Методы снижения риска банковских операций
Одной из важных составляющих банковских пассивов являются остатки средств на счетах клиентов, поскольку они занимают значительную долю в общих ресурсах банковской системы. Банк, имеющий устойчивую, обширную клиентскую базу, способен извлекать прибыль как от использования остатков средств на расчетных счетах в своих активных операциях, так и от расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, повышая тем самым свою рентабельность. Использование таких средств привлекательно, поскольку данные средства для банка, как правило, являются бесплатными или их стоимость достаточно низка по сравнению с другими привлеченными средствами. Поэтому банку важно предоставить клиентам высокачественное техническое и информационное обслуживание.
Существуют различные способы привлечения банком клиентов. Наиболее эффективными из них, по нашему мнению, являются привлечение, основанное на рекламе "имени" (торговой марки) банка, и привлечение, основанное на финансово-хозяйственных связях уже существующих клиентов с потенциальными (линейно-связанное привлечение).
Применение первого способа характеризуется значительными затратами на рекламу в СМИ. Кроме того, банк должен иметь достаточную филиальную сеть, приближенную к потенциальным и существующим клиентам банка, а также узнаваемое "имя". При этом применение некрупным банком такого способа потребует дополнительных затрат для проведения более агрессивной рекламной кампании по продвижению своей торговой марки. В связи с этим для некрупных банков предпочтительнее второй способ привлечения клиентов, так как он не требует значительных вложений в рекламу.
Для применения линейно-связанного способа привлечения клиентов в некрупном банке определяются финансово-хозяйственные связи существующих клиентов с потенциальными. Такую задачу может выполнить любой отдел, непосредственно работающий с клиентами банка. На наш взгляд, целесообразно поручить указанную задачу операционному отделу как имеющему наиболее тесный контакт с клиентами. Для того чтобы заинтересовать клиента, банку необходимо знать размеры и структуру бизнеса клиента и в зависимости от значимости данного клиента для банка предложить ему различные бонусы: более низкие тарифы на расчетно-кассовое обслуживание, снижение ставок по предоставляемым кредитам и т.п.
Для крупных банков более подходит первый способ привлечения клиентов, основанный на продвижении и рекламе "имени" (торговой марки) банка. Это связано с тем, что для крупных банков "линейно-связанное" привлечение клиентов требует высоких затрат из-за большого числа клиентов, принадлежащих часто к различным отраслям экономики. Как следствие, возникает необходимость формировать огромный штат клиентских менеджеров, эффективность работы которых ввиду сложности выявления линейных финансово-хозяйственных связей существующих клиентов с потенциальными при большом объеме разнородной информации будет скорее всего низкой.
Привлечение клиентов с помощью рекламы "имени" банка может быть ориентировано как на экономику в целом, так и на отдельные ее отрасли. Во втором случае банку следует создать целевой продукт, рассчитанный главным образом на конкретную отрасль экономики, и рекламировать именно его. Для этого необходимо достаточно хорошо знать специфику данной отрасли экономики и организовать подразделение банка, занимающееся этой отраслью. Понятно, что создание "отраслевых" подразделений достаточно дорого и целесообразно только при наличии большого количества клиентов в данной отрасли экономики.
Для формирования более устойчивых пассивов из остатков средств на расчетных счетах клиентов банк должен диверсифицировать клиентскую базу, учитывая необходимость наличия в ней организаций, отличающихся друг от друга величиной оборота по расчетному счету. Данная диверсификация позволит значительно снизить зависимость банка от одного или группы клиентов и, как следствие, уменьшить его риски. Ведь остатки средств на расчетных счетах клиентов банка фактически являются денежными ресурсами, привлеченными до востребования, и использование их в краткосрочных, а тем более в среднесрочных активных операциях банка без определения параметров их устойчивости представляется крайне рискованным.
При определении параметров устойчивости необходимо провести разделение средств на расчетных счетах на рублевые и валютные, а также градацию клиентов банка по виду их деятельности согласно балансовым счетам второго порядка. Это связано с тем, что средства клиентов обычно концентрируются на расчетных счетах в рублях, поскольку в рублях проводится наибольшее количество операций. К тому же средства в валюте клиенты предпочитают держать в высоколиквидных активах.
Градация клиентов банка по виду их деятельности согласно балансовым счетам второго порядка связана с большей устойчивостью остатков средств на расчетных счетах финансовых (в основном страховых компаний) и некоммерческих организаций по сравнению с коммерческими организациями. Таким образом, при определении параметров устойчивости остатков средств на расчетных счетах финансовых и некоммерческих организаций помимо расчетных параметров устойчивости остатков средств необходимо учитывать специфику деятельности данных организаций.
Для проведения банком активных операций с использованием денежных средств на расчетных счетах клиентов необходимо сделать прогноз остатка средств на расчетных счетах клиентов в конкретном месяце.
Это можно сделать с помощью изложенного ниже пошагового метода.
Шаг 1. Исчисление среднего остатка Хср по балансовому счету второго порядка за месяц.
Шаг 2. Далее приравниваем индивидуальные значения дневных остатков X, превышающие Xср, к среднему остатку. Это объясняется необходимостью определения колебаний значений остатков в нижнем диапазоне. Данная процедура может быть выполнена с помощью функции ЕСЛИ в MS Excel.
Шаг 3. Определение среднего квадратичного отклонения по формуле:
/---------------
| 2
Сигма = \|Сумма (Х - Хср)
| --------------
| n
где сигма - среднее квадратичное отклонение,
n - количество дней в соответствующем месяце.
Шаг 4. Определение коэффициента вариации, характеризующего колеблемость остатков в нижнем диапазоне значений:
Сигма х 100
V = -----------------
Хср
где V - коэффициент вариации, %.
Шаг 5. Исчисление среднего коэффициента роста остатков средств (Кср) на расчетных счетах за предыдущие 12 месяцев, отстоящих от расчетного на 2 месяца (Кср характеризует изменения остатков средств на расчетных счетах, которые могут быть связаны с инфляцией, увеличением клиентской базы банка, развитием бизнеса клиента), по формуле:
n/--------------------
Kср = \| K1 х K2 х .....х Kn,
где Kn - отношение Кср за следующий месяц к Кср за предыдущий месяц.
Шаг 6. Определение остатка в прогнозируемом месяце по формуле:
Xсрпм = Xсрмпг х (100 - Vмпг)/100 х Kср,
где Xсрпм - средний расчетный остаток средств в прогнозируемом месяце,
Xсрмпг - средний остаток средств в месяце предыдущего года, аналогичном прогнозируемому,
Vмпг - коэффициент вариации в месяце предыдущего года, аналогичном прогнозируемому.
Уменьшение среднего остатка средств в месяце предыдущего года, аналогичном прогнозируемому, на коэффициент вариации объясняется необходимостью снижения рисков при предполагаемом использовании прогнозируемого остатка средств в краткосрочных и среднесрочных активных операциях банка. При этом минимальное уменьшение должно составлять 15%, т.е. соответствовать значению норматива мгновенной ликвидности банка (Н2), установленному инструкцией Банка России от 16.01.04 г. N 110-И (с изм. и доп. на 6.07.05 г.) "Об обязательных нормативах банков".
Для снижения риска при использовании прогнозируемого остатка банку также необходимо иметь возможность поддерживать свою ликвидность с помощью других финансовых инструментов, в частности межбанковских кредитов. Согласно ст. 28 Федерального закона от 2.12.90 г. N 395-1 (с изм. и доп. на 21.07.05 г.) "О банках и банковской деятельности" кредитные организации на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и совершать другие взаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Банком России. Кредитные организации ежемесячно сообщают в Банк России о вновь открытых корреспондентских счетах на территории Российской Федерации и за рубежом. Корреспондентские отношения между кредитной организацией и Банком России осуществляются на договорных началах. Списание средств со счетов кредитной организации производится по ее распоряжению либо с ее согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. При недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств кредитная организация может обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 290 НК РФ к доходам банков относятся, в частности, доходы от осуществления банковской деятельности в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов.
В соответствии с приложением N 4 к инструкции Банка России N 110-И при отнесении кредитов к синдицированным, т.е. к кредитам, в связи с предоставлением каждого из которых принят риск двумя или более банками в соответствии с заключенным между ними договором (договорами), банки должны исходить из следующего.
1. К совместно инициированному синдицированному кредиту относится совокупность отдельных кредитов (займов - депозитов), далее - кредиты, предоставленных кредиторами (участниками синдицированного кредита или синдиката) одному заемщику, если в условиях каждого из договоров по предоставлению кредита (далее - кредитные договоры), заключенных между заемщиком и кредиторами, указано, что:
срок погашения обязательств заемщика перед кредиторами и величина процентной ставки идентичны для всех договоров;
каждый кредитор обязан предоставить денежные средства заемщику в р
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71