Комментарий к приказу Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 102н
"О создании межведомственной комиссии по координации
взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере"
Письма с разъяснениями, противоречащими друг другу, регулярно выпускаемые сотрудниками Минфина и Федеральной налоговой службы, уже перестали кого-либо удивлять. Спорных моментов в налоговом законодательстве, по которым у каждого из ведомств имелась своя позиция, за последние несколько лет накопилось предостаточно. Особенно богатым на такие разногласия оказался последний год - с тех пор как налоговая служба фактически оказалась в подчинении у Минфина.
Когда в товарищах согласья нет...
Надо сказать, что финансисты предпринимали отчаянные попытки отделить собственные полномочия от "сфер влияния" налоговых инспекторов. Последние, по мнению работников финансовой службы, изложенному в письме от 21.09.2004 N 03-02-07/39, могли лишь "доводить до налогоплательщиков ту информацию, которая ясно прописана в Налоговом кодексе". Что же касается права трактовать неясности и противоречия налогового законодательства, то, согласно все тому же документу, оно должно было безраздельно принадлежать самому Минфину.
Казалось бы, чего проще - наладить работу с подведомственной структурой так, чтобы между ней и вышестоящим органом не было никаких противоречий. Однако министерству это не удалось: налоговая служба настойчиво продолжала выпускать собственные разъяснения по самым разнообразным вопросам трактовки Налогового кодекса. Причем довольно часто ее мнение оказывалось прямо противоположным позиции Минфина.
Недавняя причина разногласий - ошибки в коде бюджетной классификации, допущенные бухгалтером при заполнении платежки. По мнению представителей ФНС, даже если деньги попадут в нужный бюджет, налог все равно будет считаться неуплаченным (письмо ФНС России от 25.07.2005 N 10-1-13/3367). И в данном случае фирме начислят пени. Ведь, как считают инспекторы, Налоговый кодекс не предусматривает освобождения от пеней по одному налогу при наличии переплаты по другому. Интересно, что это письмо налоговая служба выпустила спустя лишь несколько месяцев после того, как Минфин обнародовал собственное мнение по данному вопросу (письмо от 01.03.2005 N 03-02-07/1-54*(1)). Стоит ли говорить, что оно было прямо противоположным? И в результате, пока два ведомства разбирались, что к чему, инспекторы продолжали начислять пени из-за ошибки, которая даже не приводит к бюджетным потерям.
Другим поводом для споров между Минфином и ФНС оказался порядок учета фирмой-"упрощенцем" затрат на приобретение товаров, предназначенных для последующей реализации. В письме от 13.05.2005 N 03-03-02-02/70*(2) работники министерства указывают, что принять такие расходы можно сразу после оплаты товара, не дожидаясь момента перепродажи продукции. А налоговые инспекторы продолжают руководствоваться устаревшим письмом МНС России от 11.06.2003 N СА-6-22/657, которое, наоборот, запрещает учитывать такие расходы до реализации товаров, и штрафуют "упрощенцев" при попытке отнести стоимость нереализованного товара на расходы.
И эти два примера, увы, не исключение. Каждый раз, выпуская новый документ на "старую" тему, сотрудники обоих ведомств обвиняют друг друга в том, что позиция оппонента противоречит закону. Какими же разъяснениями руководствоваться фирмам и предпринимателям, для которых, собственно, и должны выпускаться такие письма, остается загадкой.
Конец междоусобице?
К настоящему моменту необходимость решения данной проблемы признали как в Минфине, так и в ФНС. Именно с целью покончить с подобными разногласиями приказом Минфина России от 09.08.2005 N 102н утверждено создание Межведомственной комиссии по координации взаимодействия этих двух ведомств в налоговой сфере (Минюст России 30 августа 2005 года признал этот приказ не нуждающимся в регистрации).
Согласно документу, сформирована данная комиссия будет на паритетных началах. В ней будут участвовать равное количество представителей ФНС и Минфина (всего их тринадцать, включая председателя, которым назначен заместитель министра финансов Сергей Шаталов).
К основным задачам комиссии как раз и относится выработка согласованной позиции по вопросам применения норм законодательства. Чиновники будут также вести совместную работу по подготовке поправок в Налоговый кодекс. Планируется, что заседать комиссия будет не реже одного раза в месяц, а в случае возникновения неотложных дел будут проводиться внеочередные собрания. Решение комиссии должно приниматься большинством голосов. Причем председатель наделен правом решающего голоса. Кроме того, для поиска лучшего варианта решения того или иного вопроса комиссия сможет привлекать и сторонних участников. К таковым, как говорится в самом приказе, могут относиться не заняты
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.