Уловки стоматологов
Наш внештатный корреспондент Геннадий Бурыхин получил задание выяснить, в какой из ниш рынка стоматологических услуг бухгалтеру выгоднее работать. Оказалось, что все зависит от приоритетов: высокая зарплата или спокойная жизнь!
Единица труда и рубль по "валу"
В отрасли разношерстной российской стоматологии можно различить три крупные группы: бюджетные и частные клиники, а также коммерческие стоматологические кабинеты на одно-три кресла. Как показали результаты телефонного опроса, проведенного сотрудниками нашего колл-центра, довольны жизнью только бухгалтеры фирм, перешедших на упрощенку. Причем по схеме "6 процентов с доходов". Оплата непыльной работы бухгалтера-упрощенца в пересчете на один трудовой час нередко превышает 300 рублей.
"Приходящие" бухгалтеры стоматологических кабинетов и небольших клиник жалуются на специфику, только если им приходится начинать организацию учета с нуля. Даже в Москве оплата труда таких бухгалтеров едва достигает 15 тысяч рублей. Однако, учитывая свободный график работы и возможность вести несколько фирм одновременно, это тоже неплохие деньги.
После бюджетников тяжелее всего приходится бухгалтерам так называемых элитных клиник. Они не страдают из-за нехватки денег, но им нередко приходится осваивать работу с таможней, так как обычно все материалы поступают к ним из-за рубежа. Кроме того, и "государственным" бухгалтерам, и "элитным" приходится вести учет труда врачей не просто в табелях, а по УЕТ (условным единицам труда). Эта экзотическая единица измерения существует еще с советских времен (приказ Минздрава СССР от 25 января 1988 г. N 50).
Придумана эта экзотика, по официальной версии, для "интенсификации труда врача... оказания максимальной помощи в одно посещение, сокращения непроизводительных затрат времени". В дополнение к обычным кадровым документам бухгалтерии приходится иметь дело с листками ежедневного учета работы стоматологов и зубных врачей, оформлять сводную ведомость учета работы врача-стоматолога.
Все это - свидетельство того, что в крупных клиниках работа врачей поставлена на поток. По конвейеру идут фактически обезличенные клиенты. Может быть, именно поэтому бухгалтеры таких клиник сами нередко пользуются услугами соседнего частного стоматологического кабинетика.
Бюджетники нам помогут
Низкая зарплата - не единственная причина, по которой не стоит идти работать в бюджетную клинику. С этого года на российских просторах началось внедрение бюджетного учета, максимально приближенного к международным стандартам. Разносить операции по 26-значным счетам стало возможным только при помощи бухгалтерских программ.
Конечно, плодами технического прогресса бухгалтера, наработавшего стаж в коммерческой сфере, не испугаешь. Гораздо страшнее для него методологические "черные дыры" новых инструкций, отсутствие новых ведомственных инструкций и разъяснительных писем. Именно от этого страдают сейчас все бухгалтеры-бюджетники.
И все же бухгалтеры коммерческих фирм используют "бюджетный" опыт. Мария Никонова из Новосибирска до того, как знакомые предложили ей вести учет стоматологических услуг, работала бухгалтером в строительной фирме. Сведения, полезные для новой работы, ей пришлось добывать из информационно-справочных систем.
В минздравовских рекомендациях от 12 июля 1992 г. N 1 ей удалось обнаружить куцый раздел, посвященный затратам стоматологических поликлиник. Хорошо еще, что в нем была ссылка на более обширный раздел, посвященный себестоимости. Так Мария узнала, какие расходы в принципе могут быть у стоматологической клиники. Эта информация помогла ей набросать черновик раздела учетной политики по прямым затратам.
Посмотрев получившийся перечень, Мария решила составить калькуляции на каждую детальную, то есть элементарную (неделимую) услугу. Набор детальных услуг - простая медицинская услуга, основа формирования себестоимости. В стоматологии простая услуга приравнена к понятию "санированный больной", проще говоря, к приему пациента. Имея на руках калькуляции, формировать себестоимость просто. Нужно всего лишь умножить количество всех оказанных медицинских услуг на их себестоимость.
Изнанка рая
Составить калькуляцию детальной стоматологической услуги - дело трудоемкое и дорогостоящее, если применять специальные программные средства. Самый сложный момент - отсутствие нормативов списания материалов.
Возможность самостоятельно разработать нормативы - отличный способ "подкорректировать" суммы налога на прибыль (от НДС стоматологи пока освобождены). С другой стороны - желательно, чтобы объемы списываемых материалов выглядели правдоподобно.
В некоторых бухгалтерских программах, разработанных специально для стоматологии, встроены частично заполненные справочники материалов (около 100 наименований). Списание происходит автоматически по нормам, которые тоже присутствуют в таких программах.
Однако, как признают сами разработчики, обычно клиенты добавляют в справочники другие материалы и меняют нормы. Связано это не столько с желанием минимизировать налоги, сколько с технологическими особенностями работы той или иной клиники.
"Первые несколько месяцев работы в стоматологии, - рассказывает кировский бухгалтер Елена Кленова, - я почти каждый день приходила в клинику. Только доктор чай присядет попить - ты к нему с прайсиком. Начинаешь выспрашивать, какие материалы по этому пункту списываются и сколько "вешать в граммах". Все относились с пониманием. Теперь нормативы утверждены и в клинику я забегаю три раза в неделю на пару часиков".
К сожалению, не все наделены такой отзывчивостью. Надежда, бухгалтер из уральского города Березняки, поначалу никак не могла совладать со строптивым администратором стоматологического кабинета. "Не отвлекайте народ от работы своими глупостями, - строгим голосом говорила дама-администратор. - Чтобы определить нормы, нужны как минимум аптечные весы".
Пришлось подключить владельца фирмы и его жену - финансового директора. Были разработаны специальные формы, обязательные для заполнения врачами. Кампания прошла под девизом: "Не хочешь разрабатывать нормативы - воруешь деньги хозяина!"
Официальную отчетность Надежда состряпала, пользуясь фактически непроработанными нормами и советами коллег из дружественных стоматологий. Надо сказать, что несмотря на быстрый рост численности зуболечебниц, особой конкуренции и вражды между ними не наблюдается.
Кстати, идея отслеживать расход материалов так понравилась Надиному руководству, что нормативы для использования в управленческом учете разрабатывались тщательно, почти полгода. Дело в том, что содержимого некоторых особо дорогостоящих тюбиков стоматологическому кабинету хватает именно на это время. Необходимо было подсчитать, на какое количество процедур хватает той или иной упаковки. Администратора заменили, и новый доверенный человек руководства все полгода неустанно следил за расходом материалов, визируя отчеты об их использовании.
Альтернатива кассовому "жучку"
Бухгалтер, который только-только пришел в стоматологию, нередко думает так: "Зачем играть с себестоимостью? Лучше - с наличной выручкой". Очень скоро он выясняет, что отнюдь не вся выручка поступает наличными деньгами. Для того чтобы привлечь клиента, фирмы нередко помогают оформить им кредит на дорогостоящие услуги. Кроме того, чтобы получить вычет по налогу на доходы, клиенты берут справки о стоимости стоматологических услуг и предъявляют их в налоговую инспекцию. Один столичный стоматологический кабинет, в котором "бухгалтерит" Светлана, дорогостоящих услуг не оказывал, и руководство дало приказ "минимизировать" налоги по старинке - не пробивая часть чеков. Почему-то было решено, что на окраину Москвы ни один инспектор с проверкой не поедет.
Налоговики оказались вездесущи и неузнаваемы до такой степени, что кассир не выбила чек именно им. Впрочем, спустя час после неприятного инцидента оперативно прибывшее руководство распивало "рюмку чая" с проверяющими. В результате были не только улажены неприятности, но и получен ряд дельных советов. Один из них применим ко всем фирмам. Человек, сидящий за кассовым аппаратом, должен быть обученным кассиром-операционистом. Проще говоря, иметь "корочки", которые центры обслуживания могут выдать одним днем всего за 500- 1000 рублей. Если кассир берет вину за невыбитый чек на себя, - сумма штрафа уменьшается на порядок.
- И все же чеки лучше пробивать, - наставительно сказал инспектор.
- А выручку потом "скручивать"? - поинтересовался осмелевший директор.
- Можно и так. Ваша модель кассового аппарата это позволяет. Но, честно говоря, мы всегда видим, что гнездо, в которое вы будете вставлять жучок, раздолбано. Ваша проблема в том, что с проверкой можем прийти не только мы, но и обэповцы. Зубы болят у всех.
- Можно договориться с мастером из кассового центра и перебивать операции, скажем, раз в месяц, - вступил в разговор другой инспектор.
В итоге "знатоки" сошлись на том, что в стоматологии лучше применять бланки строгой отчетности. Пока это разрешено. Нужно всего - навсего заказать в типографии два комплекта (форма по ОКУД 0700001, утв. письмом Минфина от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-35).
- Зачем два комплекта? - удивился директор.
- С одним будет работать ваш кассир, а из второго будете брать бланки для замены и указывать в них меньшие суммы. Ведь бланки пронумерованы, и нумерация заполненных экземпляров должна быть непрерывной.
Море бланков
Поиск людей, имеющих связи в типографии, отнял немало времени. Наконец два комплекта свежеотпечатанных бланков строгой отчетности были изготовлены. И тут закапризничали менеджеры: "Мы уже утонули в груде бумаг, которые нужно оформить на каждого клиента. Нет у нас времени заполнять еще какие-то приходные ордера!"
Руководство успокоило менеджеров, незначительно прибавив им зарплату. Бухгалтера же, несмотря на то, что ей теперь фактически приходится заниматься перепиской на бланках из "второго" комплекта, материально поощрить забыли.
"Как всегда", - вздыхает Светлана. Ее услуги очень дешево обходятся фирме. Например, она даже не стала требовать покупки стандартной бухгалтерской программы, пользуется несколькими бесплатными программками, которые помогают сводить баланс и вести учет зарплаты с разноской по налоговым карточкам.
Основной учетный регистр, разработанный Светой, - видоизмененный бланк строгой отчетности "Кассовая ведомость приема выручки". В типографии его, конечно, никто не печатал. Наоборот, Света "начертила" эту форму в Excel и заполняет за каждый рабочий день. В ней есть все, что нужно: номер позиции по прейскуранту, стоимость работ, фамилия пациента, коды, норматив и стоимость израсходованных материалов, табельный номер врача-исполнителя.
- Неужели нельзя поручить эту работу менеджерам? - удивляюсь я.
- Можно, но я же формирую "отчет" только по тем карточкам, которые лежат в нашей стоматологии.
- Налоговая инспекция запрашивает у вас карточки пациентов?
- Нет. Но из них можно выудить информацию. Я в принципе не храню в офисе подобные документы. Если что, всегда можно сказать, что все в другом месте, так как я - приходящий бухгалтер. Однако карточки пациентов и личные дела врачей мы обязаны держать здесь, на случай проверок медицинской комиссии. Вот и храним некоторые из них.
Я не стал рассказывать Свете об удобных компьютерных программах, которые позволяют вести в стоматологии и управленческий, и обычный учет. На мой взгляд, эта милая женщина изначально неправильно себя преподнесла. Вначале она вела учет практически вручную, потом на программках, которые некоторые разработчики раздают бесплатно в ходе рекламных акций. Вряд ли ее руководство согласится теперь на программу за 15-30 тысяч и более рублей. Тем более что, как показала недавняя комплексная проверка налоговой инспекции, на фирме все в ажуре.
Г. Бурыхин,
внештатный корреспондент
"Расчет", N 10, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru