О некоторых международных принципах
налогового администрирования
В течение последних десятилетий в ОЭСР все больше набирает силу тенденция рассмотрения деятельности налоговых органов не только и не столько как органов, выполняющих исключительно контрольно-надзорные функции, но оказывающих "услуги" налогоплательщикам. Эта тенденция выражается в стимулировании большей открытости и доступности деятельности налоговых органов и полноценного информирования налогоплательщиков. Она также очевидна в свете общих административных реформ, направленных на эффективность системы государственного управления в целом и управления финансами в частности. При этом одной из задач является выстраивание надежных рабочих отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками с признанием общей задачи - своевременной, минимально бюрократизированной уплаты (сбора) налогов. Особое внимание при этом уделяется крупнейшим налогоплательщикам: почти в 2/3 стран - членов ОЭСР в налоговых органах создаются специальные подразделения, занимающиеся администрированием крупнейших налогоплательщиков по тем или иным направлениям*(1).
В проведенном в 2002 году МВФ исследовании*(2) опыта 40 стран по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков, в частности, прослеживается мысль о том, что успех создания и функционирования отдельных подразделений по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков не будет достигнут без последовательной политической и управленческой поддержки, а также без общей реформы налогового администрирования. Подчеркивается особая роль налогового администрирования, критерием которого служит соблюдение налогоплательщиком налогового законодательства*(3).
В данном контексте целесообразно привести и извлечения из разработанной ОЭСР в 1999 году (с изменениями в 2001 году) Практической записки о принципах хорошего налогового администрирования*(4), отдельная часть которой посвящена взаимоотношениям налоговых органов и налогоплательщиков.
Отношения с налогоплательщиками*(5)
(Извлечение)
10. Важной задачей налоговых органов является быть отзывчивыми к индивидуальным обстоятельствам налогоплательщиков, оставаясь последовательными.
11. Отзывчивость выражается в доступном, зависимом от обстоятельств и своевременном информировании, а также в аккуратном и своевременном рассмотрении обращений и апелляций. Это может быть достигнуто путем построения системы и процедур, которые в наибольшей мере направлены на нужды налогоплательщиков, а не налоговой администрации. Примерами этого могли бы служить: облегчение связей с налогоплательщиками через систему единых окон, с тем чтобы обеспечить доступность услуг там и тогда, где и когда они нужны; усилия, направленные на разработку усовершенствованных электронных средств связи между налогоплательщиком и налоговым органом, которые могли бы включить возможность электронной подачи деклараций, введение средств электронных платежей и on-line доступа к балансам.
12. Хороший налоговый орган консультируется с налогоплательщиками и другими заинтересованными сторонами по вопросам изменения и развития существенных вопросов налоговой политики и процедур. Это позволяет быть уверенным в том, что расходы на исполнение налоговых обязанностей будут поддерживаться на минимальном уровне, необходимом для достижения правильного исполнения обязанностей в соответствии с налоговым законодательством. Налоговые органы должны также сотрудничать с органами регулирования в создании подходящих общеуправленческих подходов по снижению расходов на исполнение налоговой обязанности с учетом интересов всех уровней управления.
13. Последовательность достигается тем, что применяющаяся политика и процедуры прозрачны и соответствуют национальному налоговому законодательству, международным налоговым соглашениям и нормам. Последовательность также предполагает, что права и обязанности налогоплательщиков, процедуры обжалования и восстановительные механизмы обозначены и доведены до сведения через справочники, приказы, средства массовой информации и образовательные программы.
14. Информация о налогоплательщике должна использоваться только в том объеме, в котором это допустимо законодательством. Законодательство, позволяющее использование информации, которой располагает налоговая администрация (иной, чем была получена в порядке обмена по договорам) для иных целей, чем цели администрирования, должно быть ограничено.
Руководство по отношениям с налогоплательщиками
15. Налоговые органы призываются:
1.1 применять налоговое законодательство честным, заслуживающим доверие и прозрачным образом;
1.2 обозначать и сообщать налогоплательщикам их права и обязанности, а также доступные процедуры обжалования и восстановительные механизмы (механизмы возмещения);
1.3 предоставлять информацию по существу последовательно и аккуратно, своевременно рассматривать запросы, обращения и жалобы налогоплательщиков;
1.4 обеспечивать наличие доступной и надежной информационной службы по правам и обязанностям налогоплательщиков, установленным в законодательстве;
1.5 гарантировать, что расходы на исполнение налоговых обязанностей поддерживаются на минимальном уровне, необходимом для достижения исполнения обязанностей в соответствии с налоговым законодательством;
1.6 предоставлять налогоплательщикам там, где это возможно, право высказать свое мнение в отношении изменений в политике администрирования и процедурах;
1.7 использовать информацию о налогоплательщике только в пределах, установленных законодательством;
1.8 развивать и поддерживать хорошие рабочие отношения с клиентскими группами и широкой общественностью.
И.В. Калинина,
директор правовой экспертной инициативы LegalStudies.RU,
канд. юрид. наук, LL. M. (Германия)
"Налоговед", N 9, сентябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Tax Administration in OECD Countries: Comparative Information Series (2004). - P. 12.
*(2) См.: Improving Large Taxpayers' Compliance:A Review of Country Experience. By a Staff Team Led by Katherine Baer. 2002. International Monetary Fund. April 29, 2002.
*(3) См.: Обзор исследования МВФ на http://www.imf.org/external/pubs/nft/op/215/index.htm.
*(4) См.: OECD: Principles of Good Tax Administration - Practice Note. Prepared by the OECD Committee of Fiscal Affairs Forum on Strategic Management. GAP001, Issued: 25 June 1999, Amended: 2 May, 2001. - P. 4.
*(5) Перевод подготовлен АНО ЛигалСтадис.РУ для использования в качестве информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговед"
Учредители: ООО "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", ЗАО "ИКП".
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-16936 от 10.11.2003.
Издается при интеллектуальной и информационной поддержке юридической компании ООО "Пепеляев, Гольцблат и партнеры".
Адрес редакции: 123610, Москва, Краснопресненская набережная, д. 12, Центр Международной Торговли-II.
Телефоны редакции: (495) 267-82-06.
e-mail: info@nalogoved.ru
Подписка через почтовые отделения:
Индекс в каталоге "Роспечать" - 84297
Индекс в каталоге российской прессы "Почта России" - 11495
Индекс в объединенном каталоге "Пресса России" - 87914