Некоторые аспекты обеспечения военнослужащих жилыми помещениями
за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности
Одной из задач, стоявших перед законодателем при принятии Жилищного кодекса Российской Федерации, было четкое разделение жилищного фонда не только в зависимости от формы собственности, но и в зависимости от целей его использования для наиболее рационального управления им и осуществления контроля за сохранностью жилых помещений. Соответствующие новации жилищного права коснулись и проблем обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.
Жилые помещения, которыми обеспечиваются военнослужащие, находятся в составе государственного жилищного фонда, т.е. принадлежат на праве собственности Российской Федерации. Однако по целям использования они могут составлять совокупность двух жилищных фондов:
1) жилищный фонд социального использования, т.е. совокупность жилых помещений, предоставляемых нуждающимся в бессрочное владение и пользование для проживания в них по договорам социального найма;
2) специализированный жилищный фонд, т.е. совокупность жилых помещений, предназначенных, в частности, для временного проживания военнослужащих в связи с прохождением военной службы и на период таковой.
Жилые помещения, которыми обеспечиваются военнослужащие, закрепляются за соответствующими военными организациями - юридическим лицами, создаваемыми чаще всего в организационно-правовой форме федерального государственного учреждения (ФГУ), на праве оперативного управления.
Легальных источников прироста недвижимого имущества (каким являются жилые помещения), находящегося в оперативном управлении у ФГУ, немного. Во-первых, это закрепление за ФГУ в процессе его деятельности объектов федеральной собственности. Во-вторых, целевое выделение бюджетных средств на приобретение или строительство недвижимого имущества. В-третьих, возможность получения денежных средств от осуществления ФГУ приносящей доходы деятельности и направление их на строительство или приобретение жилых помещений для военнослужащих.
Первые два источника находятся в абсолютной зависимости от воли государства (в лице соответствующих органов государственной власти), от его экономической, политической, финансовой стабильности. Однако степень обеспечения военнослужащих жилыми помещениями оказывает обратное влияние на политическую стабильность государства в частности и на национальную безопасность вообще. Поэтому речь, видимо, должна идти о создании государством определенного механизма самообеспечения отдельных своих элементов в целях общей национальной, и в том числе государственной, безопасности.
Военная организация, созданная в форме ФГУ, имеет только одну относительно независимую возможность увеличения количества жилых помещений, которые она сможет предоставлять для проживания своим военнослужащим, - осуществлять приносящую доходы деятельность и направлять получаемые средства на приобретение или строительство жилья.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" от 10 февраля 2004 г. N 71 установлены порядок наделения ФГУ правом осуществления приносящей доходы деятельности и ее пределы, а также порядок распоряжения приобретенным за счет доходов имуществом.
Согласно указанному постановлению федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), подготавливают для Правительства Российской Федерации проекты решений о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных им федеральных государственных учреждений в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
В уставе федерального государственного учреждения, утверждаемом соответствующим ФОИВ, должно быть предусмотрено, в частности, следующее:
- исчерпывающий перечень функций (видов деятельности), осуществляемых учреждением, а в случае предоставления права на осуществление приносящей доходы деятельности - исчерпывающий перечень видов такой деятельности;
- порядок распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, который в том числе устанавливает обязанность учреждения представлять сведения о таком имуществе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества;
- запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых являются отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, или имущества, приобретенного за счет выделенных бюджетных средств;
- открытие счетов учреждения в органах федерального казначейства;
- порядок распоряжения собственником имуществом учреждения в случае его ликвидации, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Таким образом, именно соответствующий федеральный орган исполнительной власти на практике определяет вопросы, касающиеся наделения ФГУ правом осуществлять приносящую доходы деятельность или лишения данного права. Однако такой отсылочный способ правового регулирования этих общественных отношений определяет необходимость разрешения в уставе ФГУ, по крайней мере, двух проблем.
Первая проблема заключается в том, что и органы государственной власти, и учреждения обеспечения как юридические лица в гражданском обороте имеют организационно-правовую форму государственного учреждения. Однако орган государственной власти не должен иметь возможность осуществлять приносящую доходы деятельность в той сфере, в которой он обладает государственно-властными полномочиями.
Использование приносящей доходы деятельности в качестве источника прироста имущества учреждениями обеспечения более приемлемо, поскольку их задачи и функции не связаны с осуществлением государственно-властных полномочий. Но при этом приносящая доходы деятельность не должна препятствовать осуществлению учреждением обеспечения основных функциональных задач.
Вторая проблема касается цели использования жилых помещений, приобретенных (или построенных) на средства, полученные в результате осуществления ФГУ приносящей доходы деятельности. Видимо, такие жилые помещения не должны составлять фонд социального использования, поскольку в этом случае при достаточно крупных финансовых вложениях бессрочно обеспечиваются жильем только несколько семей военнослужащих, что в данном случае будет противоречить целям предоставления учреждению права осуществлять приносящую доходы деятельность.
Таким образом, в уставе ФГУ должно быть закреплено, что в случае приобретения военным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, жилых помещений, они составляют специализированный жилищный фонд (в виде служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях), используемый согласно жилищному законодательству Российской Федерации.
Л.Н. Сморчкова,
КЮН, доцент кафедры ГПД Московского
пограничного института ФСБ России, капитан юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 6, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Некоторые аспекты обеспечения военнослужащих жилыми помещениями за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности
Автор
Л.Н. Сморчкова - КЮН, доцент кафедры ГПД Московского пограничного института ФСБ России, капитан юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2005, N 6