Финансовые аспекты анализа квалификации поставщика
в системе государственных закупок
Анализ опыта государственных закупок свидетельствует о том, что для их квалифицированного конкурсного проведения необходимо правильно выбрать критерии оценки поставщиков. Финансовая оценка является также одним из критериев отбора поставщика и предназначена для определения финансовых рисков, которые оцениваются вместе с другими соответствующими количественными и качественными факторами, влияющими на решение о допуске потенциального поставщика к конкурсу.
Информационной базой для проведения финансовой оценки поставщиков является бухгалтерская отчетность, необходимые бухгалтерские справки (расшифровки по синтетическим счетам), а также справки из официальных органов. Именно бухгалтерская отчетность является одним из основных информационных инструментов управленческой деятельности вообще и системы государственных закупок в частности. Государственные заказчики заинтересованы в предоставлении информации, заложенной в бухгалтерской отчетности, т.к. ее анализ позволяет предотвратить потери денежных средств заказчиков, срывы сроков поставки по причинам финансового характера.
Финансовая оценка подразумевает анализ ключевых показателей отчетности: оборота, объема продаж и динамики их изменения, средств предприятия, других сильных и слабых показателей деятельности, отраженных в балансовом отчете. Для определения максимальной величины контракта, подписание которого не несет значительного риска для заказчика, можно проводить сравнение годовой суммы контракта с годовым (среднегодовым) оборотом поставщика. В Великобритании государственные организации чаще всего используют максимальный лимит в 25% (отношение годовой суммы контракта к годовому обороту). Расчет этого показателя позволяет провести экспресс-оценку финансовой устойчивости поставщика (справится ли поставщик с контрактом такого размера), его кредитоспособности (достаточно ли у поставщика ресурсов для реализации контракта, т.к. при поставках продукции бюджетной организацией чаще всего производится предоплата 20% стоимости, а полный расчет производится с поставщиком только после полной поставки продукции).
В ходе финансовой оценки изучаются данные из отчета о прибылях и убытках поставщика. Если в отчете показан убыток, это не дает права исключить этого поставщика из числа участников, т.к. вновь созданные предприятия в первые годы своей деятельности несут убыток, а данные балансового отчета могут подтверждать наличие необходимых финансовых ресурсов. Такая же ситуация может наблюдаться и в отношении предприятий, находящихся в процессе реструктуризации.
Балансовый отчет характеризует финансовое состояние предприятия на определенный момент, поэтому анализ одного балансового отчета поставщика не позволяет в достаточной степени выявить тенденции устойчивости. Финансовый анализ включает в себя расчет финансовых показателей (финансовых коэффициентов) и их сравнение с базисными величинами, изучение их динамики за ряд лет в зависимости от отрасли производства.
Методики расчета финансовых коэффициентов утверждены приказом ФСФО России от 23 января 2001 г. N 16 и рекомендованы для проведения мониторинга финансового состояния организаций.
Нами в практике госзакупок продукции для нужд здравоохранения с целью оценки финансового состояния поставщиков рассчитываются следующие коэффициенты: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент критической ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент финансовой независимости (коэффициент автономии), коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.
Показатели ликвидности характеризуют способность поставщика удовлетворить претензии держателей краткосрочных долговых обязательств.
Коэффициент автономии (финансовой независимости) определяет долю активов организации, которые покрываются за счет собственного капитала (обеспечиваются собственными источниками формирования). Показатель характеризует соотношение собственного и заемного капитала организации.
Показатель обеспеченности собственными средствами (доля собственного капитала в оборотных средствах) характеризует соотношение собственных и заемных оборотных средств и определяет степень обеспеченности хозяйственной деятельности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости.
При проведении анализа финансового состояния полученные значения финансовых коэффициентов сравнивались с утвержденными нормативами.
Министерством здравоохранения Республики Татарстан в 2004 г. проведено 23 открытых конкурса на общую сумму 58000,55 тыс. руб. на поставку медицинского оборудования, лекарственных средств, продуктов питания, на предоставление услуг по проведению общих строительных работ и т.д.
Нами проведен анализ бухгалтерской отчетности поставщиков, принимавших участие в открытых конкурсах на поставку различной продукции. Было установлено, что финансовые коэффициенты отличаются не только для разных отраслей, но и для разных предприятий одной отрасли, и полную картину финансового состояния поставщика можно получить, только проведя анализ всей совокупности финансовых показателей с учетом особенностей его деятельности.
По результатам проведенного исследования нами были предложены ориентировочные нормативные значения коэффициентов для балльной оценки поставщиков с учетом области специализации, которые, по нашему мнению, полнее отражают специфику их финансово-хозяйственной деятельности и могут использоваться конкурсной комиссией для принятия оптимальных управленческих решений по определению уровня риска, связанного с присвоением ему контракта. Оценка уровня риска проводилась на основе полученных от поставщика данных. Если уровень риска низкий, то можно приглашать этих поставщиков к участию в открытых конкурсах, если средний - можно привлекать к участию в конкурсе с учетом возможных проблем с поставщиком, высокий же уровень риска предполагает отказ в участии.
Практические рекомендации по квалифицированному проведению конкурсных закупок и финансовому анализу документации их участников сводятся к следующему:
1. В конкурсной документации желательно наличие финансовой отчетности за более длительный период, например, за последние два года работы на рынке данного вида услуг.
2. Финансовые показатели деятельности необходимо рассматривать как часть процесса оценки и управления рисками, т.к. в отдельности эти показатели не отражают способность поставщика выполнить обязательства по исполнению государственного контракта.
3. Данные, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, не дают достаточной информации для проведения финансовой оценки в полном объеме, поэтому необходимо запрашивать сведения о движении денежных средств на лицевом счете поставщика, банковскую гарантию обеспечения конкурсной заявки.
4. При проведении открытого конкурса на поставку очень дорогостоящего оборудования необходимо иметь данные о кредитном рейтинге поставщика, корпоративной стратегии предприятия, его положении на рынке, общих перспективах дальнейшего развития.
Р.С. Сафиуллин,
д.ф.н., проф., зав. кафедрой организации и управления
фармацией Казанского государственного медицинского университета
Р.Г. Тухбатуллина,
к.ф.н., ст. преподаватель кафедры общественного
здоровья, экономики и управления здравоохранением
Казанской государственной медицинской академии
"Ремедиум", N 9, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ремедиум"
Независимое отраслевое информационно-аналитическое издание для профессионалов здравоохранения.
Журнал издается в России c 1997 г. Выходит 12 номеров в год.
В основе концепции - изучение, анализ и прогнозирование развития сферы лекарственного обеспечения и аптечного дела.
Среди авторов журнала известные ученые, организаторы здравоохранения, ведущие исследователи и аналитики.
Учредитель, издатель: ООО "Информационно-издательское агентство "Ремедиум"
Адрес: г. Москва, ул. Бакунинская, 71, стр. 10
Тел.: (095) 780-34-25;
Факс (095) 780-34-26
Для корреспонденции: 105082, Москва, а\я 8
Е-mail: remedium@remedium.ru
podpiska@remedium.ru
Адрес в Internet: http://www.remedium.ru