Комментарий к письму Федеральной налоговой службы
от 28 июля 2005 г. N 05-1-03/267
"О применении налоговыми органами пенсионного законодательства"
Опубликованное письмо посвящено проблеме разделения контрольных функций между налоговым ведомством и отделениями Пенсионного фонда в части ответственности страхователей за невыполнение требований Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
Упомянутый Закон выделяет две группы страхователей по платежам на обязательное пенсионное страхование. Первая - это работодатели, которые заключают трудовые или гражданско-правовые договоры с наемными работниками и производят выплаты в их пользу: организации, индивидуальные предприниматели и граждане. Эти лица выступают страхователями по отношению к нанятому персоналу. Вторую категорию представляют лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно и являются страхователями по отношению к самим себе: предприниматели (к примеру, частным образом практикующие нотариусы) и адвокаты (подп. 1, 2 п. 1 ст. 6 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Все без исключения страхователи должны быть зарегистрированы в соответствующих отделениях Пенсионного фонда (п. 1 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ). У фирмы в комментируемой ситуации возник вопрос, могут ли эти территориальные структуры налагать штрафы на страхователей за нарушение сроков "пенсионной" регистрации или же эти полномочия принадлежат налоговым работникам. Специалисты ФНС указали, что в функции налоговой службы входит контроль правильного расчета и уплаты пенсионных взносов (п. 1 ст. 25 Закона N 167-ФЗ), а разъяснения о правах Пенсионного фонда может давать только сам фонд. Кроме того, Закон N 167-ФЗ, как следует из его статьи 2, не относится к законодательству о налогах и сборах.
Однако, несмотря на отсутствие прямого ответа налоговых специалистов, определенные выводы относительно их позиции сделать все-таки можно. Тем более что ситуация не нова и представлена в арбитражной практике. Привлечение страхователей к ответственности за нарушение сроков регистрации, предусмотренных статьей 11 Закона N 167-ФЗ, оговорено в пункте 1 статьи 27 этого документа. Причем для наложения штрафа по этим основаниям судьям вполне достаточно требования органа Пенсионного фонда (см., например, постановление ФАС Московского округа от 27.06.2005 N КА-А40/5248-05). Таким образом, отделения Фонда вправе самостоятельно отслеживать своевременность регистрации страхователей и налагать на них штрафы за несоблюдение сроков.
И.В. Демичева,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 18, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.