Современные методы управления предприятиями на страницах изданий
"Финансовой газеты"
Под таким названием в рамках выставки SofTool 2005 редакция "Финансовой газеты" провела "круглый стол", посвященный современным тенденциям развития систем управления предприятиями, направленных на повышение эффективности бизнеса. Для участия в "круглом столе" были приглашены руководители и ведущие специалисты различных фирм, представленных на российском рынке информационных технологий, - разработчики программных продуктов, внедренческие и консалтинговые компании.
Первым выступил президент корпорации "Галактика" Николай Красилов. Он кратко рассмотрел основные особенности современного ИТ-рынка, а также отметил широкое распространение различных управленческих концепций. Говоря о последней разработке корпорации - "Галактика-ERP", он обратил внимание на то, что эта система - только часть более широкой "Галактика Бизнес-Suite". Термин "ERP-система", получивший в последнее время широкое распространение, отражает современное состояние функционала систем управления и, несмотря на появление других более "современных" концепций, еще длительное время будет определяющим на ИТ-рынке.
Новые решения, развивающие ERP-системы, базируются на двух ключевых принципах. Прежде всего это управление потоком работ, где четко сформулированы все бизнес-процессы. Кроме того, при наличии компьютерного парка и программного обеспечения, которые предприятия не хотят, да и не могут полностью обновить, появляется необходимость в создании объединяющей управленческой концепции, надстраиваемой на уже работающие системы и значительно их дополняющие.
Продолжая разговор о новых управленческих концепциях, заместитель директора департамента развития бизнеса компании ЛАНИТ Дмитрий Исаев согласился с тем, что системы класса ERP будут востребованы не только потому, что в них вложены большие инвестиции, но и потому, что они объективно необходимы для решения рутинных задач управления, таких, как бухгалтерский и управленческий учет.
Тем не менее в последнее время получила развитие концепция BPM (Business Perfomance Management), что на русский язык обычно переводится как "управление эффективностью бизнеса". Причин ее появления несколько. Помимо задач текущего управления предприятием есть задачи стратегические, и при этом необходима связь между стратегическими целями предприятия и реальными действиями по их реализации. Специалистами ЛАНИТ издана книга "Концепция Business Perfomance Management", в которой изложены ее основные принципы. Некоторые из представленных в ней материалов были опубликованы на страницах "Финансовой газеты". Сейчас готовится второе издание этой книги. Ряд новых положений концепции будет также рассмотрен в "Финансовой газете".
По мнению выступавшего, системы классов ERP и BPM не конкурируют между собой, поскольку решают разные задачи во имя одной общей цели - повышение эффективности корпоративного управления. Эти системы объективно необходимы на современном предприятии и должны взаимодействовать между собой.
Директор департамента ИТ-консалтинга компании "IDS Scheer/Логика бизнеса" Андрей Коптелов выразил удовлетворение тем, что разработчики ERP-систем наконец-то обратили внимание на управление процессами. Управлять предприятием можно только через управление бизнес-процессами. Что касается терминологии, то они в своей работе используют в отличие от Business Perfomance Mаnagement термин "Business Process Mаnagement", но подходы аналогичны.
Наряду с ERP-системами, используемыми при автоматизации деятельности предприятия, имеется еще один широкий класс систем, функционал которых также активно востребован. Это Workflow-системы, основанные на процессном управлении. На ИТ-рынке они присутствуют уже более 20 лет и успешно помогают автоматизировать бизнес-процессы. При процессном подходе повышается вероятность того, что внедрение будет успешным.
Директор по развитию среднего и малого бизнеса компании SAP Александр Антипов справедливо отметил, что помимо российских разработок на ИТ-рынке в нашей стране успешно работают управленческие системы крупных западных компаний, таких, как, например, SAP. Традиционно компания известна своими решениями для крупных корпоративных клиентов, но в последнее время она активно продвигается в сферу деятельности малого и среднего бизнеса. Однако небольшие компании не всегда стремятся к автоматизации управленческих задач, поскольку не имеют больших административных ресурсов. Кроме того, в настоящее время конкуренция в этом секторе деятельности еще недостаточно сильна, чтобы появилась потребность в активном повседневном применении ERP-решений. С ее развитием вопросы эффективности бизнеса, управления ресурсами (людскими, финансовыми, производственными) выйдут на первый план, и тогда существенно возрастет потребность в использовании систем класса ERP. Но никакое бизнес-решение не дает преимущество само по себе. Преимущество дает высвобождающийся ресурс руководства, которое получает возможность отслеживать все бизнес-процессы на производстве, оперативно и правильно принимать управленческие решения.
Эдуард Давиджан, представлявший фирму Microsoft, в своем выступлении обратил внимание на стремительные изменения, происходящие в бизнес-окружении. Возможность быстро адаптироваться и реагировать на эти изменения предоставляют системы BPF (Business Process Fusion), построенные не по функциональному признаку, как многие ERP-системы, а по процессному, т.е. когда все бизнес-процессы выстраиваются в единую цепочку, а все бизнес-приложения - документооборот, управление производством, персоналом, финансами - интегрированы между собой. В концепции BPF главная роль отводится бизнес-анализу.
Выступивший от имени фирмы "1С" Игорь Скородумов отметил, что, хотя "1С" свои решения на платформе 8.0 явно не позиционирует как ERP-системы, однако по своей функциональности их можно вполне отнести к классу ERP. Позиция фирмы заключается в том, чтобы решать задачи массовых клиентов и удовлетворять их реальные потребности.
У предприятий среднего бизнеса интересы сместились в область управленческих решений, поскольку на первый план выходят задачи эффективности бизнеса. Поэтому "1С" активно заявила себя на рынке управленческих систем.
Однако по-прежнему существует круг клиентов, у которых потребность в учетных системах является главной. Например, это различные государственные структуры.
Разработчики программного обеспечения фирмы "1С" работали, работают и будут работать на этом рынке, стараясь предлагать им самые лучшие решения в области регламентированного учета.
Свои основные решения по автоматизации бухгалтерского учета фирма "1С" всегда отражала в своих публикациях на страницах "Финансовой газеты" и будет это делать при разработке решений для управления предприятиями.
Вопросы управления предприятиями малого и среднего бизнеса получили развитие в выступлении директора по продажам компании "ТБ.Софт" Сергея Алексеева. Он сказал, что в основе управления такими предприятиями лежит оперативное управление ресурсами (денежными, материальными и людскими). Бесспорно, нужно использовать современные подходы и технологии, перечисленные в предыдущих выступлениях. Однако хотелось бы перенести суть этих технологий на понятный язык значительного сегмента компаний на российском рынке, требования которых сводятся к одному тезису - "получение оперативного контроля над бизнесом". Можно представить типовой портрет такой компании. Как правило, ее собственник является одновременно управляющим, количество пользователей ИТ-приложений - от 40 до 200 рабочих мест, существуют нескольких юридических лиц, разнообразные виды деятельности, набор локальных бизнес-приложений различных производителей, отсутствуют профессиональные менеджеры. Отсюда основная проблема таких компаний - потеря управляемости вследствие роста информационных, денежных и товарных потоков, отсутствия системы показателей эффективности, регламентов операционных бизнес-процессов, единой учетной политики и постановки управленческого учета, несвоевременности предоставления информации для принятия решений.
Хотелось, чтобы на страницах изданий "Финансовой газеты" освещались не только технологии, применимые к крупным вертикальным структурам, но и решения и подходы для средних компаний российского бизнеса.
Компания "Открытые технологии" известна на российском ИТ-рынке как системный интегратор. На "круглом столе" ее представлял Александр Ларюков. Он отметил, что получение оперативных, актуальных и достоверных аналитических данных в системах класса BPM наиболее эффективно при наличии единой системы управления основными видами деятельности предприятия (снабжение, производство, сбыт, кадры, взаимоотношения с клиентами и т.п.). В качестве примера такой системы может выступать, например, комплекс бизнес-приложений Oracle E-Business Suite.
Вице-президент, финансовый директор компании КВАЗАР-Микро Владимир Ясинский высказал мнение, что ERP-системы предназначены не только для эффективного управления предприятием. Они прежде всего направлены на реализацию стратегии предприятия. Опыт внедрения продуктов компании Oracle показал, что при автоматизации рутинных бизнес-процессов освобождаются ресурсы для решения стратегических задач, которые стоят перед руководством предприятия.
Сергей Башмаков, генеральный директор компании MiraxSoftware (разработчик системы управления предприятием XBusiness Control), заметил, что российский рынок программного обеспечения для управления предприятиями постоянно развивается, однако многие компании малого и среднего бизнеса пока не включились в этот процесс. Чаще всего они "не идут" дальше офисных приложений и автоматизации налоговой отчетности. Небольшие компании, хотя и понимают необходимость использования современных систем управления предприятием, нередко боятся даже начинать их внедрение: системы стоят дорого, внедрение длится месяцами - и никаких гарантий результата. Необходимо для таких предприятий изменить условия оплаты системы - оплачивать ее приобретение только в случае успешного завершения внедрения.
Вице-президент компании Sputnik Labs Игорь Гельманов не согласился с мнением, что компании не готовы платить за автоматизацию. Все зависит от конкретной компании, от того, подходит ли формально ее топ-менеджмент к определению своей стратегии или нет, как на практике эта стратегия повлияет на основную деятельность. В любом случае практика показывает, что на российском рынке уже давно есть большое число компаний, относящихся к автоматизации крайне серьезно, понимающих, что информационные технологии действительно способны повысить эффективность бизнеса. Но, как только компания поймет, чего она на самом деле хочет, какие бизнес-задачи стоят перед ней, она сможет адекватно оценить выгоды от применения информационных технологий.
Оказание высококачественных услуг массовому клиенту, способность поддерживать установившиеся отношения с каждым клиентом в условиях динамичного роста клиентской базы являются важнейшими источниками роста доходов компании. С точки зрения автоматизации это означает повышение спроса на CRM-технологии, которые становятся все более востребованными.
Управляющий партнер компании МаgConsulting Андрей Гершун, анализируя современный управленческий консалтинг, отметил влияние на него изменений, происходящих на ИТ-рынке.
В последнее время развивается бизнес-система России, меняются и задачи управления, которые решают предприятия. Можно сказать, что наступила эпоха "постановки управленческого учета и бюджетирования". Какие же задачи будут актуальны в течение нескольких лет?
Безусловно, одной из тенденций на рынке является рост компаний. Они повышают объемы операций, увеличиваются в размерах и имеют все более распределенную структуру. Сложная структура компании требует специальных подходов к построению комплексной системы управления, например использование единых корпоративных стандартов. Необходима более широкая интеграция между системами управления и поддерживающими их автоматизированными системами.
Для количественного роста компании следует внедрять системы управления, позволяющие в значительной степени структурировать бизнес, которые по своей природе сродни бюрократизации. Сейчас нужна именно эффективная бюрократизация, чтобы строить крупный бизнес (где главную роль играет уже не предпринимательство, а регулярный менеджмент).
Большинство правил игры на рынках уже сложилось, поэтому у компаний появились задачи не только оперативного, но и стратегического управления, а также возможность использовать инструменты, такие, как сбалансированная система показателей.
В настоящее время усилилась конкуренция и, как следствие, наметилась тенденция к снижению доходности на рынке по мере прихода соперников, поэтому вопросы использования инструментов повышения эффективности весьма актуальны. Причем основные резервы эффективности находятся уже не столько в производстве, сколько в системе управления.
Все большую роль играет управление изменениями, так как недостаточно только поставить и автоматизировать инструменты управления, надо изменять и саму компанию. Системы мотивации, эффективной коммуникации, лидерства - вот лишь небольшой перечень таких инструментов.
Происходят изменения и на рынке управленческого консалтинга: повышается уровень профессионализма сотрудников клиентских компаний, их знаний предмета, терминологии, подходов, способов реализации и, как следствие, наблюдается готовность принимать "стандартные" относительно не дорогие консультационные продукты по всей пирамиде управления, под которые обычно существуют и автоматизированные решения. Естественно, что "нестандартные" задачи не исчезли, только их уровень стал совершенно другим.
Вопросам управленческого консалтинга необходимо на страницах изданий "Финансовой газеты" уделять большее внимание.
Развивая направление управленческого консалтинга Андрей Шевелев, менеджер по развитию бизнеса отделения по работе с корпоративными клиентами компании "ФОРС - Центр разработки", отметил, что далеко не все даже крупные компании могут позволить себе воспользоваться "дорогим" бизнес-консалтингом. Зачастую при выборе "тяжелой" ERP-системы исходят из популярности брэнда или субъективных предпочтений. Компания "ФОРС - Центр разработки" занимается консалтингом, важнейшей частью которого является моделирование бизнес-процессов заказчика. При таком моделировании и последующем анализе бизнес-процессов предприятия компания использует продукты и технологии британской компании Casewise. В качестве консалтинговой услуги предлагается проведение относительно малозатратного предварительного обследования, позволяющего выстроить модель бизнес-процессов предприятия и рассмотреть различные сценарии - "что, если". Именно экономичность этого метода, широкие возможности при проведении анализа, оптимизации и реинжиниринга деятельности заказчика определяют высокий спрос на такие услуги в различных отраслях.
Бизнес-консультант департамента бизнес-решений компании Digital Design Владислав Нефедов отметил, что традиционно ERP-системы воплощают функциональную структуру организации. Как правило, в них отсутствует процессная составляющая. Подсистемы класса Workflow способны придать процессную динамику по большей части учетным функциям ERP-систем. Таким образом, система становится активной: она позволяет отслеживать определенные события, вовремя формировать сотрудникам задания к исполнению в соответствии с заданным регламентом, контролировать ход работ и накапливать метрики процесса для анализа. Например, в системе управления документами и бизнес-процессами DocsVision реализован механизм шлюзов, обеспечивающий интеграцию Workflow-подсистемы DocsVision c другими приложениями, в частности с ERP-системой Microsoft Axapta.
Директор по корпоративным проектам компании ABBYY Юрий Корюкин обратил внимание присутствовавших на роль электронного документооборота в повышении эффективности работы любого предприятия. Электронный документ, избавляя руководителей предприятия от рутинной работы по контролю за исполнением поступивших запросов, вместе с тем позволяет значительно ускорить процесс прохождения (на "исполнение") различных заказов, что является немаловажным конкурентным преимуществом для многих предприятий.
В обсуждении на "круглом столе" были также затронуты вопросы аутсорсинга. Людмила Старикова, представитель компании Widexs, занимающейся аутсорсингом инфраструктуры предприятия, отметила, что аутсорсинг - это средство повышения эффективности любого предприятия, включая сферу малого и среднего бизнеса. Для внедрения информационных технологий требуются значительные затраты и наличие ИТ-служб или ИТ-специалистов на предприятии. Для средних предприятий это - дорогое удовольствие. Есть бизнес-процессы, не являющиеся для них основными видами деятельности. В этих случаях аутсорсинг отдельных непрофильных бизнес-приложений, размещение их в специализированных сервисных центрах позволят оптимизировать бизнес-процессы на предприятии и сосредоточиться на основных управленческих решениях.
Залогом успеха и эффективного развития компании в условиях современного бизнеса является способность постоянно повышать квалификацию своих сотрудников. Этим вопросам было посвящено выступление руководителя отдела перспективного развития тренинга Владимира Берлизова, представителя корпоративного учебного центра REDCENTER. Он отметил, что системы дистанционного тренинга дают возможность сотрудникам предприятия обучаться без отрыва от производственной деятельности. Процесс подготовки персонала сейчас должен рассматриваться как одно из средств повышения эффективности работы компании. Необходимо создавать на предприятиях специальные структуры, нацеленные на отслеживание уровня знаний, переподготовку персонала и управление компетенциями. Обучение должно стать обязательной составляющей стратегии развития персонала. Использование дистанционной формы обучения позволяет избежать устаревания знаний и рассматривать обучение в качестве одного из элементов совершенствования компании в условиях конкуренции.
Продолжая эту мысль, Игорь Якобсон, главный эксперт санкт-петербургской компании "Компас", высказал мнение о необходимости расширения данной тематики на страницах "Финансовой газеты". Продуктам класса HRm (Human Resources Management - управление отношениями между людьми), востребованность которых постоянно растет, нужно уделять большее внимание.
Подводя итоги работы "круглого стола", его ведущий, представитель редакции "Финансовой газеты" Вадим Якобс, отметил важность вопросов, затронутых при обсуждении. Он согласился с высказанными мнениями ряда выступавших на "круглом столе" о необходимости расширения тематики управления предприятиями на страницах изданий "Финансовой газеты".
"Финансовая газета", N 40, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71