изучения отдельного документа - формальную проверку, т.е. его внешнее изучение и сопоставление реквизитов, а также арифметическую и нормативную проверку.
Начальная стадия изучения документов может привлечь внимание проверяющего к отдельным отклонениям от формальных требований:
- отклонение от правил составления и оформления документов. Первичные документы составляются по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации. Все самостоятельно разрабатываемые формы документов подлежат обязательному утверждению в составе иных документов, оформляемых при формировании учетной политики организации (индивидуального предпринимателя);
- отсутствие каких-либо реквизитов (печати, подписи, части текста и т.п.). Обязательные реквизиты документа находят закрепление в п. 2 ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете";
- наличие сомнительных реквизитов, свидетельствующих о признаках подлога (подчисток, травления, подклеек, приписок, иных изменений цифровых и текстовых записей) и др.
Изучение документов в процессе проверки при выявлении признаков преступлений находится в прямой зависимости от знания сотрудником милиции:
- порядка заполнения бухгалтерских документов;
- слабых звеньев в учетном процессе;
- уязвимых хозяйственных операций, обычно используемых преступниками в своих корыстных целях;
- применения апробированных ревизионной практикой приемов распознавания доброкачественности документов.
Применительно к экономическим и налоговым преступлениям, признаками служат различные фактические обстоятельства, указывающие на возможность их совершения. Они проявляются в виде подлогов в бухгалтерских документах, несоответствии определенных действий участников кредитно-денежных сделок по времени или месту, отклонений от порядка осуществления учетных операций, установленного нормативными актами, нелогичности и нецелесообразности операции, несоответствия между различными экземплярами одного документа, несоответствия штампов и печатей названию предприятия, подчисток, исправлений и т.п.
Проверяющими лицами может производиться изъятие (с обязательным составлением протокола) отдельных образцов сырья, продукции и товаров, необходимых для последующего проведения исследований или экспертиз в лабораторных условиях.
Результаты последующих исследований изъятых образцов дают возможность органам милиции выявить факты использования неполноценного сырья, замены одних материалов другими (более дешевыми и менее качественными), недовложения в продукцию, искажения качественных показателей принимаемой или выпускаемой продукции. Подобные факты могут свидетельствовать не только о нарушениях технологии производства, установленных правил, норм, стандартов и технических условий, но и о злоупотреблениях, связанных с созданием неучтенных излишков материальных ценностей на конкретном участке производственной деятельности.
К изъятию образцов могут привлекаться специалисты соответствующих структур (органы торгинспекции, СЭС, Госстандарта).
Если рассмотренные проверочные действия предусмотрены в постановлении о проведении проверки (ревизии), вынесение специального постановления об их проведении не требуется.
Изъятие документов
При проведении проверки, ревизии сотрудники милиции вправе изымать документы (либо их копии) с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов (либо их копий) (см. Пример 4).
Если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются подписью должностного лица, проводящего проверку или ревизию, и передаются лицу, у которого изымаются эти документы.
В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, сотрудник милиции, проводящий проверку или ревизию, передает заверенные копии документов представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю или его представителю), у которого были изъяты их подлинники, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе изъятия.
Протокол изъятия - официальный документ, фиксирующий факт принудительного лишения организаций, предприятий и учреждений независимо от формы собственности возможности дальнейшего использования и распоряжения оригиналами документов.
Он составляется не менее чем в двух экземплярах.
К составлению протокола изъятия предъявляются следующие требования:
- он составляется на формализованном бланке (предусмотренным приложением 4 Инструкции);
- изымаемые документы, их номер, дата, количество листов указываются в описи, прилагаемой к протоколу.
Лицо, допустившее нарушение, может изложить свое несогласие путем дачи обоснованного письменного объяснения или отказаться от подписи в акте (в случае явных нарушений, допущенных работниками милиции в процессе проверки). В случае отказа лица, допустившего нарушение, подписать акт, проверяющий отмечает в акте, что оно с содержанием акта ознакомлено, но подписать отказалось, и удостоверяет это своей подписью.
Первый экземпляр протокола остается у представителя органа, осуществляющего изъятие, а второй экземпляр остается и хранится в бухгалтерии (или у лица, документы которого изъяты). О получении этого экземпляра руководитель юридического лица, частный предприниматель расписывается. Данный экземпляр позволяет осуществлять контроль за количеством и наименованием изъятых документов, что должно исключить последующую их утрату или искажение учетных сведений. Кроме того, любые нарушения в процессе изъятия могут быть обжалованы в суд, где копии протоколов могут служить подтверждением неправомерных действий проверяющих лиц.
Пример 4
Протокол
изъятия документов (их копий)
г. Воронеж
----------
Изъятие начато "01" сентября 2005 г. в 15 час. 10 мин.
-- --------------- --- ---
Изъятие окончено "01" сентября 2005 г. в 16 час. 00 мин.
---- --------------- --- ----
Ст. оперуполномоченный ОБЭП капитан мил. Ануфриев А.С.
-------------------------------------------------------------------------
(специальное звание, Ф.И.О., должность лица, составившего протокол)
с участием
---------------------------------------------------------------
оперуполномоченного ОБЭП старшего л-та мил. Казакова Е.А.
-------------------------------------------------------------------------
оперуполномоченного УНП капитана мил. Петрова В.Н.
-------------------------------------------------------------------------
(специальное звание, Ф.И.О., должности сотрудников, присутствовавших при
изъятии)
в присутствии Коммерческого директора ООО "Эконта" Маркова С.С.
------------------------------------------------------------
и заместителя главного бухгалтера Волковой А.А.
-------------------------------------------------------------------------
(Ф.И.О. представителя юридического лица, лица, осуществляющего
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (его
представителя)
понятых 1. Кротова Дмитрия Петровича, прож., г. Воронеж, ул. Ваникина,
-----------------------------------------------------------------
д. 15, кв. 22
-------------------------------------------------------------------------
2. Александровой Анны Викторовны, прож. г. Воронеж, ул. Центральная,
-------------------------------------------------------------------------
д. 140, кв. 34
-------------------------------------------------------------------------
(указывается Ф.И.О.)
на основании пункта 25 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О
милиции" в ходе проведения проверки, ревизии (ненужное зачеркнуть)
финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности
произвел изъятие документов (их копий) согласно прилагаемой описи.
Протокол прочитан присутствующим при изъятии лицам вслух.
Поступившие заявления и замечания
----------------------------------------
заявлений и замечаний от присутствующих лиц не поступило
-------------------------------------------------------------------------
Подписи:
Ст. о/у ОБЭП капитан мил. Ануфриев А.С. Ануфриев
----------------------------------------- -----------------
специальное звание, Ф.И.О., должность подпись
лица, составившего протокол
Представитель юридического лица, лица, осуществляющего
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (его
представитель)
Коммерческий директор ООО "Эконта" Марков С.С. Марков
------------------------------------------------- ----------------
должность, Ф.И.О. подпись
Понятые
Кротов Д.П. Кротов
----------------------------------- ----------------
Ф.И.О. подпись
Александрова А.В. Александрова
---------------------------------- ----------------
Ф.И.О. подпись
Копию настоящего протокола получил
Коммерческий директор ООО Эконта" Марков С.С. Марков
------------------------------------------------ ----------------
должность, Ф.И.О. подпись
"01" сентября 2005 г.
-- --------- --
Опись составляется в обязательном порядке и является неотъемлемой частью протокола изъятия. В ней подробно указываются: наименование документа, его номер, дата составления, количество листов, экземпляров, а, при необходимости, и другие реквизиты документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете". Перечисление документов и количества листов строго обязательно, поскольку изъятию подлежат оригиналы документов, и в случае возбуждения уголовного дела они не возвращаются. Таким образом, с одной стороны, опись позволяет идентифицировать изъятый документ, а с другой - дает право физическому лицу или представителю юридического лица впоследствии требовать конкретные документы и исключить их подмену или предъявить претензии в связи с их утратой органами милиции.
Если после завершения проверки не установлено нарушений законодательства, то оригиналы документов подлежат возврату их собственнику. О факте возврата в целостности всех документов может быть взята расписка с руководителя (индивидуального предпринимателя) или уполномоченного сотрудника фирмы (предпринимателя), например, с бухгалтера.
Акт проверки
По результатам проверки сотрудниками милиции составляется акт проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности (см. Пример 5) в трех экземплярах, которые подписываются всеми проверяющими. Первый и второй экземпляры акта вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органах милиции. Третий экземпляр акта вручается представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю или его представителю) под расписку с соответствующей отметкой в первом экземпляре акта проверки.
В случае отказа от получения акта проверки, а также при невозможности вручить акт проверки по иным обстоятельствам, об этом делается отметка в акте проверки, удостоверенная подписями проверяющих. При этом экземпляр акта проверки направляется руководителю проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.
Пример 5
Акт N 22
-----
проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской,
торговой деятельности
Общества с ограниченной ответственностью "Эконта", ООО "Эконта"
-------------------------------------------------------------------------
(полное и сокращенное наименование юридического лица, фамилия, имя,
отчество лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица ИНН)
бухгалтерия ООО "Эконта" 02 сентября 2005 г.
--------------------------- ------------------------
(место проведения проверки) (дата составления акта)
Нами (мною), Старшим оперуполномоченным ОБЭП капитаном мил. Ануфриевым
------------------------------------------------------------
А.С., оперуполномоченным ОБЭП старшим л-том мил. Казаковым Е.А.,
-------------------------------------------------------------------------
оперуполномоченным УНП капитаном мил. Петровым В.Н.
-------------------------------------------------------------------------
(специальные(ое) звания (е), Ф.И.О. должности(ь), лиц(а),
проводивших(его) проверку
на основании постановления от " 01 " сентября 200 5 г. N 21 проведена
---- --------- --- ----
проверка финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой
деятельности: в качестве средств фиксации при осмотре складских и
-----------------------------------------------------------
торговых помещений применялись видеозапись в соотв. с треб. п. 7 Приказа
-------------------------------------------------------------------------
МВД РФ от 2 августа 2005 г. N 636
-------------------------------------------------------------------------
(отметка о применении технических средств фиксации данных и полученных
при этом материалах)
Проверка начата 01 сентября 2005 г., окончена 02 сентября 2005 г.
-------------------- -----------------------
В процессе проверки выявлено внесение подложных записей в первичные
-------------------------------------------------------------------------
(накладные N 131 от 10.01.05 г.; N 134 от 15.02.05 г.; N 231 от
-------------------------------------------------------------------------
10.05.05 г.) и сводные документы (кассовые отчеты) в период с 10.01.2005
-------------------------------------------------------------------------
по 10.06.2005 г. в результате сверки взаиморасчетов ООО "Эконта" с
-------------------------------------------------------------------------
документальными данными его поставщика ООО "Оптторг". Кроме того,
-------------------------------------------------------------------------
работниками бухгалтерии не представлены для изучения расходные кассовые
-------------------------------------------------------------------------
ордера N 123 от 12.03.05; N 124 от 14.03.05 на выдачу денежных средств
-------------------------------------------------------------------------
руководителю ИЧП "Вега" Плотникову П.А. за поставку им товара на сумму
-------------------------------------------------------------------------
125 000 руб.
-------------------------------------------------------------------------
Приводятся факты правонарушений в соответствии с требованиями,
изложенными в Инструкции, а также иные сведения (при необходимости).
По результатам настоящей проверки установлено: нарушение финансовой
--------------------------
деятельности в ООО "Эконта" в период с 01.01.2005 г. по 10.06.2005 г.,
-------------------------------------------------------------------------
выразившееся во внесении подложных записей в бухгалтерские документы
-------------------------------------------------------------------------
Подписи сотрудников милиции:
Ануфриев А.С. Ануфриев
------------------------------------- -----------------
(подпись)
Казаков Е.А. Казаков
------------------------------------- ----------------
(подпись)
Петров В.Н. Петров
------------------------------------- ---------------
(подпись)
Копию акта получил
Коммерческий директор ООО "Эконта" Марков С.С. Марков
------------------------------------------------ --------------
(подпись)
Отметка об отказе от получения акта или о направлении по почте
----------
Особенности оформления ревизий,
проведенных по инициативе органов милиции
Ревизия, как и проверка, назначается уполномоченными на то должностными лицами органов милиции. Законодательство предусматривает (п. 25 ст. 11 Закона РФ "О милиции) как самостоятельное проведение ревизии сотрудниками милиции, так и их право требовать проведения таковой другими органами финансового контроля.
В первом случае для проведения ревизии могут привлекаться сотрудники отдела документальных проверок и ревизий УНП, оперативные сотрудники, а также специалисты-ревизоры подразделений ОВД по налоговым преступлениям.
Во втором случае сотрудники милиции могут привлекать ревизоров службы финансово-бюджетного надзора*(3), ревизоров налоговых инспекций и структурных подразделений ЦБ РФ и др. Наиболее подробно процедура организации и проведения ревизии по требованию правоохранительных органов регламентирована в межведомственных приказах*(4).
Ревизия представляет собой комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Поэтому в процессе ее проведения могут применяться различные методы документальной (формальная, арифметическая, нормативная, встречная проверка и др.) и фактической проверки (инвентаризация, контрольные операции, получение образцов сырья и продукции для исследования и др.).
При решении вопроса об организации ревизии сотрудники милиции определяют, какие обстоятельства подлежат выяснению с ее помощью, к деятельности какого предприятия или отдельных должностных лиц они относятся, какой период деятельности необходимо охватить проверкой, возможно ли проведение проверки ревизионными методами.
При необходимости ими могут быть осуществлены подготовительные действия:
- проведение опросов, осмотров, а также оперативно-розыскных мероприятий;
- изучение нормативного материала об особенностях производства ревизии в системе того ведомства, в котором находится организация, подлежащая проверке;
- консультация со специалистами (бухгалтерами, экономистами, товароведами, технологами и др.).
По делам о хищениях ревизии и документальные проверки должны проводиться правоохранительными органами до возбуждения уголовного дела*(5).
Основаниями для проведения ревизии являются:
- наличие проверенной информации о конкретных фактах хищений и злоупотреблений должностных и материально-ответственных лиц, требующей проверки всей деятельности организации или ее структурных подразделений (или индивидуального предпринимателя);
- обнаружение органами милиции документальных и фактических несоответствий, которые могут быть установлены только ревизионными методами;
- выявление при инвентаризации крупных недостач или излишков, если материалы этой инвентаризации не проверялись ревизионным путем ранее;
- задержание с поличным материально-ответственных, должностных или иных причастных лиц при совершении хищения.
Акт ревизии
По результатам ревизии, согласно п. 21 Инструкции, сотрудниками милиции составляется акт ревизии в трех экземплярах, который подписывается всеми проверяющими (Пример 6).
Первый и второй экземпляры акта ревизии вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органе внутренних дел (органе милиции).
Третий экземпляр акта вручается представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю либо его представителю) под расписку с отметкой в первом экземпляре акта ревизии. В случае отказа от получения акта ревизии, а также при невозможности вручить его по иным обстоятельствам, об этом в акте делается отметка, удостоверенная подписями проверяющих, а его экземпляр направляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания ревизии.
Пример 6
Акт N 12
ревизии финансовой, хозяйственной,
предпринимательской, торговой деятельности
Общества с ограниченной ответственностью "Петерсофт", ООО "Петерсофт"
-------------------------------------------------------------------------
(полное и сокращенное наименование юридического лица, фамилия, имя,
отчество лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, ИНН)
бухгалтерия ООО "Петерсофт" 15 сентября 2005 г.
-------------------------------- ------------------------
(место проведения ревизии) (дата составления акта)
Нами (мною), Старшим оперуполномоченным УНП УВД Липецкой обл. майором
-------------------------------------------------------------
мил. Порошковым А.П., специалистом отдела документальных проверок и
-------------------------------------------------------------------------
ревизий УНП УВД Липецкой обл. капитаном мил. Лесковым М.П.
-------------------------------------------------------------------------
(специальные(ое) звания (е), Ф.И.О., должности(ь), лиц(а),
проводивших(его) ревизию
на основании постановления от "14" сентября 2005 г. N 41 проведена
---- --------- --
ревизия финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой
деятельности: ООО "Петерсофт"
-----------------------------------------------------------
за период с 01 января 2005 г. по 01 июля 2005 г.
---------------- ----------------
-------------------------------------------------------------------------
(отметка о применении технических средств фиксации данных и полученных
при этом материалах)
1. Общая часть
1.1. Ревизия начата 15 сентября 2005 г., окончена 15 сентября 2005 г.
-------------------- ----------------------
1.2. Лицами, ответственными за финансово-хозяйственную деятельность в
проверяемом периоде являлись:
Генеральный директор Бобров Ю.Н.
--------------------------------------------------------------------------
Генеральный директор Пронина Н.К.
--------------------------------------------------------------------------
(наименование должности, Ф.И.О.)
1.3. Юридический адрес:
609733, г. Липецк, ул. Парковая, д. 14
-------------------------------------------------------------------------
Место осуществления финансово-хозяйственной деятельности
-------------------------------------------------------------------------
(указывается в случае осуществления деятельности не по месту регистрации)
1.4. ООО "Петерсофт"
--------------------------------------------------------------------
(наименование юридического лица, данные лица, осуществляющего
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица)
имеет лицензию N Е 023009 выданную от "15" марта 2004 г.,
--------------- -----------------------
Администрацией г. Липецка
-------------------------------------------------------------------------
(наименование органа, выдавшего лицензию)
на осуществление оптовой деятельности - лицензия N 23187 от 10.11.2002
---------------------------------------------------------
г.; производственной деятельности - лицензия N 23291 от 11.12.2003
-------------------------------------------------------------------------
(указывается лицензируемый вид деятельности и приводятся данные о наличии
всех лицензий на право осуществления отдельных видов деятельности, а
также сроки начала и окончания действия лицензии)
1.5. Фактически за проверяемый период юридическое(ие) лицо(а), лицо(а),
осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица) осуществляло(ли): оптовую и производственную
------------------------------------
деятельность
-------------------------------------------------------------------------
(указываются виды деятельности)
1.6. Сведения о счетах в банках: расчетный счет 69009019700000000057
----------------------------------------
в ОАО "Промбанк"
-------------------------------------------------------------------------
1.7. Учетная политика: учетная политика сформирована в соответствии с
--------------------------------------------------
законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете,
-------------------------------------------------------------------------
нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет
-------------------------------------------------------------------------
1.8. Виды деятельности, запрещенные действующим законодательством: не
-------
осуществляла виды деятельности, запрещенные законодательством
-------------------------------------------------------------------------
2. Описательная часть
Ревизия проводилась на выборочной основе и включала в себя изучение
-------------------------------------------------------------------------
документальных данных, подтверждающих значение и раскрытие в
-------------------------------------------------------------------------
бухгалтерской отчетности информации о финансово-хозяйственной
-------------------------------------------------------------------------
деятельности ООО "Петерсофт", оценку принципов и методов ведения
-------------------------------------------------------------------------
бухгалтерского учета, правил подготовки бухгалтерской отчетности.
-------------------------------------------------------------------------
Бухгалтерский учет в указанной организации ведется с нарушением
-------------------------------------------------------------------------
требований Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском
-------------------------------------------------------------------------
учете", Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
-------------------------------------------------------------------------
отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. N 34н (в ред. от
-------------------------------------------------------------------------
24.03.2000 г. N 31н), ПБУ 4/99, утв. Приказом Минфина от 06.07.99 г.
-------------------------------------------------------------------------
N 43н. Обороты и сальдо по Главной книге не соответствуют представленным
-------------------------------------------------------------------------
в процессе ревизии первичным документам и бухгалтерским регистрам.
-------------------------------------------------------------------------
Приводятся документально подтвержденные факты правонарушений в
соответствии с требованиями, изложенными в Инструкции.
3. Итоговая часть
3.1. По результатам настоящей ревизии установлено: бухгалтерская
-----------------------
отчетность за проверяемый период ведется таким образом, что она не
-------------------------------------------------------------------------
обеспечивает в связи с указанными выше обстоятельствами отражение активов
-------------------------------------------------------------------------
и пассивов ООО "Петерсофт" по состоянию на 31.12.2005 г., в соответствии
-------------------------------------------------------------------------
с требованиями приказа Минфина РФ "О годовой бухгалтерской отчетности
-------------------------------------------------------------------------
организаций" N 60н от 28.06.2000 г.
-------------------------------------------------------------------------
Таким образом, в проверяемой организации имеются нарушения финансовой
-------------------------------------------------------------------------
деятельности.
-------------------------------------------------------------------------
Подписи сотрудников милиции:
Порошков А.П. Порошков
---------------------------------- -------------------
(подпись)
Лесков М.П. Лесков
---------------------------------- -------------------
(подпись)
Копию акта получил
Коммерческий директор Бобров Ю.Н. Бобров
------------------------------------ -----------------
(подпись)
Отметка об отказе от получения акта или о направлении по почте
-----------
Принятие решения должностными лицами органов милиции по результатам
проверок и ревизий хозяйствующих субъектов
По результатам проверок и ревизий сотрудником милиции принимается одно из следующих решений:
1. Составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ). В дальнейшем, в соответствии со ст.ст. 144, 145 УПК РФ, решается вопрос:
- о возбуждении уголовного дела, т.к. сведения, сообщенные в рапорте о совершенном или готовящемся преступлении, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ являются поводом для возбуждения уголовного дела;
- об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
- о передаче сообщения по подследственности (ст. 151 УПК РФ);
2. Материалы передаются по подведомственности, в том числе о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Материалы могут быть также переданы по подведомственности в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (ст.ст. 116-122 НК РФ)
3. О возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Например, сотрудником милиции может быть составлен административный протокол о нарушении ст.ст. 15.1-15.3, 15.6-15.8, 15.14-15.16 КоАП РФ.
4. Завершение проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства РФ.
О принятом по результатам проверки решении в трехдневный срок извещается организация или индивидуальный предприниматель, в отношении которого она проводилась.
* * *
Таким образом, можно констатировать, что принятая Инструкция поставила работников правоохранительных органов в жесткие рамки и ограничила возможность неправомерных действий с их стороны в отношении бизнеса.
Е.С. Дубоносов,
к.ю.н., доцент, начальник кафедры ТФ МосУ МВД России
"Налоговый учет для бухгалтера", N 9, сентябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Право проведения схожего мероприятия "проверочная закупка" сохранилось только у оперативно-розыскных органов (п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"); ст. 36 ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
*(2) Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ: приказ МВД России от 13.08.2003 N 634.
*(3) Об утверждении Положения о службе финансово-бюджетного надзора. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278; Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора: Постановление Правительства РФ от 08.04.2004 N 198;
*(4) Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Минфина РФ с Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ, ФСБ РФ при назначении и проведении ревизий (проверок). Приказ от 07.12.1999 N 89н/1033/717.
*(5) П. 4.1.9. Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений, утв. приказом МВД России от 20.06.1996 N 334.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru